Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 4369
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
293 другими, недоверие). Сами больные не всегда адекватно оценивают свое поведение (завышенная или заниженная оценка), они не в состоянии извлекать урока из своих ошибок.
Психоз - проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.
Признаки психоза:
- неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);
- отсутствие критики (сознания болезни)
- нелепое или опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д).
3.Нарушенные потребности пациентки: быть здоровой, учиться, общаться, спать, избегать опасности.
Настоящие проблемы:
-повышенная утомляемость в сочетании с повышенной раздражительностью, гиперестезией;
-снижение трудоспособности;
-ухудшение памяти и внимания (механическое чтение без усвоения содержания прочитанного)
-головная боль
-нарушение засыпания, сон с пробуждениями ночью, после ночного сна нет бодрости.
Приоритетная проблема: головная боль.
Потенциальная проблема: повышение утомляемости.
4.Планирование вмешательств.
Краткосрочные цели: к концу смены головные боли не будут беспокоить пациентку.
Долгосрочные цели:к моменту выписки пациентка будет ощущать себя комфортно.
Реализация вмешательств.
Независимые:
-наблюдение,
-проветривание палаты,
-влажная уборка,
-тишина.
Взаимозависимые:подготовка к обследованию.
Зависимые: выполнение назначений врача.
5.Лечение и уход при неврозах
Основной метод лечения-правильно организованная психотерапия.
Подход психотерапевта зависит не столько от формы расстройства, сколько от типа личности. Демонстративным личностям подойдут методы внушения(гипноз, внушение в состоянии бодрствование, плацебо терапия), лечение занятостью, физиотерапия.
294
Тревожно-мнительная когнитивная психотерапия. Пациентам с отчетливыми признаками психопатии требуется длительная групповая терапия.
Лекарственное лечение может быть направлено на преодоление острого кризиса или на коррекцию личностных особенностей. В случае острого кризиса(паника)чаще всего используют бензодиазепиновые транквилизаторы в виде однократной инъекции или краткого курса(несколько дней. Использовать транквилизаторы длительно не рекомендуется во избежание формирования зависимости. Для постоянного применения подходят безопасные антидепрессанты (С.И.О.З.С., агомелатин, пирлиндол, пипофезин.), они не только улучшают настроение, но и эффективны при навязчивостях и приступы паники. Стойкий страх, навязчивые мысли, « мысленная жвачка» считаются показанием к регулярному приему безопасных нейролептиков(сульпирид, хлопротиксен, кветиапин)небольших дозах. Лечение нейролептиками и антидепрессантами может быть длительным, при наличии черт психопатии его продолжают и после выздоровления для профилактики срывов.
Фактически больные с неврозами не нуждаются в специальном лечении. Излишняя забота в этом случае вредна, она поддерживает детское стремление спрятаться от ситуации. Не следует терпеливо выслушивать причитания, важнее призвать к поиску выхода из проблем.
Основные принципы ухода: демонстрация медперсоналом спокойствия и уверенности в себе, отношение к пациенту как ко взрослому человеку, который может и должен с медиками найти решение проблемы, поощрять поиск решения проблемы, не допускать пассивности больного и потери надежды на выздоровления.
Больные сами могут позаботиться о бытовых проблемах и личной гигиене. Лучше поручить им самим следить за временем процедур.
Желательно обеспечить им режим занятости, поскольку безделье только усугубляет самочувствие. Большое количество процедур (Л.Ф.К., физиотерапия и т.д.)отвлекают от неприятных мыслей и нацеливают на выздоровление.
По отношению к болезненным симптомам возможны две позиции.
1)постоянное преодоление недуга(страха выхода на улицу, страха транспорта)путем приятных необременённых тренировок. Больному предлагают выходить на уличу в приятной компании или представить неприятную ситуацию в сочетании с чем-то приятным(лицо мамы, любимый праздник, встреча с любимым),
2)настойчивый запрет на деятельность, которая вызывает проблему.
