Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 4373

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

276

снижение аппетита

нарушение сна

суицидальные мысли
Приоритетная проблема:

суицидальные мысли.
Потенциальные проблемы:

суицид, затяжное течение психоза.
2.Краткосрочная цель: отговорить больную от суицидальных намерений.
Долгосрочная
цель:
к моменту выписки настроение пациентки нормализуется, она не будет иметь суицидальных мыслей.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациентки.
Для предотвращения возможного суицида.
2
Тишина, покой в палате, проветривание, влажные уборки.
Для создания психического и физического комфорта.
3
Беседы с пациенткой психотерапевтического характера.
Для снятия эмоционального напряжения и предотвращения возможного суицида.
4
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания помощи.
Оценка результата: к концу дня больная перестала высказывать суицидальные мысли.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 3:
1.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, работать, общаться, избегать опасности.
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:

спутанное сознание

абулия

подозрительность

отказ от приема лекарств
Приоритетная проблема:

отказ от приема лекарств
Потенциальная проблема:

развитие осложнений
2.Краткосрочная цель: проследить за приемом лекарств.
Долгосрочная
цель: информировать пациента о необходимости поддерживающего лечения.

277
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
3
Беседы с больным о необходимости приема лекарств.
С целью сознательного участия больного в лечении.
4
Контроль за приемом лекарств.
С целью контроля лечения.
5
Контроль АД,Ps, физиологических отправлений
Контроль лечения
6
Уборки, проветривание палаты.
С целью создания физического и психического комфорта.
7
Выполнение назначений врача.
С целью оказания квалифицированной помощи.
Оценка результата: больной в течение смены принимал лекарства.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 4:
1.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, работать, дышать, общаться, избегать опасности.
2.Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:

снижение настроения

суицидальные мысли

слабость

одышка

головные боли

тревога

повышение АД
Приоритетная проблема:

повышение АД
Потенциальная проблема:

развитие осложнений
2.Краткосрочная цель: в течение 2-х часов снизить АД.
Долгосрочная цель: к моменту выписки стабилизировать АД.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Уложить пациента в постель.
Для уменьшения риска осложнений.
3
Контроль АД, пульса, диуреза.
Для контроля состояния.
4
Горчичник на икроножные икры.
Для рефлекторного воздействия на АД.
5
Выполнять назначение врача.
Для оказания квалифицированной


278 помощи.
6
Беседы с пациентом.
Для уменьшения эмоционального напряжения.
Оценка результата: давление снизилось через 30 минут, пациент успокоился.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 5:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, слышать, избегать опасности, двигаться.
Проблемы пациентки:
Настоящие проблемы:

снижение памяти и интеллекта

амнестическая дезориентировка

дефицит самоухода
Приоритетная проблема:

дефицит самоухода
Потенциальная проблема:
2.Краткосрочная цель: осуществлять уход за пациенткой.
Долгосрочная цель: обучить родственников уходу.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Контроль АД, пульса, стула, диуреза.
С целью контроля состояния.
3
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
4
Кормление, умывание, одевание.
Для осуществления ухода.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
6
Беседы с родственниками.
Для обучения родственников уходу за больной.
Оценка результата: в течение смены больная накормлена, осуществлены все гигиенические мероприятия.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 6:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, слышать, избегать опасности, двигаться.
Проблемы пациентки:
Настоящие проблемы:

снижение памяти и интеллекта

амнестическая дезориентировка

279

дефицит самоухода
Приоритетная проблема:

дефицит самоухода
Потенциальная проблема:
2.Краткосрочная цель: осуществлять уход за пациенткой.
Долгосрочная цель: обучить родственников уходу.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Контроль АД, пульса, стула, диуреза.
С целью контроля состояния.
3
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
4
Кормление, умывание, одевание.
Для осуществления ухода.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
6
Беседы с родственниками.
Для обучения родственников уходу за больной.
Оценка результата: в течение смены больная накормлена, осуществлены все гигиенические мероприятия.
6.4 Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной
работы
Тема «Пограничные психические заболевания»
Значение темы:
К пограничным формам психических расстройств относятся невротические реакции, реактивные состояния, неврозы, патологические развития личности, психопатии, а также широкий круг неврозо- психопатоподобных расстройств при соматических заболеваниях.
К основным социальным причинам пограничных расстройств в РФ можно отнести последствия длительного господства тоталитарного режима, приведшего к разрушению душевной и экологической систем, так и порожденные перестройкой экономический и политический хаос, обострение межнациональных конфликтов, способствовавших появлению сотен тысяч беженцев, расслоение общества, рост преступности. Затянувшийся характер указанных факторов обусловили множество внутриличностных и межличностных конфликтов, в основе которых-крушение перспектив, обнищание основных слоев населения, отсутствие надежд на улучшение ситуации.На фоне социально- психологической напряженности у многих людей формируются разные клинические варианты психогенных психических нарушений:астенические неврозы, декомпенсации психопатий,


