ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 875
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
Экономическое развитие стран Востока в доколониальную эпоху
Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии
Социальная эволюция стран Востока
Политическая эволюция стран Востока
Роль религии в условиях колониальной зависимости восточных обществ
Религиозная реформация в странах Востока
Глава 2. Страны Дальнего Востока
Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI-XIX вв.
Образование и первый период существования Индокитайского союза (1887-1899 гг.)
Плантации кофе и индиго находились вдали от домов работавших на них крестьян, поэтому они вынуждены были месяцами находиться вне своих семей, а в это время их собственные земли, на которых был посажен рис, погибали без необходимого ухода. По отношению к рабочим плантаций применялись телесные наказания. Многие работники голодали и, спасаясь от непосильного труда и издевательств, бежали с плантаций.
Система «принудительных культур» давала большие прибыли Нидерландскому торговому обществу, а также создавала накопления финансовых средств для более эффективного развития капиталистических отношений в самой метрополии. Эта система вызывала возмущение многих прогрессивно мыслящих людей того времени, критиковавших голландские власти за проводимую в Индонезии политику.
Территория Индонезии, за исключением Явы и ряда административно с ней связанных районов, получила в Голландии название «Внешние владения» и была разграничена между голландцами и англичанами в 1824 г. Укрепилась самостоятельность султанатов Бали и Борнео, правители которых не только контролировали своих подданных, но и вели борьбу за расширение собственного влияния на соседние районы Индонезии.
Западное Борнео фактически находилось в сфере влияния китайских поселенцев. Голландцы не стремились подчинить их своей непосредственной власти, так как не видели в этом больших перспектив. Сложившейся ситуацией решили воспользоваться англичане, которые использовали опыт Дж. Брука на территории Малайи.- В 40-е гг. XIX в. в данный район стали проникать и США. Все это не могло не обеспокоить голландцев, которые повели активную борьбу за оставшиеся вне их контроля территории Индонезийского архипелага. С 1846 по 1860 гг. они последовательно завоевали Бали и Западное Борнео. Лишь Аче на Суматре к началу 60-х гг. еще сохраняло свою независимость.
Индонезия во второй половине XIX в.
С середины 50-х гг. XIX в. наблюдались кризисные явления в организации системы эксплуатации Индонезии со стороны Голландии. Началась отмена системы «принудительных культур». С 1870 г. создаются частные плантации сахарного тростника/Земли, на частное владение которыми не имелось соответствующих документов, объявляются государственной собственностью. Таким образом, значительная часть крестьянства становится частными собственниками. Некоторые из свободных земель и земель крестьян передаются в аренду европейским плантаторам. Начинается захват крестьянских земель со стороны купцов, ростовщиков и представителей колониальной администрации. Значительное число крестьян разоряется. С конца XIX в. для нужд плантационного хозяйства стали строиться ирригационные сооружения.
В 80-е гг. владельцами некоторых плантаций и промышленных предприятий стали банки, одним из которых было Нидерландское торговое общество, трансформировавшееся в финансовое учреждение.
Параллельно с голландцами, активную экономическую политику в отношении Индонезии проводят США и Великобритания. Стремясь компенсировать потери, голландцы приняли решение подчинить своей власти султанат Аче на Суматре. Началась борьба этого султаната за независимость. Суматранский трактат 1871 г. определил, что Великобритания согласится на захват Голландией территории Северной Суматры при условии, что голландцы и англичане будут там иметь равные права. Аче в начале 70-х гг. XIX в. представляло из себя слабо централизованное государство. В качестве повода к войне послужили переговоры представителей Аче с дипломатами США и Италии в Сингапуре, в ходе которых ачехцы просили оказать им помощь в противостоянии с голландцами. Голландия отправила туда свой экспедиционный корпус, и в конце марта 1873 г. начались военные действия, получившие в историографии название Ачехская война. Она продолжалась вплоть до 1913 г. и прошла ряд этапов.