Например: человеку, потерявшему голос, запрещается говорить, мужчине, который не уверен в своей потенции, предлагают быть вместе с женой в одной постели, но воздержаться от полового акта. Часто такой запрет заставляет человека острее почувствовать суть проблемы, и найти решение самостоятельно.
295
6.Рекомендации родителям
1.Необходимо проводить лечебно-оздоровительные мероприятия с учетом основного заболевания и сопутствующим ему отклонений в состоянии здоровья.
Медикаментозное лечение предполагает комплекс общеукрепляющих, стимулирующих препаратов, успокоительные – для нормализации сна, препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга. Очаги хронической инфекции должны быть санированы.
2.Обязательна организация охранительного режима учебной работы с учетом состояния ребенка.Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон ( и дневной), правильное распределение нагрузки в течение учебного года и рабочей недели, предоставление дополнительного выходного дня, а при ухудшении состояния – перевод на домашнее обучение.
Основной показатель адекватности педагогической нагрузки на ребенка – это высокая работоспособность и активность на занятиях. Быстрая утомляемость свидетельствует о несоответствии предъявляемых требований возможностям ученика. В процессе обучения утомление неизбежно, но нагрузка должна дозироваться так, чтобы возникающее утомление полностью исчезало после отдыха, следующего за работой. Если этого не происходит, утомление накапливается, переходит в хроническое переутомление и ведет к формированию стойкого астенического синдрома.
3.Воспитание по типу гиперопеки будет мешать формированию у ребенка самостоятельности, умению преодолевать трудности. Фиксируя ребенка на его болезненности и ослабленности, можно сформировать ипохондрически- эгоцентрические установки.
Результатом сочетания соматической астенизации и неадекватного воспитания может оказаться искаженное формирование личности (астенической или ипохондрической психопатии), дезаптированной к жизни в целом.
296
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Глава 7. ЗАДАНИЯ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ
Тесты дифференцированного зачета
Тест-контроль
Вариант 1
1.Злобность, напряженность, отсутствие контакта психически больного с
врачом и медперсоналом могут свидетельствовать о:
1. Нарушении сознания
2.Бреде
3.Галлюцинациях
4.Симуляции
5.Гипоманиакальномсиндроме
6. Кататонии
2.Истинные зрительные галлюцинации характерны для:
1. Шизофрении
2. Интоксикационного делирия
3. Инволюционной меланхолии
3.Сумеречное помрачение сознания характерно для:
1. Шизофрении
2. Эпилепсии
3. Невроза
4.Онейроид характерен для:
1. Алкогольного психоза
2. Невроза
5.Эпилептический статус:
1. Является показанием для перевода больного в отделение реанимации
2. Не является показанием для перевода больного в отделение реанимации
3.Симптом шизофрении
6.Умственная отсталость:
1. Врожденное или приобретенное до 3-х лет малоумие
297 2. Приобретенное слабоумие
7.Проявлением депрессии у подростка может быть:
1. Нарушение поведения
2. Снижение школьной успеваемости
3. Снижение настроения
4. Дурашливость
8.Эпилепсия – хроническое заболевание, характеризующееся
признаками:
1. Ранним началом (детский, юношеский возраст)
2. Разнообразными пароксизмальными расстройствами
3. Типичными изменениями личности
4. Расщепление личности
9.Возможные последствия черепно-мозговых травм:
1. Слабоумие
2. Шизофрения
3. Судорожный синдром
4. Цереброастенический синдром
10.Период алкогольного делирия амнезируется:
1. Полностью
2. Частично
11.Психически больной признается «невменяемым» или
«недееспособным»:
1. Комиссией врачей - психиатров
2. Судом
12.Потеря памяти:
1. Аграфия
2. Афазия
3. Амнезия
13.Возможное осложнение при лечении аминазином:
1. Ортостатический коллапс
2. Судорожный синдром
298 3. Повышение АД
14.Нейролептический синдром возможен при лечении:
1. Аминазином
2. Галоперидолом
3. Амитриптилином
15.Больной возбужден, тревожен, оглядывается по сторонам,
дезориентирован в месте и времени, испытывает устрашающие