280 а также аффективно-шоковые реакции, сумеречные расстройства сознания в инволюции. Необходимо отдавать себе отчет, что врачи-психиатры никогда не смогут оказать действенную помощь всем лицам с социально- стрессовыми расстройствами без кардинального решения социальных условий. Иначе можно ожидать нарастания стойких невротических и психосоматических расстройств, а также декомпенсаций психопатий. В свою очередь это будет способствовать усилению депрессии и неустойчивости настроения многих людей.
На примере развития социально - стрессовых расстройств можно лишний раз убедиться в связи пограничных состояний с социальными условиями жизни.
Цели обучения:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий и профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей ).
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Учебная цель:
 Контроль знаний по клиническим проявлениям неврозов, реактивных состояний и психопатий для установления сестринского диагноза, обеспечения ухода и надзора, проведения профилактических мероприятий.
 Контроль знаний по дисциплине «Сестринский уход при психических заболеваниях и наркотических состояниях».
 Проконтролировать умения:

281
 Осуществлять базовые коммуникационные умения(интерперсональные умения взаимоотношений «медсестра-пациент», умения передачи информации пациенту и его обучения).
 Мотивировать пациента быть приверженным плану лечения.
 Осуществлять комплексную оценку состояния здоровья, оценивать степень социальной дезадаптации пациента, основные виды профилактики и реабилитации.
 Создавать доверительные отношения с пациентом и его родственниками.
 Реализовывать на практике манипуляции по уходу за пациентами, алгоритмы оказания неотложной помощи.
Приложение 1 (кейсы и эталоны ответов)
Кейс 1
Больной Абакумов Евгений Сергеевич, 14 лет. Отец страдает алкоголизмом, осужден за изнасилование несовершеннолетней. У матери тугоухость. В 4 месяца, когда сильно плакал, отец швырнул в сына металлический портсигар, попал в висок. В дошкольные годы заикался. С 10 лет прогуливал уроки, время проводил в уличных компаниях, начал выпивать и курить, отнимал у одноклассников деньги, покупал пиво и папиросы. С 14 лет избивает слабых, постоянно лезет в драки. После употребления 1 бутылки пива в один прием, отдельные периоды выпадали из памяти. Обидчив, злопамятен. У матери силком отнимает деньги. Сбежал из дома и два месяца жил у молодого человека. Потом пришел домой, где пивом пытался заглушить периоды тоскливо-злобного настроения с желанием кого-нибудь жестоко избить. Стал пить водку до « отключения», так как при меньших степенях опьянения злоба усиливалась. Влюбился в учительницу, которая не ответила взаимностью. Терроризировал ее телефонными звонками с угрозами убить.
Евгений крепкого сложения. На руках и на теле несколько татуировок криминального значения. Физическое развитие с выраженной акселерацией, регулярно бреется. При патопсихологическом обследовании выявлена резко выраженная склонность к деликвентности и алкоголизации, сильная реакция эмансипации и нонконформизм.
Задания:
1.Определите предположительное психическое расстройство у данного больного.
2.Назовите критерии соответствия данного расстройства личности.
3.Перечислите симптомы декомпенсации расстройства личности у данного больного.
4.Проведите беседу родственникам пациента с патологией личности.


