Файл: Курсовая работа воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности понятия «патриотизм» у
Уровни сформированности когнитивного критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности эмоционального критерия патриотизма у младших школьников
Уровни сформированности поведенческого критерия патриотизма у младших школьников
2.3. Программа «Воспитать гражданина» для младших школьников по патриотическому воспитанию
Показатель уровня сформированности когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе
№ п/п | И.Ф. обучающихся | Задание № 1 | Задание № 2 | Сумма баллов | Результат |
1 | Артур А. | 4 | 2 | 6 | средний |
2 | Александра Б. | 6 | 3 | 9 | высокий |
3 | Максим В. | 3 | 1 | 4 | средний |
4 | Семён В. | 4 | 1 | 5 | средний |
5 | Елизавета Г. | 4 | 2 | 6 | средний |
6 | Елизавета Г. | 4 | 1 | 5 | средний |
7 | Анна Г. | 2 | 1 | 3 | низкий |
8 | Азамат Е. | 2 | 3 | 5 | средний |
9 | Виктория Ж. | 7 | 3 | 10 | высокий |
10 | Максим З. | 3 | 1 | 4 | средний |
11 | Семён К. | 4 | 0 | 4 | средний |
12 | Каролина Л. | 5 | 1 | 6 | средний |
13 | Александра О. | 3 | 2 | 5 | средний |
14 | Ксения П. | 4 | 1 | 5 | средний |
15 | Макар Р. | 3 | 0 | 3 | низкий |
16 | Денис С. | 3 | 2 | 5 | средний |
17 | Милена С. | 3 | 3 | 6 | средний |
18 | Тимофей С. | 5 | 3 | 8 | высокий |
19 | Станислава У. | 5 | 2 | 7 | высокий |
20 | Николай Ф. | 3 | 0 | 3 | низкий |
21 | Руслан Х. | 4 | 2 | 6 | средний |
22 | Артём Х. | 5 | 2 | 7 | высокий |
23 | Полина Х. | 3 | 2 | 5 | средний |
24 | Тимур Я. | 2 | 1 | 3 | низкий |
Более наглядно результаты представлены на рис.4
Рисунок 4. Результат контрольного этапа эксперимента по методике Манойловой М.А. (когнитивный критерий)
Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента мы получили: большинство детей имели средний уровень сформированности показателей когнитивного критерия, меньшая часть класса (16%) имели низкий уровень по изучаемому критерию.
Исследование уровня сформированности показателей когнитивного критерия у младших школьников на контрольном этапе эксперимента показали следующие результаты: 21% учащихся имели высокий уровень, 62% – средний уровень, 16% – низкий уровень изучаемого критерия. На основании результатов изученного критерия и таблицы 7 была построена диаграмма, где можно наглядно увидеть уровень сформированности показателя.
В целом полученные результаты подтвердили первоначально сформулированную гипотезу.
Второй критерий уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе повторно оценивали с помощью методики О.Г. Холодковой «Самооценка нравственных качеств.
Таблица 8
Показатель уровня сформированности поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе по методике Холоковой О.Г.
№ п/п | И.Ф. обучающихся | Сумма баллов | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Артур А. | 1 | низкий |
2 | Александра Б. | 3 | средний |
3 | Максим В. | 2 | средний |
4 | Семён В. | 0 | низкий |
5 | Елизавета Г. | 1 | низкий |
6 | Елизавета Г. | 3 | средний |
7 | Анна Г. | 4 | высокий |
8 | Азамат Е. | 0 | низкий |
9 | Виктория Ж. | 5 | высокий |
10 | Максим З. | 2 | средний |
11 | Семён К. | 3 | средний |
12 | Каролина Л. | 3 | средний |
13 | Александра О. | 5 | высокий |
14 | Ксения П. | 2 | средний |
15 | Макар Р. | 5 | высокий |
16 | Денис С. | 5 | высокий |
17 | Милена С. | 1 | низкий |
18 | Тимофей С. | 5 | высокий |
19 | Станислава У. | 4 | высокий |
20 | Николай Ф. | 2 | средний |
21 | Руслан Х. | 0 | низкий |
22 | Артём Х. | 2 | средний |
23 | Полина Х. | 5 | высокий |
24 | Тимур Я. | 3 | средний |
На основании результатов изученного критерия и таблицы 8 был построен рисунок, где можно наглядно увидеть уровень сформированности показателя.
Более наглядно результаты представлены на рис.5
Рисунок 5. Результат контрольного этапа эксперимента по методике Холодковой О.Г. (поведенческий критерий)
Полученные в ходе диагностики результаты уровня сформированности поведенческого критерия у младших школьников на контрольном этапе эксперимента показали следующие результаты: 33% обучащихся показали высокий уровень, 42% – средний уровень, 25% – низкий уровень изучаемого критерия.
В целом полученные результаты подтвердили первоначально сформулированную гипотезу.
Эмоциональный критерий патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе оценивали с помощью методики М.А. Манойловой «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников», нацеленной на выявление у младших школьников чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; забота об интересах Родины.
