Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию
В ФГОС НОО воспитание ученика начального звена обусловливается равно как целенаправленная работа, вызванная создавать у ребенка ценностные ориентации, свойства, общепризнанных мерок действия гражданина и патриота страны [63, с.23].
Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать заключение о том, что итоги воспитания патриотизма обязаны отображать:
-
формирование основ гражданской идентичности; понимание обучающимися определения «Родина»; -
уважение к культурному и историческому прошлому России; -
почтенное отношение к старшему поколению; -
уважительное отношение к природе; -
знание и уважение государственной символики Российской Федерации; -
уважительное отношение к истории и культуре иных народов [63, с. 123].
Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни.
Одним из важнейших условий воспитания патриотизма на этапе младшего школьного возраста является ознакомление с явлениями общественной жизни. Однако, для того чтобы достичь этой цели, необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Эта работа должна включать в себя разнообразную деятельность, в которую будут вовлечены дети, а также использование специальных методов и приемов для воздействия на эмоциональную сферу ребенка. [12,с.123].
В данном возрасте воспитание патриотизма имеет наиболее благоприятные условия. Это связано с тем, что дети легко усваивают опыт и формы поведения старшего поколения, а также оценочные суждения. Они формируют определенное отношение к окружающему миру и к самим себе, развивают дружбу, взаимопомощь, любовь к родителям, школе, улице, родному городу, природе и т.д. Получая этот опыт, ребенок начинает проявлять самостоятельность и сознание в отношении к окружающему миру, людям и моральным нормам общества. [15, с. 49].
Одним из важнейших направлений работы педагога начальных классов всегда было воспитание патриотизма. Наиболее чувствительный период для формирования положительных качеств личности, включая патриотизм, - младший школьный возраст. В этот период происходит активный процесс усвоения знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми и свободе выбора поведения. Поведенческий компонент воспитания патриотизма формируется через социальное направление, такое как освоение социальных ролей, опыт взаимодействия в открытом социуме и приобщение к демократическим формам жизнедеятельности [53, с. 88].
Таким образом, воспитательные задачи, которые были представлены, реализуются в учебном процессе через различные формы работы, которые имеют разнообразное содержание. Они также реализуются через участие младшего школьника в общественных делах класса и школы, а также выполнение общественных поручений. Кроме того, они осуществляются посредством семейного воспитания и обеспечения взаимодействия между семьей и школой.
-
Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности
В начальной школе существуют требования к организации внеурочной деятельности, которую определяет ФГОС НОО. Эта деятельность осуществляется в форме, отличной от классно – урочной, и организуется внеурочное время. Основная цель такой деятельности - удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном и информативном досуге, а также их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [52, с. 145].
Во внеурочной деятельности основной задачей является формирование у учащихся личностных и метапредметных результатов. Здесь учащийся должен научиться делать выбор, научиться принимать решения и самостоятельно действовать в рамках данной деятельности. При организации внеурочной деятельности в рамках общеобразовательных учебных заведениях целесообразно использовать самые разные формы организации. Например: экскурсии, кружки по интересам, спортивные секции, исторические и иные клубы, научные общества, школьные олимпиады по предметам, соревнования и т.п.
Для реализации внеурочной деятельности можно использовать различные методы, такие как игровая и познавательная деятельность, проблемно-целостное и досуговое общение, художественное и социальное творчество, трудовая деятельность, спортивная и туристическая деятельность и другие варианты, описанные в источнике [16, с. 24].
Формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются [22 , с. 49]:
-
Организаторская функция. -
Регулирующая функция. -
Информационная функция.
Для достижения воспитательных целей используются формы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Они отличаются от уроков и включают в себя экскурсии, кружки, секции, КВН, олимпиады, соревнования, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, школьные научные общества и многое другое. Образовательное учреждение определяет формы организации внеурочной деятельности.
Способы педагогического воздействия на сознание, чувство и волю воспитуемых, которые используются для формирования патриотизма, называют методами воспитания. Среди них можно выделить убеждение, личный пример классного руководителя, стимулирование и принуждение.
