Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Агрессивные действия у ребенка могут наблюдаться с самого раннего детства. В первые годы жизни это чаще проявляется в импульсивных приступах упрямства и в капризах, которые не всегда поддаются управлению взрослым [6, 27]. Подобные всплески сопровождаются криками, плачем, не исключено, что ребенок может начать кусаться или драться, причем вовсе необязательно другого человека, нередки те случаи, когда дети сами себе наносят увечья в порыве истерики.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат более настойчиво. В этот период дети 2-х − 3-х лет попадают в детские сады, где начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками, именно в этот период приступы агрессии становятся заметны более отчетливо, а также не исключено, что степень их выраженности станет более интенсивной.
В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают на почве того, что кто-то из группы отказывается делиться какой-либо вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Существует такое понятие как «кризис 3-х лет». Это тот период, когда ребенок становится трудно воспитуемый, как утверждал Л.С Выготский.
Данный период характеризуется резкой сменой манеры поведения ребенка. Малыш, который раньше не доставлял особых хлопот и проблем, в одночасье становится максимально непослушным, упрямым, ревнующим (например, по отношению к своим игрушкам) и в целом негативным.
Также, стоит отметить, что именно в этот период у ребенка появляется тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я сам» означает стремление ребенка к самостоятельности во всем, но для этого у него отсутствуют навыки саморегуляции. Соответственно, в этот период от взрослых требуется внимательность и сочувствие. К данному этапу следует отнестись с понимаем и по возможности подыгрывать ребенку в его стремлении к самостоятельности. Подавление ребенка любыми методами именно в этот период детства является неправильным подходом и вовсе не является решением.
Воспитание ребенка в атмосфере постоянных скандалов, в высказывании своих недовольств, требований и недоразумений вызывает у ребенка ощущение того, что подобная форма общения является нормой.
В итоге мы имеем непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость и конфликтность [11, 25]. «Заражаясь» подобным поведением от родителей, дети переносят его на свое ближайшее окружение, то есть на сверстников.
Очень важно, чтобы у родителей присутствовало понимание того, что ребенок в дошкольном возрасте, будет выстраивать свою манеру общения, опираясь исключительно на поведение взрослых. В своих родителях дети этого возраста еще видят авторитет и их поведение, а также взаимоотношения будут являться для него эталоном для малыша.
Дети данного возраста впитывают в себя все как губка, поэтому родительской обязанностью является присвоить своему чаду наилучшие качества, научит его быть вежливым и добрым, отзывчивым и позитивным, а также дать понять ребенку, что его мама и папа − его лучшие друзья, которые всегда помогут и будут рядом с ним.
Во взаимоотношениях между родителями и их детьми неоспоримо важным является взаимопонимание и взаимоуважение, независимо от возраста детей. В любом возрасте они желают быть услышанными и понятыми. Понимание, забота и терпимость родителей может ребенку справиться с внутренними переживаниями, которые являются причиной возникновения агрессии. Главное дать понять своему ребенку, что в любой, даже самой неприятной ситуации, есть выход и что он не один. И когда в семье добьются дружеских и доверительных отношений, у детей больше не будет повода устраивать протесты и провоцировать конфликты, огрызаться и ругаться со своими родителями.
Глава2. Исследование особенностей агрессивных проявлений в дошкольном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Цель: изучение проявлений агрессии и подбор комплекса коррекционных упражнений и рекомендаций на снижение уровня агрессивности.
Задачи исследования:
1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик.
2. Проанализировать особенности агрессивных проявлений у дошкольников.
3. Подобрать комплекс коррекционных упражнений и рекомендаций на снижение уровня агрессии.
Попытки диагностировать агрессивное поведение порождают ряд проблем:
-
во-первых, агрессивное поведение само по себе опасно. В силу этого обстоятельства недопустимо применять методы, при которых испытуемые (будь то дети или взрослые) могут причинить друг другу вред. Учитывая это положение, исследователи зачастую вынуждены ограничиваться наблюдением, не провоцируя испытуемых на агрессивные действия; -
во-вторых, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, и дети в том числе, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать.
По этой причине на первом этапе экспериментального исследования мы провели диагностику агрессивности у ребенка, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для воспитателей и учителей [19, 5].
Цель: выявления агрессивности у ребенка в школе или детском саду. Эта диагностика предназначена для того, чтобы выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем мы смогли выработать стратегию поведения с ним, и помочь ему адаптироваться в коллективе.
Анкета состоит из 20 утверждений, степень соответствия поведения ребенка этим критериям позволяет сделать вывод об уровне его агрессивности. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Интерпретация результатов:
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность –7–14 баллов.
Низкая агрессивность –1–6 баллов.
По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у 9 человек качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне
, у 7 уровень агрессивности снижен, а у 6 человек высокая оценка агрессивных проявлений. (см таблицу 2.1)
Таблица 2.1
Результаты диагностики агрессивности
Ребенок № | Количество баллов |
1. | 16 |
2. | 8 |
3. | 7 |
4. | 15 |
5. | 5 |
6. | 6 |
7. | 4 |
8. | 18 |
9. | 17 |
10. | 9 |
11. | 8 |
12. | 20 |
13. | 4 |
14. | 2 |
15. | 11 |
16. | 12 |
17. | 18 |
18. | 5 |
19. | 9 |
20. | 8 |
21. | 5 |
22. | 7 |
В связи с этим были выбраны 6 детей с высоким уровнем агрессивных проявлений. Они часто ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники.
Для определения качества и уровня агрессивных проявлений мы использовали следующие психодиагностические методики:
1) Проективная графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой [2, 22].
Предназначена для работы с детьми старше 3 лет (см. Приложение 2).
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким
, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
2)Hand-тест (детский вариант) Вагнера.
Предназначен для диагностики агрессивности детей 4,5-11 лет (см. Приложение 1)
Время проведения теста: 10-12 минут.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Цель: Предлагаемый тест позволяет исследовать отдельные характеристики эмоционально-личностной сферы ребенка, включая систему взаимоотношений в семье, в среде сверстников, в социуме в целом. Также могут быть получены такие базовые характеристики, как уровень психической активности и базовой аффективной регуляции. Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Эдвардом Вагнером (основной разработчик, 1965 год), а также разработчиками являются Б. Брайклин, З. Пиотровский. Тест измеряет склонность к открытому агрессивному поведению. Рука человека является важным органом, рука сыграла большую роль в развитии интеллекта (два главнейших органа – рука и глаз). Что у человека в сознании, то и в действии. С помощью теста определяется «роль» руки.