Файл: Программа Экономика и правовое регулирование бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55 совокупного объема. На втором месте с долей 38% находится Северо-
Западный федеральный округ. Южный и Сибирский федеральные округа занимают вместе не более 2%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.
Наблюдаемая в последнее время нестабильность нашей национальной экономики на фоне накопившихся внутренних проблем негативно сказывается на инвестиционной привлекательности пищевой промышленности. По оценкам Министерства Экономического Развития, в среднесрочной перспективе инвестиционная инерция сохранится. По прогнозам, к 2018 году индекс физического объема инвестиций в пищевую промышленность должен составить 98,8% к 2014 году. Но даже на этом фоне перспективы у кофейной отрасли неплохие. По мнению экспертов, импорт готового кофе в Россию будет падать, а импорт зеленого кофе, наоборот, увеличиваться. Эту тенденцию связывают с развитием в стране технологий обжарки и их дальнейшим освоением профильными предприятиями.
Подводя итоги, хочется отметить, что в России появилась тенденция роста потребления кофе. Рынок кофе является одним из стратегических важных рынков в экономики многих государств, так же, как и в России.
Сделки, заключенные по поставке и продаже кофе на международном рынке, занимает второе место после сделок с нефтью. Что говорит о огромной значимости кофейной индустрии на мировом уровне.
По итогам анализа рынка кофе сделаны следующие выводы:
• Наметилась тенденция роста потребления зернового и молотого кофе в
России.
• Большая часть российского рынка кофе находится под властью Nestle
Russia (28%), Kraft Foods Russia (19%), Tchibo (8%).
• Значимыми игроками на отечественном рынке кофе являются «Орими
Трейд», «Московская кофейня на паяхъ», «Монделис Русь».

56
• Объем рынка натурального кофе будет расти, показывая среднегодовой примерно такой же, как и темп роста с 2011 по 2016 года 9%, а растворимый будет имеет меньшие темпы роста.
• В перспективе рост качества кофе, увеличение инвестиций в кофейный бизнес.
• Развитие культуры кофе, увеличение числа покупателей, которые готовят кофе дома, используя альтернативные способы заваривания.

57 3.2 Анализ предприятия ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» за 2012-
2016 3.2.1 Анализ финансового состояния
Приведенный ниже анализ финансового состояния
ЗАО
"МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ" выполнен за период 01.01.2012–
31.12.2016 г. На основе данных бухгалтерской отчетности организации за
5 лет. Деятельность ЗАО "МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ" отнесена к отрасли "Производство пищевых продуктов" (класс по ОКВЭД – 10), что было учтено при качественной оценке значений финансовых показателей (см.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Опираясь на данные таблицы, можно заявить, что на 31.12.2016 в активах предприятия доля ткущих активов составляет 1/3, а внеоборотных средств 2/3.
На рисунке 3.2.1 представлена структура активов организации в разрезе основных групп:
Рисунок 3.2.1 - Структура активов организации на 31.12.2016
Источник: [59]


58
На 31.12. 2016 г. собственный капитал организации составил 3 383 981,0 тысяч рублей. Собственный капитал организации за 5 последних лет увеличился на 631705 тысяч рублей.
Таблица 3.2.1
Оценка стоимости чистых активов организации
Показатель
Значение показателя
Изменение в тыс. руб.
тыс.
руб.
(гр 6- гр.2)
± %
((гр.6- гр.2): гр.2)
31.12.2012 31.12.2013 31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 1
2 3
4 5
6 7
8 1.Чистые активы
2 752 276 2 969 772 2 979 033 3 104 641 3 383 981 631705 22,95 2. Уставный капитал
98 702 98 702 98 702 98 702 98 702 0
0 3. Превышение чистых активов над уставным капиталом
(стр.1-стр.2)
2 653 574 2 871 070 2 880 331 3 005 939 3 285 279 631705 23,81
Источник: [59]
Чистые активы предприятия на 31.12.2016 года в 34,3 раза превышают уставный капитал. Такая ситуация положительно характеризует финансовое положение.
Помимо этого, когда определили текущее состояние показателя, можно отметить увеличение чистых активов за рассматриваемый период (с
31.12.2012 по 31.12.2016).
Ниже на графике представлено изменение чистых активов и уставного капитала.

