Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
В современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, которые отражают качественные изменения различных культур:
1) изменения, которые ведут к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и тенденций моды (например, смена художественных стилей в истории западноевропейского искусства и культуры: романский, готика, ренессансный, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм). К таким изменениям неприменимо понятие прогресса (нельзя сказать, что классицизм совершеннее готики только потому, что он появился позже);
2) изменения, которые приводят к обогащению культуры – это формирование новых жанров и видов искусства, новых научных направлений, вызванные как творческими процессами, так и внешними факторами. Но эти изменения никогда не охватывают всей культуры, а происходят только в отдельных ее сферах (например, появление новых жанров в искусстве не меняло традиционных верований). Так, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ним промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе, ее авторитета среди народных масс Точно так же и появление новых жанров в искусстве никак не облегчало жизнь бедняка, не меняло традиционных верований и институтов — церкви, семьи и т.п.;
3) культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, приверженность неизменным традициям и запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом.
Застой может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер (племена и малые народы Африки,
Азии и Латинской Америки). Но застой может стать уделом высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли пика своего развития, идеального состояния общества и культуры и стремящихся сохранить это состояние. Такова была цивилизация Древнего Египта. То же самое можно сказать о культуре Китая, серьезные изменения в которой начались лишь после столкновения с европейской цивилизацией в Новое время;
4) упадок и деградация культуры – это ослабление и устаревание элементов культуры, исчезновение составляющих ее частей. Упадок характерен для слаборазвитых культур небольших этносов, но может проявиться и в высокоразвитых культурах, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и на смену им приходят другие варианты (например, упадок классического искусства античной Греции в эпоху эллинизма). Упадок неоднократно происходил в истории целых обществ или каких-то его частей. Так, тоталитарные режимы приводят к стандартизации различных форм бытия, особенно заботясь об унификации политической и духовной жизни. Поэтому запрещались целые направления в философии, искусстве, науке;
51 5) кризис культуры – это разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми, которые более отвечают современным требованиям (например, социальный, политический и духовный кризис античного мира в конце эпохи эллинизма во II – I вв. до н.э.). В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции;
6) преобразование (трансформация) культуры – это появление нового состояния, которое возникает под влиянием процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как правило, результатом трансформации становится синтез старого и нового
(например, воздействие европейской культуры на культуру России времен Петра I, их синтез в XVIII в., а затем «золотой» век русской культуры).
С проблемами форм и типов динамики культуры тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессомназывают ускоренное развитие, движение общества вперед. Считается, что прогресс — это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.
Несмотря на свою популярность, применение этого понятия в сфере культуры не является бесспорным, еще более запутан вопрос о критериях культурного прогресса.
К концу XIX в. некогда популярная концепция прогресса (XVIII в.) подверглась критике со стороны многих философов и культурологов.
Слишком абстрактны были прогрессистские схемы, имевшие мало общего с реальным ходом исторического процесса. Еще больше вопросов вызывало применение понятия «прогресс» к сфере культуры.
Как оценить с точки зрения прогресса духовные ценности разных народов?
Можем ли мы считать современную западную цивилизацию, вплотную поставившую мир перед возможностью уничтожения человечества, более прогрессивной, чем культуру одного из небольших народов, бережно сохраняющих среду своего обитания?
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
В процессе культурных изменений зарождаются и распространяются различные культурные элементы.
Значение, влияние и степень распространения этих элементов во многом зависят от источника их возникновения. Выделяют следующие источники
культурной динамики:
52 1. Инновации – представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, которые направлены на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
Открытие – получение новых знаний о мире. В процессе изобретения новые знания соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы.
Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов.
Новаторами (носителями новых элементов) могут являться представители элиты данного общества, авангардной среды, маргинальных групп, диссиденты либо выходцы из других стран и культур, которые не находят места в своей культуре.
Нововведение всегда обречено на некоторое непонимание. Поэтому существует проблема слияния инноваций с существующей культурной средой. Но если общество и культура не готовы к принятию новых идей, если к ним отсутствует интерес, то любое новшество обречено на провал.
2. Традиции и культурное наследие.
Традиция – механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются самим фактом их существования в прошлом.
Главное свойство традиции – это сохранение прошлых образцов за счет ограничения новаций.
Более широким понятием, чем традиция, является культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт.
Обращение к культурному наследию позволяет сохранить и поддержать смыслы, нормы и ценности, сложившиеся в обществе. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, обеспечивают самобытность культуры (см. тема 4, вопрос 2).
3. Диффузия культуры и культурные заимствования.
Важную роль в культуре играет пространственное распространение ее элементов. При этом неизбежно возникает культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных элементов культуры или ее комплексов.
Культурное взаимодействие может пройти бесследно. Но часто оно может привести к сильным изменениям взаимодействующих культур, либо к одностороннему влиянию одной культуры на другую. В этом случае говорят о культурных заимствованиях – это использование предметов, норм, поведения, ценностей, которые созданы и апробированы в других культурах (аккультурация» – освоение элементов чужой культуры).
Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, конференции, ярмарки, войны, и т.д.
Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Горизонтальная диффузияпроисходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данный вид диффузии можно назвать межгрупповой диффузией.
53
Вертикальная диффузияразвивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей.
4. Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление. Оно отличается от составляющих его компонентов и имеет собственное качество.
Синтез возникает в том случае, когда в культуре начинают использоваться достижения других культур, причем в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой.
Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Сегодня признается принципиальная многовариантность истории и культуры, разнообразие форм культурной динамики, что не исключает возможности прогрессивного развития каких-то сфер общества и культуры.
Контрольные вопросы
1. Назовите три позиции по вопросу соотношения понятий «культура» и
«цивилизация».
2. Дайте определение понятиям культурные традиции, культурные нормы и культурные ценности.
3. Чем обычай отличается от традиции?
4. В чем заключается классификация языков культуры? Какие группы языков выделяют в настоящее время?
5. Что такое семиотика? Какие основные разделы выделяют в семиотике?
6. Дайте определение понятиям знак, символ и код культуры?
7. Назовите основные типы знаков.
8. Дайте определение понятию культурная картина мира.
9. Какие типы культурной динамики вы можете выделить?
10. Какие источники культурной динамики вы знаете?
Список литературы
1. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики,
2008.
2. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
3. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум, 2010.
4. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
5. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.
54 6. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
7. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
8. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е. А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
9. Культурология в вопросах и ответах / под. ред. А. Л. Доброхотова. – М.:
Проспект, 2010.
10. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. –
М.: Асар, 2008 11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
12. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры /
В. М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
13. Романов, Ю. Культурология. Краткий курс / Ю. Романов. – М., 2009.
14. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
15. Степин, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. – СПб.: изд.
СПбГУП., 2011.
16. Тетерина, Е. А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А.
Тетерина. Изд. ПГУ. – Пенза, 2008.
55
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12