Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 716

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

402
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
моуважения, рост их разочарования в местных особенностях, потерю внутренней значимости их прежней локальной идентичности.
Проблема идентичности подробно исследована на уровне вхождения обществ в сообщества менее масштабные, чем глобальное, например, в
Европейское сообщество. При этом возникает плюралистическая иден- тичность, подтверждающая нашу гипотезу о том, что идентичность ско- рее складывается как многоуровневая, чем идею о механическом, ква- зиролевом совмещении идентичности, похожим, как говорит один из исследователей проблемы, на смену костюмов. Если европейская инте- грация осуществляется между странами, имеющими общеевропейское сходство, то на глобальном уровне можно найти некоторые культурные универсалии или унифицированные культурные явления, такие как мо- да, туризм, образование и т.д., совмещающиеся с огромным культурным, этническим, национальным многообразием, разными уровнями раз- вития и пр. Как и в случае европейской интеграции, в условиях глоба- лизации сохраняются территориальные и культурные границы стран, историческая память отдельных обществ, но появляется возможность работать за пределами своей страны, возрастает общность культурных стандартов, возможность стать членом объединенной системы, растет взаимозависимость. Вместе с тем возникает расхождение между ощу- щением своей национальной принадлежности и гражданства, тогда как прежде речь шла о национально-государственной принадлежности. Гло- бализация культур осуществляется в меньшей мере, чем глобализация экономических отношений, информации. Поэтому культурная специфи- ка сохраняется при всех взаимодействиях как путем сохранения локаль- ных культур своих отечеств, «малой родины», так и путем сохранения культурных предпочтений на глобальном уровне.
Проблема идентичности и проблема глобализации сегодня наиболее обсуждаемы, но их совместное обсуждение, изучение идентичности в контексте глобализационного процесса — достаточно ново и поэтому мало освещено в литературе. Его суть описывает Бауман в своей новой книге «Индивидуализированное общество»: «Наши зависимости сегодня полностью глобальны, а наши действия, однако как прежде локальны»
1
Идентичность наилучшим образом определена Э. Эриксоном как субъек- тивное ощущение своей самотождественности, являющееся источ ником энергии и преемственности
2
. Основная проблема, занимающая этого ученого, — это как раз то, что принципиально при рассмотрении иден-
1
Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge,
2001. P. 149.
2
Erikson E. Identity: Youth and Crisis. L.,
1974. P. 17.


403
Глава 5. Вторая глобализация и идентичность
тичности в условиях глобализации, — анализ идентичности как целост- но сти или совокупности, представляет ли она из себя некий неструктури- рованный Gestalt или структурированное единство. Эриксон пишет:
«Психическое здоровье людей, оторванных от своих домов, работы, стра- ны и вынужденных эмигрировать, неоднократно становилось предметом специального интереса исследователей. Будучи сам иммигрантом… я могу начать с признания в своего рода каждодневной патологии»
1
Глобализация создает сходную проблему даже для тех, кто никогда не покидал своих домов, ибо в их жизнь вторгается большой новый мир, а действовать они могут только в пределах своего мира. Эриксон по- казывает разную способность к мобильности, и можно предположить, что ей соответствует разная склонность к изменениям идентичности и укорененности: он приводит данные опроса турецких крестьян об их готовности эмигрировать, на что последние отвечают, что это было бы
«хуже смерти», и вместе с тем самочувствие американца, который осва- ивал континент: «Если ты видишь дым, поднимающийся из трубы твое- го соседа, значит, пора двигаться»
2
. Эриксон ставит очень важные про- блемы и делает очень серьезные методологические заходы, но его ре- шения связаны с психиатрической практикой. Имеется большой по- тенциал адаптации его подходов к социальным реальностям сегодняш- него дня, к постановке вопроса не только о персональной идентичности, но и о национально-культурной идентичности обществ, становящихся единицами глобализационного сближения.
Рост проблем этнической идентичности рассматривается — как след- ствие распада прежней идентичности, а межнациональные конфликты как становление разных типов идентичности. Добавим, что острота кон- фликта определялась нехваткой опыта культурного плюрализма. Специ- альных работ по соотношению идентичности и глобализации пока еще недостаточно. Среди них можно отметить книгу П. Престона, который исследовал идентичность наций и граждан в эпоху глобализации
3
Среди исследований, оказавших влияние на обсуждение проблемы идентичности, отметим Фридмана
4
. В нашумевшем бестселлере амери- канского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии Т. Фридмана
1
Эриксон Э. Идентичность и неукорененность в наше время // Фило соф- ские науки. 1995. № 5–6. С. 217.
2
Там же. С.
218–219.
3
Preston P.W. Political / Cultural Identity: Citizens and Nations in a Global
Era. L.,
1997.
4
Friedman Th. L. The Lexus and Olive Tree.


