ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 878
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
Экономическое развитие стран Востока в доколониальную эпоху
Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии
Социальная эволюция стран Востока
Политическая эволюция стран Востока
Роль религии в условиях колониальной зависимости восточных обществ
Религиозная реформация в странах Востока
Глава 2. Страны Дальнего Востока
Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI-XIX вв.
Образование и первый период существования Индокитайского союза (1887-1899 гг.)
многие другие соседние народы, вынуждены были признать вассальную зависимость от китайского императора.
В конце XVI в. к югу от Амура и западнее Уссури возник племенной союз во главе с талантливым военачальником и политическим деятелем Нурхаци (1559-1626), которому вначале не все маньчжурские племена захотели подчиняться. Главной задачей маньчжур стала подготовка к завоеванию земель, лежавших к югу от их владений, для чего им было необходимо создать сильное и хорошо подготовленное войско. Для увеличения его численности использовались мужчины из захваченных и разоренных районов Приморья.
Военная организация маньчжуров сложилась в 1601 г. и в своей основе имела традицию сезонной охоты, в которой принимали участие взрослые мужчины какого-либо из родов. Нурхаци разделил своих воинов на четыре отряда (знамени), во главе которых были поставлены командиры-эчжэни. В свою очередь, каждое знамя делилось на более мелкие подразделения — нюро, которых было тридцать. В каждом нюро состояло ЗОО воинов (позднее их численность уменьшилась до 200, а после завоевания Китая — до 100). Затем, когда военная организация стала расширяться, знамен стало восемь. Таким образом возникло знаменитое «восьмизнаменное» войско, которому суждено было сыграть заметную роль в последующих событиях.
С 1609 г. маньчжуры перестали платить дань минскому императору. Итогом этих процессов стало образование в 1616 г., на съезде 16 маньчжурских племен, государства Хоу-Цзинь (Поздняя Империя Цзинь). Тем самым была подчеркнута преемственность с прежним государством Цзинь. Подданных нового государства стали назвать маньчжурами.
Нурхаци вскоре начал вооруженную борьбу против династии Мин, сумев отвоевать у нее в 1618 г. контроль над Ляодунским полуостровом и некоторыми прилегающими к нему территориями. После этого на сторону маньчжур перешли
часть китайских и монгольских войск, которые также были разделены на восемь знамен. Каждое знамя делилось на внутреннюю и внешнюю части. Внешнюю составляли непосредственно воины, а внутреннюю — лично зависимые люди, следовавшие за знаменем во время походов и выполнявшие различные повинности. С целью пополнения восьмизнамен-ных войск, каждые три года в маньчжурских землях проводилась перепись мужского населения, уклонявшиеся от которой строго наказывались.
Параллельно, стремясь укрепить тылы, Нурхаци начал поход против Южной Монголии. Первое крупное сражение произошло в 1619 г. и закончилось поражением монголов. Однако, понимая, что всю Монголию ему сразу не завоевать, маньчжурский правитель решил провести ее подчинение путем раздробления и завоевания по частям, постепенно.
В 1626 г. Нурхаци умер и на престол взошел его сын Аба-хай, продолживший дело отца. Вначале было подчинено Хор-чинское (Цицикарское) княжество, затем в 1635 г. Чахарс-кое во главе со всемонгольским Лигден-ханом. Маньчжуры насильственным путем угоняли с завоеванных территорий работоспособное население и включали его в свое восьмизна-менное войско. Поражение Лигден-хана позволило Абахаю в 1636 г. добиться провозглашения себя всемонгольским ханом. В том же году он переименовал свое государство в Цин (т.е «Чистое»).
Южная Монголия стала «внешним» вассалом хана Абахая. На ее территории были запрещены свобода передвижения населения, торговля с Китаем, другими монгольскими землями, остававшимися самостоятельными, строго регламентировалась покупка оружия, запрещались браки между южными монголами, халхассцами и ойратами, устанавливался контроль за ламаистским духовенством.
Неоднократно, начиная с 1618 г., маньчжуры вторгались на территорию Кореи. В конце 1636 г. их армия, насчитывавшая до 140 тысяч человек, захватила и разграбила Сеул и вскоре правитель Кореи признал себя их вассалом, отправив в заложники к маньчжурам наследника престола. Однако добиться участия корейских войск в войне против Китая им так и не удалось. Пришлось ограничиться получением большой дани.