зрительные галлюцинации. Предполагаемый диагноз:
1. Алкогольный делирий
2. Алкогольный галлюциноз
3. Кататонический синдром
16.Ребенок в делириозном состоянии «видит» страшных гусениц,
прогоняет их, это свидетельствует о наличии:
1. Псевдогаллюцинаций
2. Истинных галлюцинаций
3. Иллюзий
17.Симуляция:
1. Попытка изобразить у себя симптомы несуществующего психического заболевания
2. Усиление симптомов существующей болезни
18.Содержание инволюционныхпараноидов складывается из:
1. Идей ущерба
2. Идей отравления
3. Псевдогаллюцинаций
19.Неврозы без лечения:
1. Прогрессируют и ведут к инвалидности
2. В течение 5-ти лет может произойти самоизлечение
20.Термин «наркотик» применим:
1. К тем веществам или лекарственным средствам, которые внесены в список наркотических препаратов, утвержденный МЗ РФ
299 2. Ко всем веществам или лекарственным средствам, способность вызвать зависимость
21.Затрудненное мочеиспускание наблюдается при лечении:
1. Реланиумом
2. Амитриптилином
3. Аминазином
22.У больного в остром периоде черепно – мозговой травмы внезапно
резко усилилась головная боль, возникла рвота, гиперемия лица, резкая
слабость в правой руке. Предполагаемый диагноз:
1. Экзогенно – органический психоз
2. Инфекционный психоз
3. Внутричерепное кровоизлияние
23.Полное излечение инволюционногопараноида:
1. Возможно
2. Не возможно
24.Сосудистые (атеросклеротические) психические расстройства
проявляются:
1. Неврозоподобными расстройствами
2. Психозами
3. Абулией
4. Деменцией
25.Начальный период старческого слабоумия характеризуется:
1. Угрюмостью, ворчливостью
2. Эйфорией
3. Подозрительностью
4. Скупостью
26.Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности
от умственной отсталости состоит в:
1. Наличии абстрактного мышления
2. Лучшем развитии памяти
3. Более высокой работоспособности
27.Истерическое расстройство личности характеризуется:
300 1. Стремлением казаться значительнее, чем есть
2. Тенденцией к самоанализу
28.Шизоидное расстройство личности характеризуется:
1. Замкнутостью
2. Рисовкой и позерством
29.Женщина во время землетрясения застыла на месте, на лице
выражение ужаса, не спасается бегством, не реагирует на речь
окружающих. Ваше предложение о наличии у женщины состояния:
1. Невроз
2. Аффективно – шоковая реакция
3. Шизофрения
30.Абстинентный (похмельный) синдром обусловлен:
1. Интоксикацией
2. Физической зависимостью от алкоголя – алкоголь стал частью обмена веществ
301
Тест-контроль
Вариант 2
1.Маниакальная триада:
1. Повышенное настроение
2. Ускоренное мышление
3. Двигательное возбуждение
4. Плохое настроение
2.Псевдогаллюцинации характеризуются:
1. Конкретностью, реальностью
2. Проекцией внутри организма
3. Наличием характера сделанности
3.Больной с синдромом нарушенного сознания:
1. Подлежит неотложной госпитализации в стационар
2. Может лечиться амбулаторно
3. Может быть госпитализирован только при его согласии
4.Делирий характеризуется:
1. Обездвиженностью
2. Резко выраженным двигательным возбуждением
5.Эпилептический статус характеризуется:
1. Длительными перерывами между приступами
2. Больной в промежутках между приступами не выходит из сопора или комы
3. Серией, непрерывно следующих друг за другом больших или малых эпилептических припадков
6.Абулия проявляется:
1. Отсутствием побуждений
2. Утратой желаний
3. Полной безучастностью и бездеятельностью
4. Расторможенностью
302
7.Возникновение депрессивных состояний у детей возможно с:
1. Первого года жизни
2. 3-4-х лет
3. 7-10-ти лет
8.Неотложная помощь при эпилептическом статусе:
1. В/м введение 50 мл аминазина
2. В/в медленное введение 20-60 мл 0,5% р-ра седуксена на 40% р- ре глюкозы
3. В/в введение 10 мл 25% р-ра сульфата магния на глюкозе
4. Введение галоперидола
9.Типичные признаки психических расстройств церебрального
атеросклероза:
1. Расстройство памяти на текущие события
2. Слабодушие
3. Депрессия
10.Симптомы алкогольного делирия:
1. Истинные зрительные галлюцинации
2. Помрачение сознания
3. Тактильные галлюцинации
4. Бред величия
11.Больная находится в повышенном настроении, она суетлива,
непродуктивно деятельна, многословна, легко отвлекаема.
