Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 4371

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284 избегание(признание беспомощности), идентификация(копирование поведения авторитетного лица), вытеснение(неожиданное забывание неприятной ситуации).
2. Стандарт практической деятельности медицинской сестры при
психомоторном возбуждении пациента
Сестринская проблема приоритетная: психомоторное возбуждение.
Планирование вмешательств.
Краткосрочная цель: у пациента не будет психомоторного возбуждения в течение трех дней.
Долгосрочная цель: к моменту выписки из стационара у пациента не будет психомоторного возбуждения.
Реализация вмешательств.
1.По назначению врача-психиатра применить МФС (меры физического стеснения с использованием специальных фиксационных ремней – широких лент из плотной хлопчатобумажной ткани).
По назначению врача ввести инъекции антипсихотических средств: аминазин, галоперидол, тизерцин, дроперидол и др.
2.Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.
3.При необходимости организовать около пациента круглосуточный индивидуальный пост.
4.Проводить измерение АД и Ps каждые 3 часа и фиксировать полученные данные в сестринском дневнике динамического наблюдения.
5.Осуществлять динамическую оценку психического и соматического состояния пациента за смену записью в журнале наблюдения.
6.Обеспечить пациента калорийной, легкоусвояемой пищей и витаминизированным питьем, в соответствии с врачебными наблюдениями.
7.Следить за естественными отправлениями пациента и в случае необходимости предоставить ему утку или судно.
8.При стабилизации психомоторной сферы сообщить об этом врачу, по его назначению освободить пациента от фиксационных ремней, продолжая осуществлять за ним непрерывное наблюдение.
9.Вести мониторинг психомоторной сферы, отражая полученные данные в журнале наблюдений и сестринском листе динамического наблюдения.
10.При всех дальнейших изменениях в психическом состоянии пациента немедленно сообщать лечащему или дежурному врачу.
3. Беседа на тему «Как здоровый человек становится алкоголиком?»
Рассмотрим, как становится алкоголиком нормальный здоровый человек, в том числе подросток.

285
Причина № 1. Широкая распространённость в России неверного
представления о сути алкоголизма (наркологическая безграмотность
населения)
Традиционная ошибка – алкоголиком считают «бывшего» алкоголика, алкоголика третьей, заключительной стадии. Над ним насмехаются, рисуют его на плакатах с красным носом или сидящим в бутылке. Объясняют детям, что таким быть нехорошо, стыдно. Но ведь таким никто и не собирается быть! Вряд ли кто-либо из вас или ваших сверстников когда-либо «мечтал» им стать.
В то же время проявления сформированного, но не запущенного алкоголизма (в виде хорошей переносимости больших количеств алкоголя и приподнятости настроения после употребления) большинство людей считают показателями здоровья, силы, престижности. Это увеличивает риск развития алкоголизма из-за наркологической безграмотности населения: настоящий алкоголик становится кумиром, объектом для подражания. Эта ошибка – основной путь формирования раннего алкоголизма.
К сожалению, такое ошибочное мнение очень широко распространено в России, причём с древних времен. Мнение это можно встретить в русском фольклоре. Достаточно вспомнить описание княжеских пиров в былинах, поведение на них героев этих былин, в том числе и русских богатырей. «Во единый вздох» выпивает на пиру три чарки «зелена вина» Илья Муромец.
А Василий Буслаев, герой новгородских былин, так набирает себе войско.
«В то же время поставил Васька чан среди двора. Наливал чан полон зелена вина. Опущал он чару в полтора ведра». Сможешь выпить ее и после этого выдержать другие испытания – значит силен, значит можешь в войске служить. Былина – былиной, но и в современном фильме «Василий Буслаев» войско для защиты Руси от врага набирается этим же способом.
Характерно для фольклора также мнение, что вино, водка могут дать человеку здоровье, силу. В былине «Исцеление Ильи Муромца» Илья, пролежавший без движения тридцать три года, после двух ведер водки выздоравливает, а после третьего – становится богатырем.
Собираясь на битву с врагом, богатыри нередко выпивают большое количество алкоголя для того, чтобы стать сильнее. Так, русский богатырь
Василий Игнатьевич, выпив четыре с половиной ведра вина, отправился биться с врагами и «прибил, пригубил всех до единого».
Герою сибирского фольклора Ополону-царевичу по сюжету одной из сказок предстоит драться с тремя змеями «о трех головах, о шести и