В 1643 г. Абахай скончался и богдыханом стал его малолетний сын Шуньчжи. Это событие стало прологом к новому
этапу в истории Маньчжурии — превращению сравнительно небольшого по территории и численности населения государства в самую привилегированную часть китайской империи, а его правителя — в первого императора-маньчжура на китайском престоле. Это произошло после того, как войска У Саньгуя в 1644 г. продолжили преследование сторонников Ли Цзычэна, а маньчжуры остались в Пекине.
Наиболее влиятельный из маньчжурских князей, Дургань (Доргонь, Жуй ван), стал инициатором провозглашения Шуньчжи китайским императором, став при нем регентом. С этого момента и вплоть до 1911 г. в Китае установилась власть иноземной маньчжурской династии Цин.
Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
В Китае в период правления монгольской династии Юань (XIII в.) сложилась синкретическая религия, впитавшая в себя различные философско-этические и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. Особое место продолжало занимать конфуцианство, которое и при Минах являлось для многих китайских мыслителей идейной основой для собственных философских поисков.
Одним из наиболее ярких мыслителей минской эпохи являлся Ван Янмин (1472-1529). Не отказываясь от конфуцианства как основы мировоззрения китайцев, он по-новому стал его трактовать, в соответствии с изменившимися историческими реалиями. Центральным в мировоззрении Ван Янмина являлось учение о лянчжи (врожденном знании), которым, по его мнению, обладает любой человек вне зависимости от социального происхождения, и он может достичь состояния мудрости. Таким образом, мудрость это не удел избранных, а общее достояние.
Продолжателем идей Ван Янмина стал философ Ли Чжи (1527-1602), также выступавший против конфуцианских догматиков, в том числе позволяя себе критику отдельных мест из сочинений самого Конфуция, а также работ, приписываемых Лао Цзы и Будде Гаутаме. Он был сторонником идеи относительности истины, ее развития, поэтому любые авторитеты для него не были высшей инстанцией в познании окружающего мира.
Такого рода идеи не могли не вызывать негативной реакции у догматиков-конфуцианцев, которые от идейной борьбы переходили к прямому моральному и физическому террору в отношении его родственников. В конце концов, не выдержав издевательств, Ли Чжи покончил жизнь самоубийством.
Еще одной яркой фигурой общественной мысли Китая минского периода являлся Линь Чжаоань (1517-1598), ставший последовательным пропагандистом идей синкретизма. Он вложил новый смысл в понятия «дао» (путь), «сюань» (мистика) и «кун» (пустота), доказывая, что все они вместе составляют единое целое и должны лечь в основу единой идеологии китайского государства.
Если говорить о влиянии китайских мыслителей и политических теорий на минские власти, то следует отметить, что монархическая власть старалась находиться над идейными спорами буддистов, конфуцианцев и даосистов, сама решая, какому из названных учений на том или ином историческом этапе отдавать предпочтение. Для высшей элиты религия или какое-либо другое философское учение всегда были в первую очередь инструментами власти, одним из способов теоретического обоснования существующих порядков. Однако это не значило, что у конкретных императоров не было своих субъективных пристрастий. Так, например, в 1565 г. император Ши-Цзун приказал построить в пределах своей резиденции даосский храм, в котором совершались официальные жертвоприношения. Естественно, что в тот момент сторонники даосского учения пользовались при дворе большим влиянием, чем представители других учений,
В минский период китайская культура переживала пору своего расцвета. Впитав в себя лучшие достижения предшествовавших эпох, она смогла подняться на новый уровень развития.
Большого расцвета достигла литература. Писатель У Чэнь-энь (1500-1582) на основе древних легенд сочинил роман «Путешествие на Запад», в котором описывается паломничество в Индию за священными буддистскими книгами монаха Сю-ань-цзана в сопровождении фантастических животных, главным из которых являлась золотая обезьяна Сунь Укун. Этот роман пользовался большим успехом у многих поколений читателей.
В начале XVII в. был составлен сборник повестей «Удивительные истории нашего времени и древности», сюжеты которого были навеяны народным эпосом и большим количеством афоризмов и поговорок, ставших затем крылатыми.
Культурная китайская традиция различала «высокие» и «низкие» виды искусства. К первому виду относилась ритуальные музыка и танцы как часть государственного церемониала. Музыка считалась средством воспитания человека в духе традиций. Из ритуальных музыки и танцев вырос и традиционный китайский театр. Однако затем, когда он стал самостоятельным видом искусства, театр обрел уже собственное звучание.
Формирование светского театрального искусства привело к его ориентации, как на высшие, так и на низшие слои общества того времени. Источником театральных сюжетов являлись литературная проза и поэзия. Таким образом, театр занял промежуточное место между «высшими» и «низшими» видами искусства.
