Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предоставление платных образовательных услуг является новым видом деятельности для любой образовательной организации, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет применять имеющийся профессиональный потенциал [24].
Модернизация российского образования и развитие социальноэкономического общества, требуют основательной реорганизации существующей системы, путём увеличения качества и доступности услуг дополнительного образования учащихся и совершенствования их социально- адаптирующих функций.
На этапе формирования и становления такого вида услуг, основная задача руководителя заключается в снабжении эффективной разработки (определения этапов) последовательности действий (выработка алгоритма) и последующая их реализация, так как именно на него возложена определённая персональная ответственность за качество предоставляемых платных дополнительных услуг и их грамотную организацию [12].
Важнейшая особенность, которая приобретает принципиальное значение, заключается в следующем: платная образовательная услуга не может быть оказана вместо образовательной деятельности, так как финансовое обеспечение осуществляется за счёт бюджетных субсидий [48, п. 2. ст. 10]. Именно поэтому платные услуги являются «дополнительными», и выходят за рамки финансируемого бюджетом государственного (муниципального) задания [55].
В связи с этим, особое внимание привлекает осуществление общеобразовательной организацией внеурочной деятельности в рамках образовательных стандартов (ФГОС ОО). Здесь, образовательное учреждение должно чётко определить границы, за рамками которых начинается обучение за дополнительную плату. Такое ограничение осуществляет цель, заключающуюся в гарантии бесплатности определённых уровней образования, которая предусмотрена Конституцией РФ.
Тем не менее, в учреждениях, которые осуществляют деятельность по оказанию платных образовательных услуг, существует ряд нарушений. Во- первых, отсутствие лицензии на предоставление отдельных видов образовательных услуг [27]. Во-вторых, оказание платных образовательных услуг взамен образовательной деятельности, которая финансируется за счёт средств из бюджета [58]. В-третьих, в уставе образовательной организации не прописано наличие платных образовательных услуг и не установлен порядок их предоставления на договорной основе. Данные нарушения связаны с отсутствием знаний основных этапов по введению платных образовательных услуг.
Вследствие этого, руководителю образовательной организации необходимо основательно подойти к организации деятельности по внедрению платных образовательных услуг, то есть определить чёткий алгоритм деятельности, этапы и сроки, организовать профессиональную (компетентную) рабочую группу, рационально распределить обязанности внутри группы, чётко определить необходимые мероприятия и т.д.
Руководителю образовательного учреждения, при определении этапов деятельности по организации платных образовательных услуг, важно в полном объёме понимать комплексный характер (решение финансовохозяйственных, организационных и нормативно-правовых вопросов) и значительный объём (как содержательный, так и временной) предстоящей работы. Вследствие этого действия руководителя в данном направлении должны быть чётко регламентированы.
При введении платных образовательных услуг вся ответственность ложится на руководителя образовательной организации, но при этом основная работа по их организации и реализации, на себя возлагает сформированная рабочая группа в состав которой входят: бухгалтер, юрист,
педагоги, реализующие образовательную программу, а также заместители руководителя по учебной и административно-хозяйственной части.
В таблице 6, рассмотрен примерный график мероприятий по организации платных образовательных услуг.
Таблица 6.