404
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
описывается история о том, как в один и тот же день произошли два события. Журналист наблюдал, как на заводе в Японии, производящем дорогой и престижный автомобиль «Лексус», один робот приклеивал к машине эмблему, а второй робот снимал остающуюся после этой опе- рации каплю клея. Всего в производстве автомобиля здесь используется
300 роботов. В этот же день он прочел в «Интернэшнл геральд трибьюн», что араб и израильтянин подрались, не решив вопроса, кто именно из них владеет оливковым деревом. Книга так и называется: «Лексус и олив- ковое дерево. Понимая глобализацию». Автор пишет: «Оливковое дере- во очень важно. Оно представляет все, что является нашими корнями, что держит нас на якоре, идентифицирует и помещает нас в этом мире
— будь то принадлежность к семье, к общине, к племени, к нации, к религии или, прежде всего, к месту, называемому домом... На самом же деле причина, по которой национальные государства никогда не исчез- нут, даже если ослабеют, состоит в предельной значимости оливкового дерева — конечного выражения того, к чему мы принадлежим лингви- стически, географически и исторически»
1
. Новому миру, созданному второй глобализацией, всего около двадцати лет. И есть другой мир. Но в новом мире «победитель берет все»
2
. Другим остается только завидо- вать. Альтернативы они создать не могут. Важно здесь рассмотрение культурной логики глобальной системы, состоящей в том, что общества разного этапа развития по-разному приспосабливаются к глобализации.
Если глобальный мир не способствует прорыву в него, происходит за- мыкание на своих задачах. Если кто-то не может производить «Лексус»
(японский автомобиль), он может продолжать выращивать оливковые деревья. Но и производитель «Лексуса», создава емого роботами, не мо- жет забыть своих камней (оливковых деревьев или берез).
Идентичность может быть сферой сакрального, где человек соот- носит себя с фундаментальными ценностями, со смыслополаганием дорогих сердцу источников своего становления. Пласт сакрального в идентичности личности в условиях глобализации определен именно локально. Именно оно характеризует наиболее личное, глубоко укоре- ненное в человеке.
Фридман показывает потрясение от того дня своей журналистской работы, когда он столкнулся и с «Лексусом», и с оливковым деревом. Как совместить эти миры? Фридман говорит о том, что оливковое дерево или что-то другое, почерпнутое человеком вместе с языком, детством,
1
Ibid.,
P.
30.
2
Ibid.
P.
306

320


405
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   69

Глава 5. Вторая глобализация и идентичность
традицией, не исчезает, а ложится в более глубокие и сокровенные плас- ты сознания. Заметим, что люди, вынужденные «жить глобально», часто сакрализуют свой локальный опыт. Например, П. Сорокин, крупнейший американский социолог, создавший теории стратификации и социаль- ной мобильности, не мог забыть коми-пермяцкой деревни и все больше погружался не только в воспоминания о ней, но и в теоретической ра- боте переходил к традиционным российским мотивам (альтруистиче- ской любви, триединой истине, интегральной сущности человека).
Под сакральным в данном случае понимается не верность религи- озным принципам и не религиозное толкование священного, а святые для индивида ценности его непосредственной жизни. В этом значении термин «сакральное» широко употреблял Э. Дюркгейм, который указывал в работе «Элементарные формы религиозной жизни» на возможность нерелигиозной трактовки сакрального как составляющего подлинную основу человеческого бытия, его коллективистскую (традиционную) сущность. Наличие этого уровня сакрального отличало такого человека от представителей светской индивидуалистической культуры.
Именно переход на этот уровень сакрального обеспечивает глубокую интимность традиции и сохранение моральной атмосферы в сообще- ствах. Так, А. Этциони показывает, что без такого уровня ценностных переживаний, которое мы здесь называем сакральным, не может со- храниться общественная мораль
1
. Моральные представления должны быть глубоко укоренены в человеке и не могут предъявляться ему как чисто внешние предписания. Именно в этом смысле локальная идентич- ность может быть рассмотрена как вид сакрального, сохраняющаяся при всех возможных изменениях.
В данном значении понятие сакрального тождественно понятию
сокровенного, которое, по определению одного из исследователей, «есть универсальная разновидность опыта первичной бытийной ориентации, предполагающая синергийное, диалогическое отношение», реализую- щее «причастность к абсолютному». По мнению данного автора, сокро- венное выступает в трех основных видах: как непостижимая для чело- века в принципе, но жизненно важная для его души святыня, тайна; как то, что открывается лишь при полной реализации человеческой сущ- ности; как хранение, оберегание душевно-духовной целостности, за- щита себя от деструктивных сил