В XVI^XVII вв. наиболее известным жанром театрального искусства становится куньцюй, постепенно превратившись в общенациональный театр. Именно из него в конце XVIII в. выросла знаменитая на весь мир пекинская опера.
В начале нового времени в Китае активно развивались «простонародные» жанры литературы, прежде всего драматические пьесы. Наиболее известным драматургом того периода являлся Тан Сянцзу (1550-1616), разделявший взгляды Ван Янмина и сформировавший т.н. «тайчжоусскую школу». Ее яркими представителями являлись Хэ Синьинь, Ло Жуфан, Хуан Цзунси и др. Театральные деятели, связанные с этим направлением, пошли в своем творчестве дальше традиционалистских методов в драматическом искусстве, театр для них в значительной степени оставался народным искусством. В творчестве Тан Цзянсу, в частности, отразились социальные идеалы эпохи, те процессы, которые способствовали появлению нового типа личности, отрицательно относившейся к существовавшим общественным порядкам. Некоторые театральные постановки того времени напрямую их высмеивали.
В Минский период окончательно складывается архитектура китайских городов, сохранившаяся до конца XIX в. После возвращения в 1421 г. столицы в Пекин, там производится реконструкция. Старая, северная его часть («Внутренний го-
род») была отделена стеной от южной, строительство которой было завершено к 1564 г., и названа «Внешний город ». В центре «Внутреннего города» был построен «Императорский город», а внутри него — «Запретный город», главным зданием в котором стал «Тайхэдянь» («Павильон высшей гармонии»), использовавшийся для проведения главных государственных церемоний.
Во «Внешнем городе», в свою очередь, к 1530 г. завершилось строительство «Храма Неба» — комплекса, состоявшего из нескольких великолепных сооружений, посвященных Небу как главному божеству китайцев и молению об урожае.
В окрестностях Пекина в течение XV — начала XVII вв. был построен мемориал императорских погребений, включавший, помимо могил, храмы, башни, подземные сокровищницы и т.д.
Сохранились традиции старых мастеров живописи. При Минах возродилась Академия живописи, объединявшая в своих рядах сторонников прежних художественных школ. Жанровая живопись очень часто выполнялась в форме иллюстраций к тем или иным литературным произведениям. Расцвет переживало искусство пейзажа. Наиболее известными пейзажистами того времени были Дай Цзинь, Ван Чжао и Линь Лян.
В конце XVI в. к югу от Амура и западнее Уссури возник племенной союз во главе с талантливым военачальником и политическим деятелем Нурхаци (1559-1626), которому вначале не все маньчжурские племена захотели подчиняться. Главной задачей маньчжур стала подготовка к завоеванию земель, лежавших к югу от их владений, для чего им было необходимо создать сильное и хорошо подготовленное войско. Для увеличения его численности использовались мужчины из захваченных и разоренных районов Приморья.
Военная организация маньчжуров сложилась в 1601 г. и в своей основе имела традицию сезонной охоты, в которой принимали участие взрослые мужчины какого-либо из родов. Нурхаци разделил своих воинов на четыре отряда (знамени), во главе которых были поставлены командиры-эчжэни. В свою очередь, каждое знамя делилось на более мелкие подразделения — нюро, которых было тридцать. В каждом нюро состояло ЗОО воинов (позднее их численность уменьшилась до 200, а после завоевания Китая — до 100). Затем, когда военная организация стала расширяться, знамен стало восемь. Таким образом возникло знаменитое «восьмизнаменное» войско, которому суждено было сыграть заметную роль в последующих событиях.
С 1609 г. маньчжуры перестали платить дань минскому императору. Итогом этих процессов стало образование в 1616 г., на съезде 16 маньчжурских племен, государства Хоу-Цзинь (Поздняя Империя Цзинь). Тем самым была подчеркнута преемственность с прежним государством Цзинь. Подданных нового государства стали назвать маньчжурами.
Нурхаци вскоре начал вооруженную борьбу против династии Мин, сумев отвоевать у нее в 1618 г. контроль над Ляодунским полуостровом и некоторыми прилегающими к нему территориями. После этого на сторону маньчжур перешли
часть китайских и монгольских войск, которые также были разделены на восемь знамен. Каждое знамя делилось на внутреннюю и внешнюю части. Внешнюю составляли непосредственно воины, а внутреннюю — лично зависимые люди, следовавшие за знаменем во время походов и выполнявшие различные повинности. С целью пополнения восьмизнамен-ных войск, каждые три года в маньчжурских землях проводилась перепись мужского населения, уклонявшиеся от которой строго наказывались.