Методы подразделяются на:
-
словесные : диспуты, беседы и т.д.; -
практические – поездка к ветеранам, уборка аллеи славы, поездка на аллею славы и т.д. -
наглядные: просмотр и обсуждение картин, выполнение рисунков на патриотическую тематику и т.д.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется в таких формах: посадка деревьев (аллея Памяти), в рамках областного проекта «Чтобы помнили», работа по благоустройству пришкольной территории и парков, изготовление кормушек для птиц, в рамках областной акции «Покормите птиц!», уход за комнатными растениями в кабинетах, ремонт библиотечных книг школьной и районной библиотек в рамках областной акции «Весенняя неделя добра», изготовление подарков – сувениров для будущих первоклассников (закладки, книжки-малышки и т.п.) и выпускников (колокольчики), изготовление открыток и сувениров для ветеранов войны и труда. Все дела, проводимые в классе должны быть яркими, уникальными.
Воспитание патриотизма детей младшего школьного возраста представлено целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка для обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, развития умений и навыков нравственного поведения, вырабатывания потребности в деятельности на общую пользу [19, с. 95].
Младшим школьникам предоставляется возможность получить патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности. Для этого организуются различные виды деятельности, направленные на освоение знаний о народах России, их истории, традициях и культуре. Также ученики знакомятся с историей своей семьи и формируют уважительное отношение к труду окружающих. Они становятся более заинтересованными в участии в труде и стремятся внести свой вклад в его развитие. Важно, что особое внимание уделяется знакомству с историей родного ульяновского края и места рождения учащихся.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
-
беседы на темы: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа родного края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», которыми «Не место красит человека, а человек место»; -
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны труда, воинами–интернационалистами; -
викторина на тему: «Слава тебе, победитель солдат!», «Знаешь ли ты свой город»; -
знакомство с символикой Российской Федерации при проведении внеклассных мероприятий; -
конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны; -
конкурс чтецов «Дети о войне»; -
конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»; -
литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя малая Родина!» -
организация и проведение фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов; -
посещение музеев; -
праздники, посвященные памятным датам; -
подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» и др.; -
классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и др.; -
коллективные творческие дела: «Улица, на которой живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»; -
экскурсии; специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Это и путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами); туристические походы; выезды в музеи; пешеходные прогулки по окрестностям; автобусные экскурсии. -
различные проекты, -
игровые тренинги, -
проведение праздников.
В качестве форм работы с семьей по воспитанию патриотизма младших школьников могут выступать:
-
родительские собрания гражданско-патриотической направленности; -
помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; -
привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников, совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа – семья – педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.
Таким образом, при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы воспитания учащихся. Одним из примеров таких форм могут быть экскурсии, круглые столы, обсуждения интересующих тем учащихся, научные общества, спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады, соревнования, а также поисковые и научные исследования.
Данные формы организации воспитания являются отличными от урочных форм, используемых в системе обучения. Этот фактор может заинтересовать учащихся и повлиять на их мировоззрение, а также на формирование патриотических чувств, гордости и уважения к своей Родине.
Реализация подобных форм организации воспитания в общеобразовательных учебных заведениях является актуальной задачей на современном этапе развития образования. Это обусловлено не только желанием воспитать гражданина патриота, но и социальной необходимостью обученной и подготовленной молодежи, способной кадровым и ресурсным обеспечением развития социума.
Вывод по I главе
Исследовав теоретические основы воспитания патриотизма школьников во внеурочной деятельности мы можем сделать следующие выводы:
-
Воспитание патриотизма является важнейшей частью воспитательного процесса в современной школе. Содержание патриотизма обуславливается, в первую очередь, духовной и нравственной атмосферой в обществе, его историческим корням.
В данной главе решались следующие задачи нашего исследования:
-
Изучить сущность понятия патриотизма в психолого-педагогической литературе. -
Аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста -
Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности
Сущность определения «патриотизм» содержит в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа, готовность служить на благо Родины и в любой момент встать на её защиту.
Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37].
Воспитание патриотизма – это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Воспитание патриотизма в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы начального общего образования. [41].
Таким образом, роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.