Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ

Вывод по I главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у

младших школьников

Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников

Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников

Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на

Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе

Сравнительная характеристика уровня патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и

2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию

Актуальность программы

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной

«Воспитать гражданина»

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


В ФГОС НОО воспитание ученика начального звена обусловливается равно как целенаправленная работа, вызванная создавать у ребенка ценностные ориентации, свойства, общепризнанных мерок действия гражданина и патриота страны [63, с.23].

Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать заключение о том, что итоги воспитания патриотизма обязаны отображать:

  1. формирование основ гражданской идентичности; понимание обучающимися определения «Родина»;

  2. уважение к культурному и историческому прошлому России;

  3. почтенное отношение к старшему поколению;

  4. уважительное отношение к природе;

  5. знание и уважение государственной символики Российской Федерации;

  6. уважительное отношение к истории и культуре иных народов [63, с. 123].

Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни.

Одним из важнейших условий воспитания патриотизма на этапе младшего школьного возраста является ознакомление с явлениями общественной жизни. Однако, для того чтобы достичь этой цели, необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Эта работа должна включать в себя разнообразную деятельность, в которую будут вовлечены дети, а также использование специальных методов и приемов для воздействия на эмоциональную сферу ребенка. [12,с.123].

В данном возрасте воспитание патриотизма имеет наиболее благоприятные условия. Это связано с тем, что дети легко усваивают опыт и формы поведения старшего поколения, а также оценочные суждения. Они формируют определенное отношение к окружающему миру и к самим себе, развивают дружбу, взаимопомощь, любовь к родителям, школе, улице, родному городу, природе и т.д. Получая этот опыт, ребенок начинает проявлять самостоятельность и сознание в отношении к окружающему миру, людям и моральным нормам общества. [15, с. 49].

Одним из важнейших направлений работы педагога начальных классов всегда было воспитание патриотизма. Наиболее чувствительный период для формирования положительных качеств личности, включая патриотизм, - младший школьный возраст. В этот период происходит активный процесс усвоения знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми и свободе выбора поведения. Поведенческий компонент воспитания патриотизма формируется через социальное направление, такое как освоение социальных ролей, опыт взаимодействия в открытом социуме и приобщение к демократическим формам жизнедеятельности [53, с. 88].


Таким образом, воспитательные задачи, которые были представлены, реализуются в учебном процессе через различные формы работы, которые имеют разнообразное содержание. Они также реализуются через участие младшего школьника в общественных делах класса и школы, а также выполнение общественных поручений. Кроме того, они осуществляются посредством семейного воспитания и обеспечения взаимодействия между семьей и школой.

    1. Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности

В начальной школе существуют требования к организации внеурочной деятельности, которую определяет ФГОС НОО. Эта деятельность осуществляется в форме, отличной от классно – урочной, и организуется внеурочное время. Основная цель такой деятельности - удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном и информативном досуге, а также их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [52, с. 145].

Во внеурочной деятельности основной задачей является формирование у учащихся личностных и метапредметных результатов. Здесь учащийся должен научиться делать выбор, научиться принимать решения и самостоятельно действовать в рамках данной деятельности. При организации внеурочной деятельности в рамках общеобразовательных учебных заведениях целесообразно использовать самые разные формы организации. Например: экскурсии, кружки по интересам, спортивные секции, исторические и иные клубы, научные общества, школьные олимпиады по предметам, соревнования и т.п.

Для реализации внеурочной деятельности можно использовать различные методы, такие как игровая и познавательная деятельность, проблемно-целостное и досуговое общение, художественное и социальное творчество, трудовая деятельность, спортивная и туристическая деятельность и другие варианты, описанные в источнике [16, с. 24].

Формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются [22 , с. 49]:

  1. Организаторская функция.

  2. Регулирующая функция.

  3. Информационная функция.

Для достижения воспитательных целей используются формы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Они отличаются от уроков и включают в себя экскурсии, кружки, секции, КВН, олимпиады, соревнования, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, школьные научные общества и многое другое. Образовательное учреждение определяет формы организации внеурочной деятельности.



Способы педагогического воздействия на сознание, чувство и волю воспитуемых, которые используются для формирования патриотизма, называют методами воспитания. Среди них можно выделить убеждение, личный пример классного руководителя, стимулирование и принуждение.