286 двенадцати». И чем больше голов у очередного змея, тем больше вина нужно выпить богатырю для удачного исхода сражения.
Ложное мнение о хорошей переносимости алкоголя как признаке здоровья и силы часто можно встретить и в русской литературе, в том числе и у известных писателей.
«Яшвин был в полку лучший приятель Вронского. Вронский любил его и за его необычайную физическую силу, которую он большею частью выказывал тем, что мог питькак бочка, не спать и быть всё таким же, и за большую нравственную силу, которую он выказывал в отношениях к начальникам и товарищам, вызывая к себе страх и уважение, и в игре, которую он вел на десятки тысяч и всегда, несмотря на выпитое вино, так тонко и твердо, чтo считался первым игроком в Английском клубе» (Л.Н.
Толстой, «Анна Каренина»).
У М. Шолохова в «Судьбе человека» Андрей Соколов так говорит о себе: «Парень я был здоровый, сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался своими ногами».
В романе «Я пришел дать вам волю» В. Шукшина Степан Разин, его прославленные есаулы и казаки устраивают загул, пьют много, утром опохмеляются, а автор отмечает: «Так русский человек отдыхает…так и было всегда. А как же если не так?»
Во всех приведенных примерах способность много выпить не пьянея изображается в трёх вариантах:

как изолированное, положительное качество героя;

как положительное качество, сочетающееся с другими проявлениями силы, ума;

как характерная черта русского человека.
В кино- и видеофильмах также можно встретить аналогичные моменты.
Не исключено, что читатель или кинозритель, встретив на страницах книги или экране честного, смелого, доброго героя, выберет его объектом подражания и, подражая, постарается выработать у себя и способность много пить не пьянея.
Ложное, ошибочное мнение о сути алкоголизма характерно не только для
России, но и для всех христианских стран. С древности в этих странах быть пьющим человеком было позорно. Сформировался образ пьяницы –
пьющего, пьяного. А следом за ним возник образ антипьяницы –
непьянеющего человека.
Причина № 2. Специфика подросткового возраста
Наркологи считают, что около 30 % старшеклассников являются
«потенциальными алкоголиками». Они, возможно, и не употребляют

287 спиртное, пьющими могут и не стать, но готовность к «алкогольным тренировкам» у них уже сформирована.
Такая готовность становится заметной с 10–12 лет, т.е. со времени учебы в 5–7 классе. У детей снижается успеваемость. Учителя их характеризует как способных, но ленивых. Под любым предлогом такие дети уклоняются от участия в кружках и секциях, прекращают учебу в музыкальных, спортивных и им подобных школах. Часто пропускают занятия. В это время днями бесцельно бродят по улице, смотрят подряд все телепередачи, кино- и видеофильмы, читают только «про мафию» и комиксы в журналах. Уже к 14 годам такие школьники отстают в развитии от остальных своих сверстников.
С 14 до 17 лет происходит возрастной кризис в развитии психики. В эти годы подростки формируют свое индивидуальное мнение по большинству вопросов. Их точка зрения во многом отличается от мнения родителей и педагогов. Значительная часть времени в этом возрасте проводится в подростковых группах, которые формируются по интересам
(учеба, музыка, спорт и т.п.).
«Потенциальный алкоголик» плохо учится, поэтому он не станет
«своим» в группе хорошо успевающих. Такой подросток не занимается регулярно музыкой, спортом – он не будет «чувствовать себя уютно» среди музыкантов, спортсменов.
Но в 14–16 лет «выделиться», «занять достойное место» – внутренняя необходимость для подростка. Такие подростки объединяются в асоциально ориентированные группы. Здесь не нужны успехи в учебе, спорте, музыке.
Более важно демонстрировать свое отрицательное отношение к знаниям, к однообразному труду, которым является учеба: «Пусть он отличник, но маменькин сынок, и выпить бутылку водки для него – слабо!» или «Он, конечно, на скрипочке своей на конкурсах играет, но в вену ширнуться – кишка тонка!».
Одним из важнейших показателей для вступления в асоциально ориентированную группу и «полноценного» существования в ней служит такой престижный признак, как физическая сила и ее проявления. В асоциальных группах подростки, как правило, алкоголизируются. Уважением пользуется тот, кто может выпить 1–2 стакана водки и не опьянеть.
Алкогольные тренировки через полгода-год позволят «начинающим» выпивать без заметных последствий достаточно большое количество алкоголя.С этого времени появится возможность «смотреть свысока» на
«хилых» и «слабаков», стать объектом подражания, кумиром среди себе подобных.
Таких кумиров формирует не улица.
Асоциально