Параллельно, стремясь укрепить тылы, Нурхаци начал поход против Южной Монголии. Первое крупное сражение произошло в 1619 г. и закончилось поражением монголов. Однако, понимая, что всю Монголию ему сразу не завоевать, маньчжурский правитель решил провести ее подчинение путем раздробления и завоевания по частям, постепенно.
В 1626 г. Нурхаци умер и на престол взошел его сын Аба-хай, продолживший дело отца. Вначале было подчинено Хор-чинское (Цицикарское) княжество, затем в 1635 г. Чахарс-кое во главе со всемонгольским Лигден-ханом. Маньчжуры насильственным путем угоняли с завоеванных территорий работоспособное население и включали его в свое восьмизна-менное войско. Поражение Лигден-хана позволило Абахаю в 1636 г. добиться провозглашения себя всемонгольским ханом. В том же году он переименовал свое государство в Цин (т.е «Чистое»).
Южная Монголия стала «внешним» вассалом хана Абахая. На ее территории были запрещены свобода передвижения населения, торговля с Китаем, другими монгольскими землями, остававшимися самостоятельными, строго регламентировалась покупка оружия, запрещались браки между южными монголами, халхассцами и ойратами, устанавливался контроль за ламаистским духовенством.
Неоднократно, начиная с 1618 г., маньчжуры вторгались на территорию Кореи. В конце 1636 г. их армия, насчитывавшая до 140 тысяч человек, захватила и разграбила Сеул и вскоре правитель Кореи признал себя их вассалом, отправив в заложники к маньчжурам наследника престола. Однако добиться участия корейских войск в войне против Китая им так и не удалось. Пришлось ограничиться получением большой дани.
В 1643 г. Абахай скончался и богдыханом стал его малолетний сын Шуньчжи. Это событие стало прологом к новому
этапу в истории Маньчжурии — превращению сравнительно небольшого по территории и численности населения государства в самую привилегированную часть китайской империи, а его правителя — в первого императора-маньчжура на китайском престоле. Это произошло после того, как войска У Саньгуя в 1644 г. продолжили преследование сторонников Ли Цзычэна, а маньчжуры остались в Пекине.
Наиболее влиятельный из маньчжурских князей, Дургань (Доргонь, Жуй ван), стал инициатором провозглашения Шуньчжи китайским императором, став при нем регентом. С этого момента и вплоть до 1911 г. в Китае установилась власть иноземной маньчжурской династии Цин.
Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
В Китае в период правления монгольской династии Юань (XIII в.) сложилась синкретическая религия, впитавшая в себя различные философско-этические и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. Особое место продолжало занимать конфуцианство, которое и при Минах являлось для многих китайских мыслителей идейной основой для собственных философских поисков.
Одним из наиболее ярких мыслителей минской эпохи являлся Ван Янмин (1472-1529). Не отказываясь от конфуцианства как основы мировоззрения китайцев, он по-новому стал его трактовать, в соответствии с изменившимися историческими реалиями. Центральным в мировоззрении Ван Янмина являлось учение о лянчжи (врожденном знании), которым, по его мнению, обладает любой человек вне зависимости от социального происхождения, и он может достичь состояния мудрости. Таким образом, мудрость это не удел избранных, а общее достояние.
Продолжателем идей Ван Янмина стал философ Ли Чжи (1527-1602), также выступавший против конфуцианских догматиков, в том числе позволяя себе критику отдельных мест из сочинений самого Конфуция, а также работ, приписываемых Лао Цзы и Будде Гаутаме. Он был сторонником идеи относительности истины, ее развития, поэтому любые авторитеты для него не были высшей инстанцией в познании окружающего мира.
Такого рода идеи не могли не вызывать негативной реакции у догматиков-конфуцианцев, которые от идейной борьбы переходили к прямому моральному и физическому террору в отношении его родственников. В конце концов, не выдержав издевательств, Ли Чжи покончил жизнь самоубийством.
Еще одной яркой фигурой общественной мысли Китая минского периода являлся Линь Чжаоань (1517-1598), ставший последовательным пропагандистом идей синкретизма. Он вложил новый смысл в понятия «дао» (путь), «сюань» (мистика) и «кун» (пустота), доказывая, что все они вместе составляют единое целое и должны лечь в основу единой идеологии китайского государства.