Мероприятия по организации платных образовательных услуг
Мероприятие | Ответственный |
Организационные вопросы | |
Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления. | Руководитель |
Издание приказа по образовательному учреждению «Об организационнопедагогических мероприятиях по оказанию платных образовательных услуг в образовательном учреждении». | |
Подготовка / обучение членов рабочей группы по организации деятельности в образовательном учреждении, связанной с введением платных образовательных услуг. | |
Анализ материально-технического обеспечения в образовательном учреждении. | Заместитель руководителя по административно-хозяйственной части |
Проведение маркетинговых исследований (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента обучающихся, изучение спроса дисциплин) по изучению потребностей участников образовательного процесса. | Заместитель руководителя по учебной части, классные руководители |
Проведение родительских собраний, с целью выявления списка услуг. | |
Определение перечня платных образовательных услуг. | Рабочая группа во главе с руководителем образовательной организации |
Определение перечня категорий, имеющих право на получение льгот. | |
Определение льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг. | |
Определение сроков разработки образовательных программ. | |
Издание приказа «О введении платных образовательных услуг в образовательном учреждении «с 00.00.0000 г.» | Руководитель |
Организация делопроизводства по оказанию платных образовательных услуг в образовательном учреждении. |
Продолжение таблицы 6
Финансово-хозяйственная часть | |
Анализ документов федерального, регионального, муниципального уровней и иных организаций, имеющих отношение к введению платных образовательных услуг в образовательном учреждении. | Рабочая группа во главе с руководителем образовательной организации |
Расчёт стоимости платных дополнительных услуг в соответствии с перечнем. | Бухгалтер |
Составление прейскуранта цен на платные дополнительные услуги. | |
Определение порядка и места оплаты за оказание платных образовательных услуг. | |
Подготовка проекта плана финансовохозяйственной деятельности в образовательном учреждении. | |
Подготовка обоснования потребностей материально - технического обеспечения для реализации отдельных видов платных образовательных услуг. | Заместитель руководителя по административно-хозяйственной части |
Нормативно-правовое обеспечение | |
Анализ нормативной правовой базы на предмет введения платных образовательных услуг в образовательном учреждении. | Руководитель, юрист |
Внесение изменений в Устав (при необходимости). | |
Определение перечня локальных актов, регулирующих введение и оказание платных образовательных услуг в образовательном учреждении. | |
Разработка Положений в соответствии с перечнем | |
Разработка /доработка договоров. | |
Разработка служебных и должностных инструкций. | |
Разработка расписания в соответствии с САНПИН | Заместитель руководителя по учебной части |
Поэтому для результативной работы по оказанию платных
дополнительных образовательных услуг и их дальнейшего развития - выхода на формирование комплекса платных образовательных услуг, такую деятельность необходимо реализовывать системно, для этого нужно планировать в рамках годового плана работы учреждения (самостоятельным разделом), а также включать в планы работы структурных подразделений образовательного учреждения.
Определение жизненного цикла образовательной услуги является одним из ключевых шагов при организации платных образовательных услуг. Жизненный цикл - это проект развития во времени, определяющий различные ситуации в процессе его реализации [37].
В ходе этой концепции становится рациональным анализ вопроса, который касается динамики процесса пребывания на рынке конкретной образовательной услуги. Данный процесс возникает с момента зарождения потребностей потребителя в определённого рода компетенциях, их трансформацией в ключевые цели предстоящих образовательных услуг, продолжается временным периодом эффективного конкурентоспособного пребывания образовательной услуги на рынке, и оканчивается существенной модернизацией или уходом с рынка (рис. 2).
11 ро b;l ti.1 С Р <1ЙIJ И и U-Л 1.1 г F.1 л у С1 у?
'Этап
маркетинговых исследований и разработки ОУ
Пробный маркетинг обра.юьателъной услуги
I Io I рейн ос J i определенных компетенциях
Рис. 2. Жизненный цикл образовательной услуги
То есть процесс предоставления образовательной услуги образовательной организацией представляет собой систему, где на входе существует конкретная потребность общества в определённых услугах, ориентированные на соответствие возможностей поставщика к их удовлетворению, при этом стимулируя начало нового жизненного цикла.
Этан контроля | | | Освоение ОУ | i | |
качества | л | | Диффузия ОУ | | |
образовать-1 иной | я | | X | ||
услуги | | -- | Рутинкзачпя (ЗУ | г | |
\ 1 | | \ АКТИВНОЕ | ч | ||
| | |
Поэтому первый этап данного цикла платной образовательной услуги заключается в проведении маркетинговых исследований по выявлению потребностей в определённого рода компетенциях, а также реализации прикладных и фундаментальных исследований, которые направлены на поиск новых путей их удовлетворения. Здесь также происходит учебно-методическое и материально-техническое оснащение деятельности, освоение и проектирование процесса производства образовательной услуги, в том числе аккредитационные и лицензионные мероприятия, а также прогнозирование собственных выгод и поиск дополнительных и основных источников финансирования и т.д. [37].