288 ориентированные подростки сами активно ищут себе подобных. Готовность стать «алкогольным кумиром» закладывается воспитанием в семье, в группе друзей и даже (как это ни парадоксально) в школе.
Причина № 3. Специфика воспитания
Много семей, где отцы – алкоголики второй и третьей стадий. Преобладают же среди родителей алкоголики первой стадии, которые хорошую переносимость больших количеств спиртного считают показателем здоровья, престижности. Раньше или позже такой точки зрения начинают придерживаться и их дети.
Если отец с похмелья шантажирует мать, требуя денег; если он каждый вечер «приползает» домой, – объектом для подражания он не станет. Более
опасно наличие в семье алкоголика первой стадии.
Обсудим несколько типичных ситуаций.
Ситуация первая. Мать обвиняет отца в том, что он пьянствует. Отец отвечает: он не алкоголик, ничего общего с пьяницами не имеет. При этом приводит доводы: вчера выпил стакан водки, пришел домой, члены семьи даже не заметили, что он выпил; он может неделю или более не употреблять алкоголь, когда выпьет – хорошо себя чувствует, нет утром тяги к опохмелению, у него не красный нос, он не пропивает деньги.
Ситуация вторая. Собрались гости. Отец выпил больше всех, он остается веселым, остроумным, душой компании.
Ситуация третья. Отец пришел с работы. Устал, молча поужинал, отдыхает, ни с кем не хочет разговаривать. Сын просит помочь решить задачу. Реакция отца: «Отстань, не видишь – устал!» Вскоре пришел сосед.
Выпили. У отца поднялось настроение, прошла усталость. Он охотно беседует, интересуется школьными успехами сына: «Что там у тебя с задачей, сынок?»
Ситуация четвёртая. Уже известные нам четверо мужчин пили-гуляли, женщинам захотелось потанцевать, а танцор – только один, тот, который много пьёт, но не пьянеет. Наутро жена Степану говорит: «Мне вчера за тебя так стыдно было. Ты даже полбутылки не выпил, а уже свалился. Мы же отдохнуть, развлечься приехали, а вон что получилось. А вот Петр молодец!
Пил больше тебя, а трезвый, со всеми танцевал, такие истории рассказывал!
Вот у кого учиться надо, как с дамами обращаться».
Ситуация пятая. Дискотека в школе для старшеклассников. Несколько парней принесли пива, водки. Выпили сами, предложили другим: «Да что вы всё как дети малые, пора уже и повзрослеть! Что?! Ты е щ ё не пробовал?!
На, угостись, а то так и останешься маменькиным сынком!» На их уговоры и подкалывания поддался кто-то из не употребляющих или крайне редко


