Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап экспериментального маркетинга образовательного учреждения связан с коммерческой реализацией результатов процесса предоставления инновационной образовательной услуги и её продвижением на рынок. Экспериментальный маркетинг позволит выявить потенциальную и фактическую эффективность деятельности по предоставлению образовательной услуги [37].

Этап активного предоставления образовательных услуг состоит из трех подэтапов:

  • зарождение и освоение,

  • диффузия,

  • рутинизация образовательной услуги.

Изучение (освоение) прежде всего, связано с пропагандистскими рекламными мероприятиями по стимулированию максимальной осведомлённости о новой образовательной услуге. Как следствие, объёмы продаж постепенно начинают расти.

Диффузия образовательной услуги связана с её распространением, многократным повторением и тиражированием, за счёт большого количества потребителей. Объёмы продаж увеличиваются и достигают максимальных величин. Как правило, уровень конкуренции также возрастает [37].

Рутинизация обозначает приобретение образовательной услугой таких свойств, как постоянство, стабильность, и в конечном итоге - моральное устаревание образовательной услуги. Рынок перенасыщен, наблюдается острое соперничество. Для того чтобы поддержать падающий спрос, требуются активные рекламные мероприятия или усиление конкурентных преимуществ, например, путём усовершенствования услуги и требуются большие затраты на маркетинг [37].

Этап по контролю за качеством образовательной услуги осуществляется параллельно с этапом активного предоставления образовательных услуг, где рассматривается необходимость и качество предоставляемых услуг с позиций самого потребителей, провайдера, а также других заинтересованных в данной услуге субъектов рынка. Итоги образовательных услуг, которые получены на выходе, могут потребовать совершенствования и модификации услуги или способа её предоставления, увеличения сбыта, или, наоборот, прекращения её производства.

Проанализировав жизненный цикл образовательной услуги, можно отметить следующее:

  1. Длительность жизнеспособности образовательных программ, реализуемых посредством услуг, ссокращается, в то время как жизненный цикл образования постепенно увеличивается [37]. В данный момент это говорит о том, что спрос на различные образовательные услуги имеет тенденцию к увеличению.

  2. В последние десятилетия происходит усиление взаимовлияния, а также состава субъектов, участвующие в предоставлении образовательных услуг, что говорит о необходимости построения новой системы управления и организации в сфере образовательных услуг, которая была бы способна адаптивно реагировать на изменения ситуации на рынке труда. Кроме того, появляется возможность различным экономическим субъектам, концентрируясь на определенной стадии жизненного цикла образовательной услуги, «полноценно пользоваться экспортным потенциалом глобального рынка образовательных услуг» и быть активными участниками [3].

  3. Жизненный цикл услуги более длителен, менее рискован, гибок, например, в отличие от жизнеспособности материального товара, вследствие больших возможностей для присутствия и улучшения на каждом этапе тесной обратной связи между потребителями и провайдерами.


Стоит отметить, что последними потребителями образовательных услуг являются именно организации и предприятия, которые, с одной стороны, заинтересованы в получении качественных специалистов с определённым набором компетенций, а с другой, почти полностью освобождены от платы за них, так как основные денежные средства за осуществление образовательных программ учреждения получают от учащихся (их законных представителей) или государства. Такая дисгармония разрешима с помощью средств вовлечения конечных потребителей в процесс осуществления образовательных программ в рамках корпоративных заказов, целевого обучения и других форм тесного сотрудничества.

Выводы по главе I

  1. Сформулировано определение понятия «услуга». Услуга - это действие, имеющее полезный эффект для другого лица или лиц.

  2. Определено, что образовательная услуга - это товар в условиях рыночной экономики.

  3. Выделены основные особенности и характеристики образовательной услуги.

  4. Под платной образовательной услугой будем понимать социально-экономическую категорию, представляющую собой специфический вид товара, который предоставлен в виде структурированной совокупности знаний и информации, ориентированный на всестороннее, в том числе и интеллектуальное развитие личности, на приобретение профессиональных навыков и умений для их последующего применения в практической деятельности, производится за определённую плату. Образовательная услуга оплачивается либо государством в виде муниципального заказа или госзаказа, либо частными лицами и организациями. Платная образовательная услуга предоставляется при участии и в присутствии заказчика.

