Файл: Курсовая работа по технологии и методике обучения Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через аппликацию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ АППЛИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




3.1 Изучение уровней диагностики эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в аппликации.


Изучение результатов и эффективности процесса эстетического развития - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики.

Изучение и анализ эстетического развития дошкольников позволяет: конкретизировать цели эстетического развития; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Изучив методики по эстетическому развитию детей дошкольного возраста (Т.С Комаровой, Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, O.A. Соломенниковой) [15,17] я выделила следующие группы критериев оценки уровня эстетического развития посредством аппликации:

1. Когнитивно - эстетический критерий (степень овладения эстетическими знаниями):

- знания о свойствах материалов (бумага, ткань), необходимые для аппликации;

- знания формы, величины, цвета предметов;

- способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве;

- познавательная направленность на изучение эстетических предметов.

2. Творческо – деятельностный критерий (степень сформированности практических умений и навыков в эстетико-предметной творческой деятельности - аппликации):

- самостоятельность в подборе цвета и форм предметов;

- проявление индивидуального решения в создании композиции изображения;

- овладение техническими приёмами аккуратного вырезания и

наклеивания;

- техника исполнения композиций в аппликации (уровень завершенности).

3. Эмоционально – оценочный критерий (степень эмоционально - оценочных проявлений на содержание изображений в аппликационных работах)

- эстетическое восприятие (адекватное восприятие изображаемого предмета);

- эмоциональная отзывчивость (проявление эмоциональной реакции на содержание творческой работы);

- эстетический вкус (умение анализировать и высказывать оценочные суждения к своей работе).


С учётом имеющихся критериев мною выделены уровни эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.

Первый (низкий) уровень (0 – 2 балла) характеризуется отсутствием знаний детей о свойствах материала применяемых на занятиях по аппликации, незнание сочетаний цветов и форм в создании различных композиций. Ребенок не может выделять главного в композиции, действует только по образцу. Не владеют техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания. Не проявляет чувств и сопереживания к изображаемым предметам. Проявляют безразличие, не проявляет способность анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.

Второй (средний) уровень (3 –4 баллов) эстетического развития детей характеризуется слабым интересом о свойствах материала для аппликации и о сочетаниях цвета и форм в создании композиций. Могут определять цвета и оттенки цветов, составлять композиции из различных элементов с помощью наводящих вопросов воспитателя. Проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают свои суждения при поддержки педагога.

Третий (высокий) уровень(5 баллов) характеризует детей, которым свойственен познавательный интерес и желание знать о свойствах материала, оборудовании, которое необходимо на занятиях по аппликации. Четко определяют элементы композиции, без затруднений называют различные цветовые сочетания, формы предметов. Способны судить о прекрасном и безобразном, прослеживается глубина восприятия. Испытывают радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым предметам. Владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания, техника исполнения работы высока. Проявляют положительное отношение к овладению эстетико - предметной деятельностью. Стремление участвовать в художественно - творческой деятельности, расширять эстетический кругозор. Способны к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса).

Опытно - экспериментальная работа проводилось в три этапа: начальный, формирующий и заключительный.

На начальном этапе была проведена диагностика контрольной (приложение Б.) и экспериментальной групп (приложение В.) среди детей старшей группы №10 «Қарлығаш» (приложение А.) дошкольного учреждения «Ясли – сад №2» отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области по выявлению уровня эстетического развития, целью которого было теоретически обосновать и экспериментально доказать роль аппликации в эстетическом развитии старших дошкольников.



Результаты показывают, что с высоким уровнем эстетического развития обладает 2 детей (8%) (см. табл.1).

Таблица 1

Уровни эстетического развития детей на начальном этапе

Уровни эстетического развития

%/детей

Низкий 0-2 баллов (%)

44% (11 ч.)

Средний 3-4 баллов (%)

48% ( 12 ч.)

Высокий 5 баллов (%)

8% ( 2 ч.)


Средний уровень развития достигли 48 % детей. Эти дошкольники определяют цвета и оттенки, проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают свои суждения при поддержки воспитателя.

Низким уровнем эстетического воспитания обладают 44 % детей. Эти ребята показывают слабые знания в определении оттенков цветов, умении сочетать цвета и создании различных композиций. Ребенок действует только по образцу. Не владеют приёмами аккуратного вырезания и наклеивания. Проявляют в большинстве безразличие к красивым изображениям, не могут анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.

Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что уровень эстетического развития в старшей группе средний, но при этом большое количество детей с низким уровнем эстетического развития (11 детей).

После проведении диагностики для доказательства выдвинутой мною гипотезы и целью повышения уровня эстетического развития мною была спланирована следующая система работы:

- проводить необходимую и дополнительную организованную деятельность по аппликации, которая направлена на организацию совместной деятельности педагога и ребенка, по развитию у него творческих способностей, к восприятию красоты окружающего мира, эстетического вкуса, фантазии, чувств, представлений;

- дополнительно тренировать навыки вырезания из бумаги;

- учить соблюдать границы на бумаге;

- тренировать аккуратность наклеивания отдельных элементов;

- развивать мелкую моторику по средством разнообразных действий руками, пальчиковых игр, бытовых манипуляций (застегивание-расстегивание пуговиц, завязывание/развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп и зёрен, цветные клубки нитей для перематывания).


Цель дополнительных занятий по аппликации: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

- учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;

- учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер; развитие речевых навыков;

- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Работа по развитию эстетического воспитания предполагает проведение двух ОД в неделю, во второй половине дня. Продолжительность составляет 15-20 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.


3.2 Оценка уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в аппликации.


Начальный этап экспериментальной работы показал средний уровень эстетического развития, но при этом большое количество детей с низким уровнем. Вследствие этого экспериментальная работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий:

1. Разработка и проведение дополнительной организационной деятельности по аппликации, направленной на систематизацию процесса эстетического воспитания дошкольников;

2. Проведение систематического мониторинга сформированности уровня эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и учет его результатов в воспитательном процессе.

Заключительный этап экспериментальной работы был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, обобщение и оформление результатов педагогического исследования. Полученные данные оформила в таблицу 2.
Таблица 2

Уровни эстетического воспитания у детей на заключительном этапе

Уровни эстетического развития

%\ детей

Низкий 0-2 баллов (%)

16% (4 ч.)

Средний 3-4 баллов (%)

56% (14 ч.)

Высокий 5 баллов (%)

28% (7 ч.)


Анализ таблицы 2 показал, что большинство детей имеют средний (56 %) и высокий (28 %) уровни эстетического развития. Но при этом снизилось количество детей с низким уровнем эстетического развития (с 11 человек до 4).

Сравнивая результаты начального и заключительного этапов, я наблюдала значительное повышение показателей высокого уровня в 3,5 раза (было 8%, стало 28%) и снижение процента детей с низким уровнем эстетического развития в 2,75 раза (было 44%, стало 16%).

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что аппликация, как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Мною выдвинута гипотеза исследования о том, что аппликация, как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством эстетического развития старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий: