Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предоставление платных образовательных услуг является новым видом деятельности для любой образовательной организации, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет применять имеющийся профессиональный потенциал [24].

Модернизация российского образования и развитие социально­экономического общества, требуют основательной реорганизации существующей системы, путём увеличения качества и доступности услуг дополнительного образования учащихся и совершенствования их социально- адаптирующих функций.

На этапе формирования и становления такого вида услуг, основная задача руководителя заключается в снабжении эффективной разработки (определения этапов) последовательности действий (выработка алгоритма) и последующая их реализация, так как именно на него возложена определённая персональная ответственность за качество предоставляемых платных дополнительных услуг и их грамотную организацию [12].

Важнейшая особенность, которая приобретает принципиальное значение, заключается в следующем: платная образовательная услуга не может быть оказана вместо образовательной деятельности, так как финансовое обеспечение осуществляется за счёт бюджетных субсидий [48, п. 2. ст. 10]. Именно поэтому платные услуги являются «дополнительными», и выходят за рамки финансируемого бюджетом государственного (муниципального) задания [55].

В связи с этим, особое внимание привлекает осуществление общеобразовательной организацией внеурочной деятельности в рамках образовательных стандартов (ФГОС ОО). Здесь, образовательное учреждение должно чётко определить границы, за рамками которых начинается обучение за дополнительную плату. Такое ограничение осуществляет цель, заключающуюся в гарантии бесплатности определённых уровней образования, которая предусмотрена Конституцией РФ.

Тем не менее, в учреждениях, которые осуществляют деятельность по оказанию платных образовательных услуг, существует ряд нарушений. Во- первых, отсутствие лицензии на предоставление отдельных видов образовательных услуг [27]. Во-вторых, оказание платных образовательных услуг взамен образовательной деятельности, которая финансируется за счёт средств из бюджета [58]. В-третьих, в уставе образовательной организации не прописано наличие платных образовательных услуг и не установлен порядок их предоставления на договорной основе. Данные нарушения связаны с отсутствием знаний основных этапов по введению платных образовательных услуг.


Вследствие этого, руководителю образовательной организации необходимо основательно подойти к организации деятельности по внедрению платных образовательных услуг, то есть определить чёткий алгоритм деятельности, этапы и сроки, организовать профессиональную (компетентную) рабочую группу, рационально распределить обязанности внутри группы, чётко определить необходимые мероприятия и т.д.

Руководителю образовательного учреждения, при определении этапов деятельности по организации платных образовательных услуг, важно в полном объёме понимать комплексный характер (решение финансово­хозяйственных, организационных и нормативно-правовых вопросов) и значительный объём (как содержательный, так и временной) предстоящей работы. Вследствие этого действия руководителя в данном направлении должны быть чётко регламентированы.

При введении платных образовательных услуг вся ответственность ложится на руководителя образовательной организации, но при этом основная работа по их организации и реализации, на себя возлагает сформированная рабочая группа в состав которой входят: бухгалтер, юрист,

педагоги, реализующие образовательную программу, а также заместители руководителя по учебной и административно-хозяйственной части.

В таблице 6, рассмотрен примерный график мероприятий по организации платных образовательных услуг.

Таблица 6.

Мероприятия по организации платных образовательных услуг

Мероприятие

Ответственный

Организационные вопросы

Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления.

Руководитель

Издание приказа по образовательному учреждению «Об организационно­педагогических мероприятиях по

оказанию платных образовательных услуг в образовательном учреждении».

Подготовка / обучение членов рабочей группы по организации деятельности в образовательном учреждении, связанной с введением платных образовательных услуг.

Анализ материально-технического

обеспечения в образовательном

учреждении.

Заместитель руководителя по административно-хозяйственной части

Проведение маркетинговых исследований (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента

обучающихся, изучение спроса

дисциплин) по изучению потребностей участников образовательного процесса.

Заместитель руководителя по учебной части, классные руководители

Проведение родительских собраний, с целью выявления списка услуг.

Определение перечня платных

образовательных услуг.

Рабочая группа во главе с руководителем образовательной организации

Определение перечня категорий,

имеющих право на получение льгот.

Определение льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг.

Определение сроков разработки

образовательных программ.

Издание приказа «О введении платных образовательных услуг в образовательном учреждении «с 00.00.0000 г.»

Руководитель

Организация делопроизводства по

оказанию платных образовательных услуг в образовательном учреждении.



Продолжение таблицы 6

Финансово-хозяйственная часть

Анализ документов федерального, регионального, муниципального уровней и иных организаций, имеющих отношение к введению платных образовательных услуг в образовательном учреждении.

Рабочая группа во главе с руководителем образовательной организации

Расчёт стоимости платных дополнительных услуг в соответствии с перечнем.

Бухгалтер

Составление прейскуранта цен на платные дополнительные услуги.

Определение порядка и места оплаты за оказание платных образовательных услуг.

Подготовка проекта плана финансово­хозяйственной деятельности в образовательном учреждении.

Подготовка обоснования потребностей материально - технического обеспечения для реализации отдельных видов платных образовательных услуг.

Заместитель руководителя по административно-хозяйственной части

Нормативно-правовое обеспечение

Анализ нормативной правовой базы на предмет введения платных образовательных услуг в образовательном учреждении.

Руководитель, юрист

Внесение изменений в Устав (при необходимости).

Определение перечня локальных актов, регулирующих введение и оказание платных образовательных услуг в образовательном учреждении.

Разработка Положений в соответствии с перечнем

Разработка /доработка договоров.

Разработка служебных и должностных инструкций.

Разработка расписания в соответствии с САНПИН

Заместитель руководителя по учебной

части


Поэтому для результативной работы по оказанию платных

дополнительных образовательных услуг и их дальнейшего развития - выхода на формирование комплекса платных образовательных услуг, такую деятельность необходимо реализовывать системно, для этого нужно планировать в рамках годового плана работы учреждения (самостоятельным разделом), а также включать в планы работы структурных подразделений образовательного учреждения.

Определение жизненного цикла образовательной услуги является одним из ключевых шагов при организации платных образовательных услуг. Жизненный цикл - это проект развития во времени, определяющий различные ситуации в процессе его реализации [37].

В ходе этой концепции становится рациональным анализ вопроса, который касается динамики процесса пребывания на рынке конкретной образовательной услуги. Данный процесс возникает с момента зарождения потребностей потребителя в определённого рода компетенциях, их трансформацией в ключевые цели предстоящих образовательных услуг, продолжается временным периодом эффективного конкурентоспособного пребывания образовательной услуги на рынке, и оканчивается существенной модернизацией или уходом с рынка (рис. 2).



11 ро b;l ti.1 С Р <1ЙIJ И и U-Л 1.1 г F.1 л у С1 у?

'Этап

маркетинговых исследований и разработки ОУ

Пробный маркетинг обра.юьателъной услуги


I Io I рейн ос J i определенных компетенциях

Рис. 2. Жизненный цикл образовательной услуги

То есть процесс предоставления образовательной услуги образовательной организацией представляет собой систему, где на входе существует конкретная потребность общества в определённых услугах, ориентированные на соответствие возможностей поставщика к их удовлетворению, при этом стимулируя начало нового жизненного цикла.

Этан контроля







Освоение ОУ

i

качества

л




Диффузия ОУ




образовать-1 иной

я




X

услуги




--

Рутинкзачпя (ЗУ

г

\ 1




\ АКТИВНОЕ

ч















Поэтому первый этап данного цикла платной образовательной услуги заключается в проведении маркетинговых исследований по выявлению потребностей в определённого рода компетенциях, а также реализации прикладных и фундаментальных исследований, которые направлены на поиск новых путей их удовлетворения. Здесь также происходит учебно-методическое и материально-техническое оснащение деятельности, освоение и проектирование процесса производства образовательной услуги, в том числе аккредитационные и лицензионные мероприятия, а также прогнозирование собственных выгод и поиск дополнительных и основных источников финансирования и т.д. [37].