Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 4375
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72
Больная О., 23-х лет, домохозяйка. Мать больной страдала эпилептическими припадками. Отец был алкоголик. Больная с детских лет отличалась неуравновешенным, злобным характером. В период полового созревания стали отмечаться колебания настроения: то она хо- рошо работала, была весела, то отказывалась от работы, дерзила, все бросала и убегала из дома. С 16-ти лет появились судорожные припадки.
В настоящее время наблюдаются большие судорожные припадки.
Припадки бывают серией ежедневно, иногда 2 раза в день. За день до наступления припадка возникает состояние возбуждения. Поступила на лечение в связи с учащением припадком. В беседе несколько назойлива, льстива, любит лечиться, высказывает масс соматических жалоб.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ситуационная задача № 7
Больной Ч., 16-ти лет, поступил на лечение с диагнозом: эпилепсия. За месяц до поступления участились приступы. В отделении наблюдался большой судорожный припадок, затем последовал второй и третий.
Больной в сознание не приходил.
Задания:
1.Определите неотложное состояние пациента.
2.Составьте алгоритм оказания первой медицинской помощи.
Эталоны ответов
Эталон ответа на ситуационную задачу № 1:
1. Эпилептический статус.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
-подложить под голову больного подушку;
-расстегнуть стесняющую одежду;
-вставить между зубами шпатель, обмотанный салфеткой;
-придерживать пациента;
73
-обложить голову пузырями со льдом;
-приготовить шприцы, иглы, 0,5% раствор реланиума.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 2:
1. У пациента нарушены потребности: быть здоровым, работать, общаться, спать, поддерживать нормальную температуру, избегать опасности.
Проблемы пациента.
Настоящие проблемы:
страх
беспокойство
зрительные галлюцинации
состояние возбуждения
повышенная температура
Приоритетные проблемы:
состояние возбуждения
повышенная температура
Потенциальная проблема:
развитие осложнений
2.Краткосрочная цель: уменьшить психомоторное возбуждение и температуру к концу дня.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациент будет здоров.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Вызвать врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
2
Оказывать помощь вдвоем или втроем. Для безопасности персонала.
3
Изолировать больного.
Для безопасности больного и окружающих.
4
Установить пост индивидуального наблюдения.
Для контроля состояния пациента.
5
Проветривание палаты, влажная уборка, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
6
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
7
Дать обильное витаминизированное питье
Для снижения интоксикации и температуры
Оценка результата: к концу дня возбуждение несколько уменьшилось, температура снизилась.
Эталон ответа на ситуационную задачу №3:
1. У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, работать, общаться, избегать опасности.
74
Проблемы пациентки.
Настоящие проблемы:
дисфория
головная боль
нарушение сна
дефицит контроля поведения
Приоритетная проблема:
головная боль
Потенциальная проблема:
развитие судорожных припадков
2.Краткосрочная цель: к концу смены головная боль не будет беспокоить пациентку.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет ощущать себя комфортно, будет знать необходимость постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациентки и окружающих.
2
Проветривание палаты, тишина, влажные уборки.
Для создания психического и физического комфорта.
3
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
4
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
5
Беседы с больной о необходимости постоянного лечения.
Для профилактики обострения.
Оценка результата: к концу смены головная боль прошла.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 4:
1. У больной большой судорожный припадок.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
-подложить под голову подушку;
-расстегнуть стесняющую одежду;
-между зубами вставить шпатель, обмотанный салфеткой;
-придерживать больного;
-ввести 0,5% раствор реланиума (2ml внутримышечно);
-установить наблюдение.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 5:
75
1.Эпилепсия. Судорожный синдром.
2.Алгоритм действий медицинской сестры:
-вызвать врача;
-уложить на спину, голову повернуть на бок, выполнить прием Сафара;
-освободить и выпрямить дыхательные пути;
-обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород;
-по назначению врача ввести 0,5 % раствор седуксена в возрастной дозе.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 6:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, работать, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
судорожные припадки
колебания настроения
Приоритетная проблема:
судорожные припадки
Потенциальная проблема:
развитие осложнений
2.Краткосрочная цель: оказать помощь пациентке в случае развития эпилептического припадка.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет знать о необходимости постоянного диспансерного наблюдения и лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Контроль АД, пульса.
Для контроля состояния.
3
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
4
В случае развития припадка оказать помощь в соответствии с алгоритмом.
Для облегчения состояния и предотвращения развития осложнений.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
6
Беседы о необходимости наблюдения и лечения в диспансере.
Для профилактики обострения.
Оценка результата: в течение смены у пациентки не наблюдалось судорожного припадка.
Эталон ответа на ситуационную задачу №7:
1. Эпилептический статус.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
76
-подложить под голову больного подушку;
-расстегнуть стесняющую одежду;
-вставить между зубами шпатель, обмотанный салфеткой;
-придерживать пациента;
-обложить голову пузырями со льдом;
-приготовить шприцы, иглы, 0,5% раствор реланиума.
2.4 Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной
работы студентов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
Тема «Эпилепсия»
Значение темы:
Распространенность эпилепсии среди населения составляет 0,7%.
Общее число больных эпилепсией на планете составляет 50 млн. человек.