59
Рисунок 3.2.2 - Динамика чистых активов и уставного капитала
Источник: [59]
Далее составим таблицу основных показателей финансовой устойчивости организации (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Коэффициент автономии организации на 31.12.2016 составил
0,84. Высокое значение данного коэффициента показывает стабильность работы предприятия. Рост коэффициента автономии за 5 лет составил с 0,12 до 0,54 увеличился коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за весь анализируемый период.
На последний день анализируемого периода значение коэффициента является вполне соответствующее нормальному. В основном в течение всего анализируемого периода коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами сохранял нормальное значение.
За рассматриваемый период коэффициент покрытия инвестиций уменьшился до 0,93. Значение коэффициента на 31.12.2016 соответствует нормативному значению.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов по состоянию на
31.12.2016 равнялся 1,87, что на 1,85 больше значения на 31.12.2012. В течение

60 почти всего рассматриваемого периода коэффициент укладывался в установленный норматив.
На
31.12.2016 коэффициент обеспеченности материальных запасов находится на уровне соответствующее нормальному значению.
По коэффициенту краткосрочной задолженности можно сказать, что на
31 декабря 2016 г. доля краткосрочной задолженности в общих долгах организации составляет 0,40%.
Ниже на графике представлено изменение основных показателей финансовой устойчивости ЗАО "МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ" за
5 лет:
Рисунок 3.2.3 - Динамика показателей финансовой устойчивости организации
Источник: [59]
Составим таблицу данных финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
По трем вариантам расчета на 31 декабря 2016 можно наблюдать покрытие собственными оборотными средствами имеющихся у организации запасов, благодаря этому финансовое положение по данному признаку можно характеризовать как абсолютно устойчивое. Помимо этого, два из трех


61 показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов за исследуемый период улучшили свои значения.
Рисунок 3.2.4 - Собственные оборотные средства организации
Источник: [59]
Следующим шагом рассчитаем коэффициенты ликвидности и занесем данные в таблицу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
На 31.12.2016 коэффициент текущей ликвидности имеет значение, соответствующее норме (5,48 при нормативном значении 1,8). Стоит отметить, что за рассматриваемый период коэффициент текущей ликвидности вырос на 0,73.
Коэффициент быстрой ликвидности так же имеет значение, которое укладывается в норму (0,9). Это говорит о наличии у организации ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности сохранял нормальные значения в течение всего рассматриваемого периода.

62
При норме 0,15 значение коэффициента абсолютной ликвидности на
31.12.2016 составило 0,11. Более того следует отметить отрицательную динамику показателя – за 4 года коэффициент снизился на -1,17.
Рисунок 3.2.5 - Динамика коэффициентов ликвидности
Источник: [59]
Проведем анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения. Результаты разместим в таблице (см.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Организация не в состоянии погасить наиболее срочные обязательства за счет высоколиквидных активов, которые составляют всего лишь 11% от достаточной величины.
Основные финансовые результаты деятельности ЗАО "МОСКОВСКАЯ
КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ" в течение анализируемого периода приведены в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

63
За последний год годовая выручка равнялась 2 735 380 тысяч рублей. В течение анализируемого периода (с 31.12.2011 по 31.12.2016) отмечен стремительный рост выручки – на 1 161 975 тысяч рублей. В течение всего анализируемого периода можно отметить постоянный рост выручки.
Прибыль от продаж за последний год равнялась 776 408 тысяч рублей.
Финансовый результат от продаж значительно вырос за 5 лет (на 276 115 тысячи рублей или на 55,2%).
Изменение выручки наглядно представлено ниже на графике.
Рисунок 3.2.6 - Динамика выручки и чистой прибыли
Источник: [59]
Далее проведем анализ рентабельности и полученные результаты занесем в таблицу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Представленные в таблице показатели рентабельности за 2016 год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности ЗАО
"МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ".
Однако имеет место снижение рентабельности продаж по отношению с данным показателем за период 31.12.2012–31.12.2016 (10,7%).


64
Показатель рентабельности (EBIT) за 2016 год составил 14,8%. Другими словами, в каждом рубле выручки ЗАО "МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА
ПАЯХЪ" содержалось 14,8 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Рисунок 3.2.7 - Динамика рентабельности продаж
Источник: [59]
В следующей таблице показана рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала
(см.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
За период с 01.01.2016 по 31.12.2016 каждый рубль собственного капитала организации принес 8,61 руб. чистой прибыли. В течение анализируемого периода рентабельность собственного капитала уменьшилась на 5,72%. За 2016 год значение рентабельности собственного капитала не соответствует нормативному значению.
Рентабельность активов за последний год равнялась 6,83%. Можно отметить стремительное снижение рентабельности активов за 2016 год в сравнении с данными за 2012 год – на 3,05%. В ходе анализируемого периода наблюдалось падение рентабельности активов, сменившееся ростом. В