Таблица 9
Показатель уровня сформированности эмоционального критерия патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе по методике Манойловой М.А.
№ п/п | И.Ф. обучающихся | Сумма баллов | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Артур А. | 3 | низкий |
2 | Александра Б. | 3 | низкий |
3 | Максим В. | 4 | средний |
4 | Семён В. | 2 | низкий |
5 | Елизавета Г. | 3 | низкий |
6 | Елизавета Г. | 6 | средний |
7 | Анна Г. | 3 | низкий |
8 | Азамат Е. | 4 | средний |
9 | Виктория Ж. | 6 | средний |
10 | Максим З. | 4 | средний |
11 | Семён К. | 2 | низкий |
12 | Каролина Л. | 4 | средний |
13 | Александра О. | 4 | средний |
14 | Ксения П. | 4 | средний |
15 | Макар Р. | 3 | низкий |
16 | Денис С. | 3 | низкий |
17 | Милена С. | 3 | низкий |
18 | Тимофей С. | 7 | высокий |
19 | Станислава У. | 4 | средний |
20 | Николай Ф. | 3 | низкий |
21 | Руслан Х. | 3 | низкий |
22 | Артём Х. | 2 | низкий |
23 | Полина Х. | 6 | средний |
24 | Тимур Я. | 3 | низкий |
На основании результатов изученного критерия и таблицы 9 был построен рисунок, где можно наглядно увидеть уровень сформированности показателя.
Рисунок 5. Результат контрольного этапа эксперимента по методике Манойловой М.А. (эмоциональный критерий)
Исследование уровня сформированности показателей эмоционального критерия у младших школьников на контрольном этапе эксперимента показали следующие результаты: 4% учащихся имели высокий уровень, 42%
– средний уровень, 54% – низкий уровень изучаемого критерия.
После проведенного эксперимента по воспитанию патриотических качеств у младших школьников через организацию внеурочной деятельности мы можем констатировать получение положительных результатов, что в целом подтверждает сформулированную гипотезу.
Полученные результаты мы представили в сравнительной таблице 10
«Динамика уровня сформированности показателей патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента».
Таблица 10
«Динамика уровня сформированности показателей патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента»
Уровни сформированности показателей | Высокий уровень (% обучающихся) | Средний уровень (% обучающихся) | Низкий уровень (% обучающихся) | |||||
Этапы Критерии | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | ||
когнетивный | 4 | 21 | 38 | 62 | 58 | 16 | ||
поведенческий | 29 | 33 | 25 | 42 | 46 | 25 | ||
эмоциональный | 0 | 4 | 16 | 42 | 84 | 54 |
По результатам таблицы 10 можно увидеть положительную динамику показателей по когнитивному критерию, результаты изменились следующим образом: низкий уровень сформированности на констатирующем этапе эксперимента имели 58% обучаюшихся, а на контрольном этапе - всего 16% обучающихся. Следовательно, уровень знаний обучающихся повысился у 42% ребят. Средний уровень сформированности показателей на констатирующем этапе имели 38% обучающихся, а на контрольном - 62%, таким образом, на данном уровне знания повысились у 24% обучающихся. Высокий уровень сформированности знаний на констатирующем этапе эксперимента показали 4% учащихся, а на контрольном - 21%, соответственно, уровень знаний повысился у 17% учащихся.
По поведенческому критерию также наблюдается положительная динамика: если на констатирующем этапе эксперимента 46% обучающихся имели низкий уровень сформированности изучаемых умений, то на контрольном этапе всего 25% обучающихся, таким образом, уровень стремления внести свой вклад в развитие малой родины повысился у 21% обучающихся. На констатирующем этапе средний уровень сформированности показателей имели 25% обучающихся, а на контрольном этапе – 42% обучающихся, соответственно, уровень показателя повысился у 17% обучающихся. На констатирующем этапе эксперимента высокий уровень сформированности показателей данного критерия показали 29% обучающихся, а на контрольном этапе – 33%, таким образом, уровень сформированности данных умений увеличился у 4% обучающихся.
По результатам таблицы 10 видно улучшение результатов по эмоциональному критерию: высокий уровень на начало этапе эксперимента показали 0% обучающихся, а на конец эксперимента – 4%, соответственно, уровень сформированности знаний повысился у 4% обучающихся. Средний уровень на констатирующем этапе эксперимента показали 16% обучающихся, а на контрольном этапе - 42% обучающихся, таким образом, уровень сформированности данных знаний увеличился у 26% обучающихся.
Низкий уровень показателей на констатирующем этапе показали 84% обучающихся, а на контрольном уже 54% ребят, соответственно, уровень знаний повысился у 30% обучающихся.
По результатам таблицы 11 видно, что по окончании эксперимента обучающихся класса повысили уровень патриотической воспитанности, так например: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности показателей изменился – с 11% до 19%; со средним уровнем – с 26% до 48%; а количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось с 63% до 33%.