282
Эталон ответа
1.Эпилептоидная психопатия, осложненная зависимостью от алкоголя.
2.Симптомы эпилептоидной психопатии: дисфории; преследование объекта влюбленности (ревность); опрятность; ранние палимпсесты в алкоголизации; реакции группирования (подчинение слабых); правонарушения.
3.Проявление декомпенсации психопатии у данного пациента - алкоголизм, уход из семьи на 2 месяца, агрессивное поведение, правонарушения, самоповреждения (татуировки).
4.Беседа родственникам пациентов с патологией личности
Эпилептоидная психопатия проявляется крайней вспыльчивостью и нетерпимостью. При малейшем противоречии они воинственны, агрессивны
(дисфоричны), обрушивают на обидчика потоки брани, бросаются с кулаками, не рассчитав силы, наносят серьезные травмы. Бурно отреагировав на неприятное событие, быстро успокаиваются, испытывает удовлетворение и просит прощение. При употреблении алкоголя теряют контроль и выпивают много, вместо благодушия испытывают злобу, затевают драки. В приступе раздражения они могут причинить себе травмы (обычно надрезы предплечья).
Общение с таким больным таит угрозу ссоры по любому поводу. Всех подкупает открытость, но в дальнейшем пугает его страстность, вспыльчивость.
Помощь пациентам с патологией личности.
Стойкость симптоматики не позволяет рассчитывать на успех при лечении расстройств личности. На практике обычно назначают лечение по поводу болезней, являющихся декомпенсацией психопатии: алкоголизма, наркоманий, неврозов, реактивных психозов.
Лекарства при психопатиях назначают на длительный срок, не с целью лечения, а для коррекции поведения и улучшения адаптации. При неустойчивости настроения, склонности к дисфориям, агрессивности показаны карбамазепин, вальпроаты.
Важное место в коррекции патологических черт личности занимает психотерапия. Наиболее эффективными считаются групповые методы.
Недостаточно просто указать больному на ошибки в поведении, требуется его активное участие в лечении, полезны тренировки с моделированием типичных ситуаций и поиском наилучшего способа поведения в них, групповое обсуждение чувств, переживаемых каждым.
Кейс 2
Пациентка Дружинина Тамара Самуиловна, 17 лет. Пубертатный метаморфоз протекал стремительно, менструации установились в 11 лет. С началом полового метаморфоза появились нарушения поведения: стала грубой, нетерпимой к замечаниям. Испытывала удовольствие, когда выводила из себя учителей, фиксируя это на сотовый телефон. Подсыпала


283 матери пачку соли в кастрюлю с супом, всегда выключала свет в туалете, когда кто-нибудь из родителей в нем находился. Закончив 9 классов, поступила в ПТУ. В общежитии ворует продукты из холодильника, принадлежащие другим студентам. Порвала струны гитары у одного юноши, назло сломала компьютер, и порезала бритвой кожаную куртку проживающей с ней в комнате девушки. Просит педагогов и сверстников
«поделиться опытом, как быстрее вывести из себя ее классного руководителя». После проявления жестокости к сверстнику, который ей нравится (избила его до кровоподтеков пряжкой ремня по лицу, сломав нос) была направлена на консультацию психиатра.
Задания:
1.Определите предположительную нозологическую форму данного хронического психического расстройства.
2.Расскажите стандарт практической деятельности медицинской сестры при психомоторном возбуждении пациента.
3.Составьте беседу для педагогов о профилактике алкоголизма.
Эталон ответа
1. У пациентки имеет место неустойчивая психопатия.
Неустойчивая психопатия (диссоциативное расстройство личности, пограничная или антисоциальная личность) проявляется слабостью воли.
Такие больные лишены усидчивости и терпения. Любое их желание должно
быть удовлетворено, если им отказывают, добиваются желаемого
обманом. Они не способны к планомерной деятельности для достижения цели, их привлекают легкие и доступные способы. Поэтому так часто они злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В общении с людьми непосредственны, простодушны, легко вступают в контакт, но у них нет стойких привязанностей, даже к родственникам. К родным относятся потребительски, клянчат деньги, если отказывают, берут без разрешения, уходят из дома без предупреждения на несколько дней.
Неустойчивые психопаты безответственны, никогда не испытывают стыда. Изобличённые в проступках, они всячески пытаются избежать
наказания: примитивно лгут, отказываются от содеянного, молят о
пощаде, выдают сообщников, заявляют, что больше не будут так
поступать. Получив поощрение, нарушают обещание. К психиатрам поступают для лечения наркомании и алкоголизма, либо судебной экспертизы по поводу преступления.
В
медицинской
практике такие больные отличаются необязательностью и ненадежностью, они часто обманывают, не соблюдают режим, приносят в отделение спиртное, злоупотребляют успокаивающими, пытаются уйти, если их ограничивают в желаниях. Для них характерны наиболее примитивные механизмы психологической защиты: