Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 цивилизации, но изучают их как взаимодействующие и взаимопроникающие явления.
Такое понимание проблемы можно увидеть у Л. Моргана, который выделил в человеческой истории три стадии – дикость, варварство и цивилизация. Эту точку зрения разделяли и основоположники марксизма. При таком подходе понятие
«культуры» шире понятия «цивилизации», так как культура существует столько же, сколько и само человечество, а цивилизация появляется лишь на определенном этапе развития культуры – вместе с появлением первых городов-государств около 6 тыс. лет назад.
В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее на определенном историческом этапе развития (атрибуты цивилизации — государство, право, города, деньги, письменность). При этом, если культура акцентирует меру развития человека, его внутреннего мира, духовных сил, то цивилизация прежде всего воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создает те или иные условия для ее развития (в русле этого подхода выделяют аграрную, индустриальную и пост индустриальную цивилизации).
Кроме того, цивилизациями называют также уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру природы, обществу, самому человеку. В русле культурологического подхода цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура, выступает своего рода «пересечением» культуры и общества.
Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах.
Первая из них – генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, находит в ней свое отражение.
Вторая форма связи – структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга.
Третья – дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Однако на их смену должны появиться новые ценности, которые станут фундаментом новой культуры.
2. Культурные традиции, ценности, нормы
Традиции являются одной из важных категорий теории культуры.
Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.
41
Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.
Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.
Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.
Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.
Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).
В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.
Разновидностью традиции является обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты,
42 в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой.
Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.
Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов.
Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений.
Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании тех сфер жизни, в которых они реализуются.
Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения. Например, Б. С. Ерасов выделяет следующие виды ценностей:
• витальные (жизнь, здоровье, безопасность,качество жизни,уровень потребления, экологическая безопасность);
• экономические
(равные условия для товаропроизводителей и благоприятные условия для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности);
• социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, терпимость);
• политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир);
• моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим);
• религиозные (Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание);
• эстетические (красота, гармония, стиль и т.д.).
Ценности относительны, изменчивы и подвижны. Они находятся в постоянном движении и часто переоцениваются в рамках конкретной культуры.
Развитие культуры, ее стабильность связаны с воспроизводством, распространением, сохранением и изменением ценностей.
43
Понятие «ценности» связано с понятием «ценностная ориентация».
Ценностная ориентация выступает как индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально- психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Показателями ценностной ориентации могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.
Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. В возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.
Нормы выполняют в обществе очень важные функции. С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.
Культурные нормы:
• регулируют общий ход социализации;
• объединяют индивидов в группы, а группы – в общество;
• контролируют отклоняющееся поведение;
• служат образцами, эталонами поведения.
Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).
Существуют различные способы классификации норм например, по сфере применения (в малой или большой социальной группе), в зависимости от строгости их соблюдения и т. д.
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk-ways); нравы (mores); законы (laws). Они составляют основу нормативной системы культуры. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Так например, Т. Парсонс выделяет следующие четыре группы норм: социальные, экономические, политические и культурные.
Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
Нормы исторически изменчивы, они зависят от характерных особенностей тех сфер общественной жизни, в которых развиваются.
44
Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность.
Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Процесс разрушения культурных норм (аномия) всегда сопровождается созданием новых
(нормотворчество).
Аномия– древнегреческое «anomos», означающее «беззаконный»,
«безнормный», «неуправляемый». Можно определить аномию как разрушение чувства принадлежности индивида к обществу: человек не сдерживается своими нравственными установками, для него не существует более никаких нравственных норм, а только несвязные побуждения, он потерял чувство преемственности, долга, ощущение существования других людей. Аномия вызывает рост девиантных форм поведения людей, т. е. рост преступности, увеличение числа разводов, неразборчивость в сексуальных связях, рост наркомании и самоубийств, психических нарушений происходит в результате нарушения единства культуры.
Аномия есть тенденция к социальной смерти, в своих крайних формах она означает смерть общества.
Таким образом, традиции, ценности и нормы культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения целей и защиты некоторых ценностных приобретений. С помощью них в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей и выбор методов их достижения.
3. Язык и символы культуры. Культурные коды
Каждая локальная культура имеет свою языковую систему, которая позволяет ее носителям общаться друг с другом.
Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством общения. Благодаря языку возможна культура как накопление знаний, а также их передача из прошлого в будущее. С его помощью люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи, передают информацию, научные знания и модели поведения. Таким образом, язык – это и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие ее существования.
Язык культуры–это совокупность всех знаковых способов вербального и невербального общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация.
В настоящее время существует общепринятая классификация, в которой выделяют три группы языков:
1) естественные – это основное и первичное средство познания и коммуникации, другими словами, это языки общения (русский, английский, испанский, французский и др.). Они не имеют автора, возникают независимо от воли людей, там, где создаются соответствующие для этого условия;