  5. Проведена характеристика платных образовательных услуг по следующим признакам: по возрасту потребителей, по численности, по источнику финансирования, по срокам, по уровню образования, по форме обучения, по виду услуги, по сферам, по методам обучения.

  6. Рынок образовательных услуг - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

  7. Выделили три этапа развития рынка образовательных услуг: зарождение и становление, расширение, стабилизация.

  8. Выделены так называемые «современные» сегменты: «белый», «серый» и «черный». Такое деление позволяет все многообразие образовательных услуг рассматривать с точки зрения соблюдения законодательных норм.

  9. Согласно Федеральному закону автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

  10. Проведена сравнительная характеристика бюджетного и автономного образовательных учреждений.

  11. Рассмотрен примерный график мероприятий по организации платных образовательных услуг.

  12. Одним из ключевых моментов при организации платных образовательных услуг является в определение жизненного цикла образовательной услуги.


ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В АВТОНОМНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  1. Общая характеристика организации и её специфика

Название:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Организационно-правовая форма:

Автономное учреждение

Миссия организации:

Создание условий для формирования и развития личности выпускника как лица собственной жизни в условиях здоровьесберегающей школы [47].

Цель деятельности организации:

Организовать условия для осуществления образовательного процесса, сосредоточенного на формирование гармонично развитой личности, ее суждения, способности к самообразованию, творческой реализации, самоопределению и адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, склонной и способной нести субъективную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность и за благополучное, устойчивое развитие общества [47].

Виды деятельности [47]:

- Осуществление основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • Реализовать общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов: с задержкой психического развития, разрабатываемых на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей развития и потенциалов учащихся;

  • Реализация образовательных программ дополнительного образования по направлениям: научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско- краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально­педагогическая, культурологическая, естественнонаучная;

  • Организация питания обучающихся и воспитанников школы;

  • Обеспечение физического и эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников;

  • Выявление и развитие способностей детей, их увлечений и наклонностей;

  • Организация медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников.


Виды деятельности школы, не являющиеся основными:

  • Деятельность по содержанию и эксплуатации имущества школы, такие как объекты движимого и недвижимого имущества, прикрепленных за школой в установленном порядке;

  • Оказание платных образовательных услуг.

Для достижения целей и согласно целям, школа имеет право осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • Оказание посреднических, консультационных, информационных и рекламных услуг; оказание платных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

  • Торговля покупными товарами, оборудованием;

  • Реализация товаров, произведенных школой;

  • Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе гранты, премии, добровольные пожертвования;

  • Создание результатов интеллектуальной деятельности и реализация их прав;

  • Создание и реализация печатной и аудиовизуальной продукции, обучающих программ, информационных материалов;

  • Осуществление копировальных и множительных работ;

  • Предоставление библиотечных услуг и услуг по использованию архивов лицами, не являющимся работниками или обучающимися школы;

  • Проведение и организация ярмарок, выставок, симпозиумов, конференций, семинаров, совещаний, олимпиад, конкурсов, культурно­массовых и других мероприятий;

  • Реализация рекламной и издательско-полиграфической работы, реализация итогов этой работы;

  • Исполнение художественных, оформительских и дизайнерских работ;

  • Предложение автотранспортных услуг;

  • Оказание услуг общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания;

  • Производство и реализация продукции производственного, технического, учебного и бытового назначения;

  • Сдача лома и отходов черных, цветных, драгоценных металлов и других видов вторичного сырья;

  • Создание и использование полезных моделей, компьютерных программных продуктов;

  • Сдача в аренду имущества в порядке, установленном законодательством и уставом школы.


Контингент обучающихся представлен в таблице 7.

Таблица 7.

Сведения о количественном составе обучающихся в 2016-2017 учебном году



п.п.

Класс

Количество обучающихся в классе

Кол-во девочек в классе

Кол-во мальчиков

в классе

1.



22

9

13

2.



21

14

7

3.



25

8

17

4.



21

7

14

5.



20

7

13

6.



17

9

8

7.

4

34

15

19

8.



23

10

13

9.



7

1

6

10.

6

29

17

12

11.



22

8

14

12.



6

2

4

13.



28

13

15

14.



22

12

10

15.



11

5

6

16.

10

8

7

1

17.

11

11

7

4

Итого:

17 классов

327 обучающихся

151 девочек

176 мальчика