Если говорить о влиянии китайских мыслителей и политических теорий на минские власти, то следует отметить, что монархическая власть старалась находиться над идейными спорами буддистов, конфуцианцев и даосистов, сама решая, какому из названных учений на том или ином историческом этапе отдавать предпочтение. Для высшей элиты религия или какое-либо другое философское учение всегда были в первую очередь инструментами власти, одним из способов теоретического обоснования существующих порядков. Однако это не значило, что у конкретных императоров не было своих субъективных пристрастий. Так, например, в 1565 г. император Ши-Цзун приказал построить в пределах своей резиденции даосский храм, в котором совершались официальные жертвоприношения. Естественно, что в тот момент сторонники даосского учения пользовались при дворе большим влиянием, чем представители других учений,
В минский период китайская культура переживала пору своего расцвета. Впитав в себя лучшие достижения предшествовавших эпох, она смогла подняться на новый уровень развития.
Большого расцвета достигла литература. Писатель У Чэнь-энь (1500-1582) на основе древних легенд сочинил роман «Путешествие на Запад», в котором описывается паломничество в Индию за священными буддистскими книгами монаха Сю-ань-цзана в сопровождении фантастических животных, главным из которых являлась золотая обезьяна Сунь Укун. Этот роман пользовался большим успехом у многих поколений читателей.
В начале XVII в. был составлен сборник повестей «Удивительные истории нашего времени и древности», сюжеты которого были навеяны народным эпосом и большим количеством афоризмов и поговорок, ставших затем крылатыми.
Культурная китайская традиция различала «высокие» и «низкие» виды искусства. К первому виду относилась ритуальные музыка и танцы как часть государственного церемониала. Музыка считалась средством воспитания человека в духе традиций. Из ритуальных музыки и танцев вырос и традиционный китайский театр. Однако затем, когда он стал самостоятельным видом искусства, театр обрел уже собственное звучание.
Формирование светского театрального искусства привело к его ориентации, как на высшие, так и на низшие слои общества того времени. Источником театральных сюжетов являлись литературная проза и поэзия. Таким образом, театр занял промежуточное место между «высшими» и «низшими» видами искусства.
В XVI^XVII вв. наиболее известным жанром театрального искусства становится куньцюй, постепенно превратившись в общенациональный театр. Именно из него в конце XVIII в. выросла знаменитая на весь мир пекинская опера.
В начале нового времени в Китае активно развивались «простонародные» жанры литературы, прежде всего драматические пьесы. Наиболее известным драматургом того периода являлся Тан Сянцзу (1550-1616), разделявший взгляды Ван Янмина и сформировавший т.н. «тайчжоусскую школу». Ее яркими представителями являлись Хэ Синьинь, Ло Жуфан, Хуан Цзунси и др. Театральные деятели, связанные с этим направлением, пошли в своем творчестве дальше традиционалистских методов в драматическом искусстве, театр для них в значительной степени оставался народным искусством. В творчестве Тан Цзянсу, в частности, отразились социальные идеалы эпохи, те процессы, которые способствовали появлению нового типа личности, отрицательно относившейся к существовавшим общественным порядкам. Некоторые театральные постановки того времени напрямую их высмеивали.
В Минский период окончательно складывается архитектура китайских городов, сохранившаяся до конца XIX в. После возвращения в 1421 г. столицы в Пекин, там производится реконструкция. Старая, северная его часть («Внутренний го-
род») была отделена стеной от южной, строительство которой было завершено к 1564 г., и названа «Внешний город ». В центре «Внутреннего города» был построен «Императорский город», а внутри него — «Запретный город», главным зданием в котором стал «Тайхэдянь» («Павильон высшей гармонии»), использовавшийся для проведения главных государственных церемоний.
Во «Внешнем городе», в свою очередь, к 1530 г. завершилось строительство «Храма Неба» — комплекса, состоявшего из нескольких великолепных сооружений, посвященных Небу как главному божеству китайцев и молению об урожае.
В окрестностях Пекина в течение XV — начала XVII вв. был построен мемориал императорских погребений, включавший, помимо могил, храмы, башни, подземные сокровищницы и т.д.
Сохранились традиции старых мастеров живописи. При Минах возродилась Академия живописи, объединявшая в своих рядах сторонников прежних художественных школ. Жанровая живопись очень часто выполнялась в форме иллюстраций к тем или иным литературным произведениям. Расцвет переживало искусство пейзажа. Наиболее известными пейзажистами того времени были Дай Цзинь, Ван Чжао и Линь Лян.