Вначале голландские войска высадились близ столицы Аче, но встретив там упорное сопротивление, вынуждены были на время отступить. Затем они вновь начали наступление, сломили сопротивление, и в начале 1874 г. Аче был включен в состав голландских колониальных владений. Однако еще в течение длительного периода местное население оказывало сопротивление захватчикам под исламскими лозунгами борьбы с неверными. Один из местных вождей Теуку Умар возглавил народное сопротивление. Тогда голландцы вновь применили свой испытанный метод — раскол местной элиты путем ее подкупа. В 1899 г. Теуку Умар погиб и после этого сопротивление повило на убыль.
К концу XIX в. на территории Индонезии существовало около ЗОО княжеств, имевших формально собственную структуру управления, но признававших над собой главенство администрации Нидерландской Индии, определявших их бюджет и внешнюю политику. В целом Индонезийский архипелаг был разделен на сферы влияния следующим образом: под контролем Великобритании находились Саравак и Британское Северное Борнео, о. Тимор контролировала Португалия, а Новая Гвинея была разделена между Великобританией и Германией. В 1885 г. территория Северного Борнео (Сабах) была уступлена Испанией в пользу Великобритании. В том же году Великобритания и Германия поделили между собой Новую Гвинею.
Таиланд (Аютия, Сиам)
Таиланд в раннее Новое время
В начале Нового времени одним из самых значительных государств на территории современного Таиланда было государство Аютия, просуществовавшее с 1350 по 1767 гг. Оно было создано путем объединения социальных структур тон-кхмеров и таи. К этому времени уже сложилось традиционное тайское общество.
Во главе политической системы Аютии стоял монарх, являвшийся верховным собственником земли и остального имущества своих подданных. Доходы распределялись в зависимости от положения в обществе тех или иных социальных групп. С XIV в. в Таиланде господствовал буддизм тхеравады, выделявший на первое место в деятельности государства политическую и религиозную составляющие, а уже затем экономику. Личность правителя одновременно рассматривалась как божественное и земное существо. Монарх был в одном лице главой духовной, светской и военной власти. Помимо правителя назначался «уппарат» — «второй король» из числа его ближайших родственников. Он также имел в своем распоряжении чиновничий аппарат и мог влиять на принятие государственных решений. Между двумя правителями зачастую возникало недоверие. Буддистская община — сангха — занимала промежуточное положение между народом и правящей элитой.
С XVI в. Аютия постепенно втягивалась в международные торговые отношения, что не могло не сказаться на изменениях в жизни тайского общества в сторону усиления в нем роли экономических факторов.
В стране существовало несколько видов поселений: сельские жители объединялись в масштабах банов (деревень), чиенги (въенги) — укрепленные центры, накхон {нагара) —
столицы. Бан подчинялся чиенгам и вьенгам, в которых жили представители местной элиты, а также торговцы и ремесленники. Однако городами, в европейском понимании, они не являлись. Городским укрепленным центрам (насчитывавшим порядка 7-10 тысяч жителей) подчинялись территории мы-ангов, имевшие с ними общую администрацию. Самостоятельного городского управления не было. Население мыангов занималось земледелием. Над центрами мыангов находилась нагара, в которой строились буддистские монастыри
(ваты), являвшиеся не только религиозными, но и культурными центрами. С XVII в. в Таиланде стали возникать города, выступавшие в роли центров торговли с другими государствами.
Взаимоотношения между крестьянством и чиновниками строились, в первую очередь, на принципах морального долга. Крестьяне не находились в крепостной зависимости, а их отношения с крупными землевладельцами строились на основе покровительства, осознания, что необходимо выплачивать налоги в пользу государства. Крестьян было больше, чем несвободного населения.
Представители элиты, находившиеся на государственной службе, жили в городах и были слабо связаны с землевладением. Государство являлось большой общиной, в которой все свободное население таи было формально равным перед правителем.
Тайская элита обозначалась словом «най». В нее включали семью правителя, столичную знать, входившую в группу служилой знати — куннанг. Их ранги, в отличие от семьи правителя, не являлись наследственными. Чтобы иметь возможность войти в слой знати, необходимо было получить образование и прожить некоторое время в буддистском монастыре, а затем пройти специальное посвящение.