Мужчины заболевают чаще, чем женщины. Возраст больных, в котором возникает болезнь, в 75% случаев менее 18 лет, пик заболеваемости приходится на первые 10 лет жизни(эпилепсия считается одним из основных заболеваний педиатрической психоневрологии). В 25% случаев припадки носят семейный характер. Диагноз заболевания устанавливается только по клиническим проявлениям эпилепсии и изменениям на ЭЭГ.
Эпиприпадки могут возникать при многих органических расстройствах
(опухоли мозга, инсульте, церебральных гематомах, нейроинфекциях, олигофрении, прогрессивном параличе, болезни
Альцгеймера, атеросклерозе сосудов головного мозга, алкоголизме, наркомании).
Многие великие люди страдали эпилепсией(Сократ, Платон, Плиний,
Юлий Цезарь, Калигула, Петрарка, Ф.М. Достоевский, Петр Первый,
Альфред Нобель, Наполеон) без возникновения негативной симптоматики
(без мнестико-интеллектуального дефекта.) Современная эпилептология утверждает, что при непрерывности и длительности терапии антиэпилептическими препаратами и своевременности начала лечения, эпилепсия излечима.
Цели обучения:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
77
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Учебная цель:
Сформировать знания и представления в клинике и особенностях СП при эпилепсии:
Ознакомить обучающихся с основными сестринскими диагнозами при эпилепсии.
Сформировать знания по особенностям медикаментозного лечения эпилепсии, алгоритмам оказания неотложной помощи при большом судорожном припадке и эпистатусе.
Сформировать умения:
Составлять развернутый план сестринских вмешательств при эпилепсии.
Составлять развернутый план обучения больного и членов его семьи в связи с лечением антиконвульсантами, оказанию неотложной помощи при эпиприпадке.
Освоить алгоритм проведения внутримышечной инъекции.
Осуществлять уход за больными эпилепсией
Освоить способы оказания неотложной помощи при эпиприпадках.
Метод обучения: частично-поисковый.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Приложение 1(кейсы и эталоны ответов)
Кейс 1
Пациент Харитонов Петр Ильич, 68 лет, страдает эпилепсией с юношеского возраста. Впервые большие судорожные припадки появились во время службы в армии. После армии поступил в техникум, женился. Имеет дочь, которая также страдает эпилепсией. Поступил на завод, но из-за повторяющихся припадков был отстранен от работы в цеху и переведен в аппарат управления. Отличался исполнительностью и ответственностью.
Со временем припадки стали более частыми (до 4 раз в месяц), несмотря на регулярный прием антиконвульсантов. Однажды на работе встал из-за стола и стал снимать с себя одежду, никак не реагировал на замечания сотрудников. Был удивлен и смущен, когда пришел в себя и увидел, что у него спущены трусы. Уволился с завода по собственной инициативе, пытался устроиться в другое место, но в отделе кадров сразу замечали его
78 медлительность и отказывали. В 43 года была оформлена инвалидность. С этого времени ежегодно поступает на лечение в больницу. Дома деспотичен, в возбуждении может ударить жену и дочь, сломать стул.
Последние годы отмечается явное снижение интеллекта, пословицу «Не плюй в колодец, водица может пригодиться напиться» объясняет: «За это хорошо врезать надо». Резко уменьшился словарный запас. Перечисляя жалобы, все время повторяет сочетание «душевно-головная система».
Например: «Для душевно-головной системы главное-это порядок».
Постоянно ссорится с другими больными и санитарами. Каждое утро ждет заведующую отделением у двери кабинета и обстоятельно сообщает ей о том, что соседи по палате поздно ложатся спать, курят, нецензурно бранятся, пьют чефир. Заведующую называет «Елизаветочка». С преподавателями университета и студентами ведет себя заносчиво, делает им замечания, если они задают вопросы не в той последовательности, не записывают его ответы в тетрадь.
Задания:
1.Определите нозологическую форму данного хронического психического расстройства.
2.Продемонстрируйте на фантоме алгоритм проведения внутримышечной инъекции.
3.Определите нарушенные потребности и проблемы пациента.Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
5.Расскажите о лечении и уходе за пациентом.
Эталон ответа
1.Эпилепсия
– хроническое, прогрессирующее заболевание, проявляющееся судорожными припадками, психическими нарушениями и специфическими расстройствами личности. В данном случае имеет местоисход болезни - эпилептическое (концентрическое) слабоумие.
Мышление пациента конкретное, уменьшен словарный запас (олигофазия).
Пациент не способен отличать главное от второстепенного, не может объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок. Его интересы ограничиваются узким кругом бытовых потребностей, много внимания он уделяет своей болезни, появляются капризность, ипохондричность.Лесть пациента нелепа, он навязчиво извещает врача о любых нарушениях дисциплины в отделении, использует уменьшительно-ласкательные окончания. Резко снижена память, хотя сведения, которые имеют значение для пациента, он помнит хорошо.
Изменение личностиупациента тяжелое, сочетающееся с грубым интеллектуально мнестическим дефектом (слабоумием). Среди черт характера пациента на первый план выступает медлительность, вязкость, эгоцентризм.
Пациент аккуратен, исполнителен, ответственен.
Порученную работу выполняет кропотливо, тщательно. Речь пациента