289 употребляющих алкоголь. Выпил (хотелось, чтобы одноклассники относились к нему уважительно; хотелось поддержать компанию).
Поболтали, выпили еще. Пошли танцевать. Их компанию заметили учителя.
Подошли: «Что у вас, мальчики?» «Да ничего, Марина Петровна! Всё в порядке!» Говорят чётко, весело, походка ровная. Тот, которого уговорили выпить, тоже попытался что-то ответить, но получилось плохо, не очень связно. Пошел, запнулся, качнулся. «Так, Витя, всё ясно – ты напился! Живо к директору!» И начинается: разборки с директором, с классным руководителем, родителей в школу вызовут, в классе разговоры и насмешки пойдут… А та компания одноклассников после уроков в школьном дворе отзывает в сторону: «Да, бедолага, досталось тебе. Ну, извини. Мы и не думали, что ты ещё пить не умеешь. Ничего, брат. Серега раньше тоже пить не умел, за полгода с нами научился. Теперь его ни мать, ни директриса пьяным не поймают. Так что давай тренироваться!»
Именно такие ситуации наблюдают дети, подростки. Постепенно у них формируется убеждение, что хорошая переносимость больших количеств алкоголя и приподнятость настроения в пьяном виде – весьма позитивное качество.
«Как не стать алкоголиком?»
Необходимо помнить четыре вещи: возраст, свобода, досуг, партнер.
Первое – это возраст. Запомним следующее: важный возраст в жизни человека – 21–24 года, именно в это время окончательно формируются
(«созревают») лобные доли мозга, ответственные за интеллектуальные способности. Поэтому в 25 лет мозг более устойчив к разрушающему воздействию яда (в том числе и алкоголя, который таковым является), чем в более молодом возрасте. Не зря в США запрещено продавать алкоголь людям младше 21 года!
В разном возрасте алкоголизм развивается с разной скоростью. Чем младше человек, тем быстрее это происходит!
Если в 25–27 лет человек поставил себе задачу научиться много пить и не пьянеть, то через год эта задача будет выполнена. Он станет алкоголиком первой стадии, что позволит ему «свысока» смотреть на «слабаков», плохо переносящих уже привычные для него дозы алкоголя. Алкоголиком третьей стадии (с тягой к опохмелению, с запоями, с красным носом и т.п.) он будет только к 35–45 годам.
Если человек подобное «закаливание» начнет с 18–20 лет, то алкоголиком третьей стадии он станет уже к 22–24 годам.

290
В подростковом возрасте алкоголизм первой стадии сформируется за полгода. При продолжении употребления больших количеств алкоголя через
2–3 года молодой человек дойдёт до заключительной стадии алкоголизма.
От взрослых часто можно услышать, что если у человека сильная воля, то он может в любой момент прекратить пить, «завязать». Да, может. Но проблема в том, что эта болезнь (алкоголизм) не имеет обратного хода.
Человек останется на той стадии, на которой остановился. И все изменения, которые претерпели его интеллект, память, его внутренние органы, останутся неизменными. Более того, если этот человек вновь начнет употреблять алкоголь, болезнь будет продолжать своё логическое развитие с той стадии, на которой она была остановлена.
Итак, важные моменты, к которым мы пришли:

Постараться жить без употребления алкоголя как можно дольше (до 21 года, лучше до 24 лет).

Если употребление алкоголя в вашей компании уже обычное дело, постарайтесь пить мало, очень мало и только слабоалкогольные напитки.

Если употребление больших доз алкоголя в вашей компании обычное дело
(причем не важно, частое или не очень, так как частое употребление больших доз сформирует алкоголизм, а редкое употребление больших доз «посадит» вашу печень) – может быть, вам сменить компанию?

Если употребление больших доз алкоголя в вашей компании обычное дело, но они хорошие ребята и не виноваты в том, что не знают симптомов первой стадии алкоголизма, может быть, вы им об этом расскажете? Не умирать же им, в конце концов, от наркологической неграмотности?
Второе – это свобода. Помните о том, что у вас всегда есть свобода выбора: пить или не пить и сколько пить.
Если бы в смоделированной нами ситуации с четырьмя мужчинами здоровый мужчина не пил или выпил бы не более 50–100 мл алкоголя, он чувствовал бы себя достаточно нормально, поддерживал беседу, танцевал, провёл бы хорошую ночь с женой, а наутро отправился на работу. Неужели пить много было так необходимо? Неужели обстоятельства были таковы, что ему никак нельзя было поступить по-другому? Выбор есть всегда. Хотя, конечно, это не простая проблема – принуждение к употреблению алкоголя,
тем более в тинэйджерской группе.
Правила взаимодействия с манипуляторами

Если к вам относятся уважительно, вас ни к чему принуждать не будут, в том числе и к употреблению алкоголя.

Если компания, в которой вы оказались, собирается выпить и приглашает вас к этому занятию фразами «ты же не маменькин сынок/дочка», «мы уже большие», «докажи, что ты не слабак», «покажи, что ты умеешь» и т.п.,


291 можете быть уверены: они знают (или чувствуют), что вы лучше, выше, успешнее их. Их цель – самовозвышение за счёт вашего принижения. Они не видят другого способа стать вам равными, дорасти до вас. Не позволяйте им себя провести, тем более так грубо.