Предполагаемый диагноз:
1. Параноидный синдром
2. Дисфория
3. Синдром нарушенного сознания
4. Маниакальный синдром
12.Дисфория:
1. Тоскливо – злобное настроение
2. Болезненное равнодушие
3. Чувство страха
13.Количество мг аминазина, содержащегося в 2 мл 2,5% р-ра:
303 1. 5 мг
2. 50 мг
3. 500 мг
14.Признаки астенического синдрома:
1. Физическая истощаемость
2. Психическая истощаемость
3. Амнезия
15.Больная ко всему безучастна, не тяготится пребыванием в
стационаре, не жалуется на состояние здоровья. Предполагаемый
диагноз:
1. Апатоабулический синдром
2. Депрессивный синдром
3. Астенический синдром
16.После перенесенного гриппа у ребенка появились, слабость,
эмоциональная лабильность, истощаемость, головные боли, нарушение
сна. Это состояние следует расценивать, как:
1. Постинфекционную астению
2. Депрессию
3. Симптоматический психоз
17.Диссимуляция:
1. Попытка скрыть симптомы психического расстройства
2. Попытка изобразить себя больным человеком
18.Нелеченный прогрессивный паралич длиться:
1. От 2-х до 5-ти лет и приводит к маразму и смерти
2. 10-15 лет и приводит частичному слабоумию
3. 1-2 года и заканчивается выздоровлением
19.Основные свойства реактивных состояний:
1. Временный и обратимый характер
2. Возникновение после психотравмы
3. Отражение психотравмы в болезненных переживаниях
4. Хроническое прогредиентное течение
304
20.Абстинентный синдром после прекращения приема опиатов
развивается в среднем через:
1. 1 час
2. 36 часов
3. 3-е суток
21.Закатывание глаз, кривошея, топические судороги характерны при
использовании:
1. Амитриптилина
2. Финлепсина
3. Аминазина
4. Галоперидола
22.Слабоумный, эйфоричный, расторможенный больной 50 лет, с
перенесенным сифилисом в молодости, после однократного курса
лечения к врачам не обращался. Предполагаемый диагноз:
1. Сифилис головного мозга
2. Прогрессивный паралич
3. Старческое слабоумие
23.Признаки депрессии при инволюционной меланхолии:
1. Тоска
2. Тревога
3. Страх
24.Начальная стадия атеросклероза проявляется:
1. Слабодушием
2. Психозами
3. Шумом в ушах
4. Утомляемостью
5. Головной болью, головокружением
25.Развернутая стадия старческого слабоумия характеризуется:
1. Дезориентировкой пациента во времени и в месте
2. Дезориентировка во времени и в месте не наблюдается
26.Умственная отсталость характеризуется:
1. Разорванностью мышления