Особой группой являлось буддистское монашество, не занимавшееся физическим трудом и не состоявшее на государственной службе. В материальном плане оно полностью зависело от светской власти.
Таиланд в середине XVII— середине XIX вв.
С середины XVII в. значительную роль в жизни Сиама стала играть голландская Ост-Индская компания, имевшая своей целью монополизировать его внешнюю торговлю. Чтобы
в какой-то степени этому противостоять, сиамское правительство само стало скупать у них товары, а затем перепродавать на внутреннем рынке. В 30-40 гг. XVII в. отношения между Сиамом и голландцами ухудшились из-за введенных последними дополнительных дискриминационных мер в отношении сиамских судов, пытавшихся самостоятельно, без разрешения голландской Компании, вывозить товары за пределы государства. В случае обнаружения их в море голландцы конфисковывали их вместе с судами. Тем не менее Сиам продолжал создавать собственный торговый флот, однако силы были неравны — в августе 1664 г. сиамское правительство вынуждено было подписать первый в своей истории неравноправный договор с Голландией, согласно которому последние получали право экстерриториальности и значительные торговые привилегии.
К этому моменту интерес к Сиаму возник и у Великобритании в лице ее Ост-Индской компании. В начале 60-х гг. они восстановили здесь свою торговую факторию, поступили на службу к сиамскому монарху и даже занимали при дворе достаточно видные должности. В 1685 г. английское правительство потребовало от Сиама выделить для строительства своей военной крепости у его берегов какой-либо из прилегающих островов. После отказа, англичане приняли решение о применении военной силы. Тогда тайцы вступили в союз с французами, войска которых в 1687 г. были размещены в Бангкоке и Мергуи. Вначале они получили желаемую поддержку и нанесли англичанам поражение, но затем пришлось воевать и с недавними французскими союзниками. В 1688 г. началось народное восстание, в ходе которого тайский монарх был арестован и вскоре скончался. Французский гарнизон оказался в осаде и вскоре французы вынуждены были покинуть страну, в течение следующих 150 лет более не проявляя к Сиаму сколько-нибудь значительного интереса.
Эта победа далась Сиаму слишком дорогой ценой. Отстояв свой суверенитет, страна тем не менее потеряла свою роль в посреднической торговле между государствами Юго-Восточной Азии и Индией, что привело к неминуемому ухудшению ее экономического положения и началу полосы крестьянских восстаний и выступлений сепаратистских сил в Корате и Ли-горе. Ситуация еще более усугубилась в результате наступившей засухи.
Чтобы хоть в какой-то мере выправить ситуацию, король в первой трети XVIII в. издал серию указов, которые были призваны, с одной стороны, стимулировать улучшение положения крестьянства, а с другой — давали бы возможность крупным землевладельцам закрепить за собой зависимых крестьян.
В 1733-1758 гг. во главе Сиама находился король Боромо-кот, при котором внутриполитическая ситуация несколько стабилизировалась. Но уже в середине XVIII в. на Сиам напала соседняя Бирма. Боевые действия проходили с перерывами с 1759 по 1765 гг., и в итоге бирманцы вначале захватили западную и северную часть Сиама, а затем и Бангкок. В 1767 г. вся страна была покорена и разрушена бирманцами, а значительная часть ее населения была угнана в Бирму. Но вскоре вновь началась борьба сиамцев за независимость, в которой их поддержали местные китайские землячества. В провинции Чант-хабун, на юго-востоке страны, был образован очаг сопротивления, который возглавил один из сиамских военачальников Пья Таксин. Воспользовавшись сложным положением Бирмы, на территории которой в тот момент находились китайские войска, повстанцы освободили Центральный Сиам, где в 1768 г. было создано тайское государство со столицей в Тхонбури. Оно сумело установить контроль над камбоджийскими провинциями Батамбанг и Сием Реап.