Методы подразделяются на:

  • словесные : диспуты, беседы и т.д.;

  • практические – поездка к ветеранам, уборка аллеи славы, поездка на аллею славы и т.д.

  • наглядные: просмотр и обсуждение картин, выполнение рисунков на патриотическую тематику и т.д.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется в таких формах: посадка деревьев (аллея Памяти), в рамках областного проекта «Чтобы помнили», работа по благоустройству пришкольной территории и парков, изготовление кормушек для птиц, в рамках областной акции «Покормите птиц!», уход за комнатными растениями в кабинетах, ремонт библиотечных книг школьной и районной библиотек в рамках областной акции «Весенняя неделя добра», изготовление подарков – сувениров для будущих первоклассников (закладки, книжки-малышки и т.п.) и выпускников (колокольчики), изготовление открыток и сувениров для ветеранов войны и труда. Все дела, проводимые в классе должны быть яркими, уникальными.

Воспитание патриотизма детей младшего школьного возраста представлено целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка для обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, развития умений и навыков нравственного поведения, вырабатывания потребности в деятельности на общую пользу [19, с. 95].

Младшим школьникам предоставляется возможность получить патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности. Для этого организуются различные виды деятельности, направленные на освоение знаний о народах России, их истории, традициях и культуре. Также ученики знакомятся с историей своей семьи и формируют уважительное отношение к труду окружающих. Они становятся более заинтересованными в участии в труде и стремятся внести свой вклад в его развитие. Важно, что особое внимание уделяется знакомству с историей родного ульяновского края и места рождения учащихся.

В качестве форм патриотического воспитания используются:

  • беседы на темы: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа родного края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», которыми «Не место красит человека, а человек место»;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны труда, воинами–интернационалистами;

  • викторина на тему: «Слава тебе, победитель солдат!», «Знаешь ли ты свой город»;

  • знакомство с символикой Российской Федерации при проведении внеклассных мероприятий;

  • конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны;

  • конкурс чтецов «Дети о войне»;

  • конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»;

  • литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя малая Родина!»

  • организация и проведение фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов;

  • посещение музеев;

  • праздники, посвященные памятным датам;

  • подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» и др.;

  • классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и др.;

  • коллективные творческие дела: «Улица, на которой живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»;

  • экскурсии; специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Это и путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами); туристические походы; выезды в музеи; пешеходные прогулки по окрестностям; автобусные экскурсии.

  • различные проекты,

  • игровые тренинги,

  • проведение праздников.


В качестве форм работы с семьей по воспитанию патриотизма младших школьников могут выступать:

  • родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

  • помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

  • привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников, совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа – семья – педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Таким образом, при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы воспитания учащихся. Одним из примеров таких форм могут быть экскурсии, круглые столы, обсуждения интересующих тем учащихся, научные общества, спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады, соревнования, а также поисковые и научные исследования.

Данные формы организации воспитания являются отличными от урочных форм, используемых в системе обучения. Этот фактор может заинтересовать учащихся и повлиять на их мировоззрение, а также на формирование патриотических чувств, гордости и уважения к своей Родине.

Реализация подобных форм организации воспитания в общеобразовательных учебных заведениях является актуальной задачей на современном этапе развития образования. Это обусловлено не только желанием воспитать гражданина патриота, но и социальной необходимостью обученной и подготовленной молодежи, способной кадровым и ресурсным обеспечением развития социума.

Вывод по I главе


Исследовав теоретические основы воспитания патриотизма школьников во внеурочной деятельности мы можем сделать следующие выводы:

  • Воспитание патриотизма является важнейшей частью воспитательного процесса в современной школе. Содержание патриотизма обуславливается, в первую очередь, духовной и нравственной атмосферой в обществе, его историческим корням.

В данной главе решались следующие задачи нашего исследования:

  1. Изучить сущность понятия патриотизма в психолого-педагогической литературе.

  2. Аспекты воспитания патриотизма детей школьного возраста

  3. Организация воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности

Сущность определения «патриотизм» содержит в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа, готовность служить на благо Родины и в любой момент встать на её защиту.

Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37].

Воспитание патриотизма – это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

Воспитание патриотизма в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы начального общего образования. [41].

Таким образом, роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