65 течение всего периода можно отметить как позитивные значения рентабельности активов, так и значения, которые не соответствуют норме.
На графике, который расположен ниже, представлена динамика основных показателей рентабельности активов и капитала организации.
Рисунок 3.2.8 - Динамика показателей рентабельности активов и капитала
Источник: [59]
Далее в таблице были рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, которые характеризуют скорость возврата вложенных в предпринимательскую деятельность денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Ниже обобщены ключевые финансовые показатели ЗАО
"МОСКОВСКАЯ КОФЕЙНЯ НА ПАЯХЪ".
В таблице приведены состояния основных показателей финансовой деятельности ЗАО «Московская кофейня на паяхъ». Которые отображают эффективность экономической деятельности организации. Рассмотрим данные показатели в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.1.2
Состояние основных показателей

66
№ Состояние показателей
Показатели
Комментарий
1
Исключительно хорошие значения чистые активы превышают уставный капитал, к тому же они увеличились за анализируемый период
2 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равное 0,54, характеризуется как вполне соответствующее нормальному
3 текущей(общей) ликвидности полностью соответствует нормативному значению
4 значению коэффициент быстрой
(промежуточной) ликвидности полностью соответствует норме
5 коэффициент покрытия инвестиций наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+397 067 тыс. руб.);
6 прибыль положительная динамика по сравнению с предшествующим годом
+397 067 тыс. руб.
7 прибыль от финансово- хозяйственной
+165 779 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом
Хорошее доля собственного капитала неоправданно высока 71% чистая прибыль существенная, по сравнению с общей стоимостью активов организации 6,9
% за последний год
Неудовлетворительное коэффициент абсолютной ликвидности ниже принятой нормы динамика рентабельности продаж значительная отрицательная
- 10,7 процентных пункта от рентабельности за 2012 год равной 31,8% прибыль до процентов к уплате и налогообложения
(EBIT) на рубль выручки организации значительное падение (-19,5 коп. от аналогичного показателя рентабельности за 2012 год).


67 3.2.2 Анализ текущей стратегии развития
Выбрать миссию – это ответственное решение при стратегическом планировании, так как миссия служит ориентиром для следующих этапов планирования. Так же она накладывает некоторые ограничения на деятельность предприятия при анализе вариантов развития. В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации.
Миссия ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» заключается в стремлении делать мир лучше, пробудить прекрасное в человеке.
Компания делает кофе таким, чтобы, попробовав его, Вы ярче ощутили радость и полноту жизни, жизнь стала бы интереснее, общение лёгким и непринужденным.
Для компании важно, чтобы люди ценили каждое мгновение, каждый прожитый день, а глоток горячего ароматного кофе поможет в этом.
Целью организации – снабжение покупателей высококачественным товаром с параллельным наращиванием доли рынка в конкурентном регионе и получение максимальной прибыли.
Далее проведем анализ внешней среды организации, а именно анализ непосредственного окружения. Анализ непосредственного окружения предприятия направлено на изучение состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в прямом контакте.
К непосредственному окружению относят покупателей и конкурентов.
Покупатели.
Анализ покупателей как составляющие непосредственного окружения предприятия имеет своей целью составление профиля тех людей, которые покупают продукт, выпускаемый предприятием.
Был проведен опрос, среди жителей города Москвы. Было опрощено 250 человек. Опросник был следующий.
1. Приобретаете ли вы продукцию «Московской кофейни на паяхъ»?

68 2. Каков ваш возраст?
3. Насколько вы удовлетворены продукцией данной компании?
4. Какие критерии для вас важны при выборе продукции?
Результаты опроса можно представить в виде схем и графиков.
Рисунок 3.2.2.1 - Результаты первого вопроса
Источник: составлено автором
Рисунок 3.2.2.2 - Результаты второго вопроса
Источник: составлено автором
Да; 150
Нет; 100
Приобретаете ли продукцию "Московская кофейня на паяхъ"?
Да
Нет до 20 лет; 1%
20-25 лет; 4%
25-30 лет; 22%
30-40 лет; 43%
40 и более лет; 30%
Каков ваш возраст?

69
Рисунок 3.2.2.3 - Результаты третьего вопроса
Источник: составлено автором
Рисунок 3.2.2.3 - Результаты четвертого вопроса
Источник: составлено автором
Анализируя данные, полученные при опросе, можно сделать следующие выводы:
Плохо; 9%
Средне; 45%
Высоко; 46%
Насколько вы удовлетворены продукцией компании?
Цена; 38%
Качество; 44%
Репутация; 13%
Другое; 5%
Какие критерии для вас важны при выборе продукции?