Если ваш пол – женский, а компания, в которой вы оказались, разнополая
(мальчики-девочки) и собирается выпить, приглашая вас к этому занятию фразами «ну, что же ты, у нас так не принято, пей до дна», «давай ещё с тобой выпьем», будьте осторожны: вас может ожидать и сексуальное принуждение.
Третий момент – досуг. В алкогольные сети попадают те, кому
«нечего делать», «нечем себя занять».

Организуйте свой досуг: посещайте секцию или кружок, имейте хобби, читайте больше, осваивайте компьютер, займитесь изучением иностранного языка, организуйте футбольную команду.
И, наконец, – партнер. Если вы не станете алкоголиком, но им окажется ваш партнер (тем более муж или жена), и у вас, и у ваших детей будет много дополнительных проблем.
Кейс 3
Харлан Лиза, 7 лет, поступила в первый класс в семь лет, однако выделялась среди сверстников хрупкостью. До школы девочка много болела.
Утром Катя тяжело расставалась с мамой или бабушкой, проводившими ее в школу, плакала, не хотела отходить от мамы. На первом уроке долго не включалась в работу, сидела с грустным видом. При обращении учительницы плакала, начинала выполнять задание, но через 10 минут работы отвлекалась и начинала разглядывать одноклассников. В игре Катя терялась, не могла успеть за сверстниками, когда у нее что-нибудь не получалось, начинала плакать. С первых дней учебы начались неудачи: девочка не успевала выполнить задание в классе, часто бросала работу, не закончив ее. Для того, чтобы удержать задание в памяти девочки, требовалось многократное повторение. Домашние задания были выполнены, но Катя проводила за выполнением домашних заданий по 4 часа каждый день, плакала; когда мама заставляла переписывать аккуратно, жаловалась на головную боль. Катя не выбиралась из простуд. У нее пропал аппетит. По утрам она плакала и говорила, что устала и не может идти в школу, стала плохо спать, появился ночной энурез. Оценки в тетрадях становились все хуже и хуже.
Задания:
1.Определите предположительную нозологическую форму данного психического расстройства.

292
Назовите симптомы данного синдрома. Дайте понятие о продуктивных и негативных симптомах.
2.Охарактеризуйте содержание понятий «психоз», «невроз», «психопатия».
3.Определите проблемы пациента.
4.Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
5.Расскажите о лечении и уходе при неврозах.
6. Дайте рекомендации родителям.
Эталон ответа
1.Нозологическая форма - невроз.
Вариант невроза: неврастения.
Неврастения (астенический невроз, невроз истощения)
Типичное проявление неврастении – астенический синдром:
-собственно астения
-повышенная утомляемость в сочетании с повышенной раздражительностью, гиперестезией;
-снижение трудоспособности;
-ухудшение памяти и внимания (механическое чтение без усвоения содержания прочитанного )
2.Вегетативные проявления
-гипергидроз, тахикардия, повышение АД, дерматографизм, головная боль.
3.Расстройства сна
-нарушение засыпания, сон с пробуждениями ночью, после ночного сна нет бодрости.
2.Неврозы - мягкие непсихотические расстройства, вызванные длительной ситуацией тяжелого внутриличносного конфликта. Эти расстройства носят функциональный характер, обычно сопровождаются нарушениями в соматической сфере. При этом у больных есть критика, они понимают болезненный характер симптомов и стремятся избавиться от них.
Течение неврозов благоприятное. Их длительность различна. В большинстве случаев выздоровление. Сами больные не могут осознать суть проблемы.
Психопатии – стойкое, развивающееся в детстве и стабильное на протяжении жизни расстройство личности, проявляющееся отсутствием критики и социальной дезадаптацией (разводы, смена мест работы, асоциальные поступки).
Основные проявления психопатии – это расстройства поведения
(вспыльчивость, стойкие снижения настроения, неоправданный оптимизм, подозрительность); воли и влечений
(безволие, нетерпеливость, расторможенность влечений, склонность к алкоголизации, гиперсексуальность, подверженность асоциальному влиянию);асоциальные поступки; нецелесообразное поведение (агрессивность, склонность к воровству, уход из дома, пассивная жизненная позиция, уход от контактов с