Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60 в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).
Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовноеобщениелюдей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.
Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний
, движений.
Духовное общение может происходить не только на личностном уровне.
Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно
«потребляются», становятся достоянием сознания людей.
Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.
3. Социальная культура
Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.
Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
Частью социальной культуры является, политическая культура,которая представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.
В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу
(культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества,
61 правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.
4. Физическая культура
Физическая культура представляет собой формирование социального человека и его двигательных возможностей. Развитые двигательные возможности позволяют включаться в трудовые процессы, в обрядовые действия, становиться искусством.
Культура человеческого тела и физическая культура исторически развивались от народной физической культуры до современной. Кроме того, издавна развивались и специализированные формы физической культуры:
• классовое и социальное неравенство освобождало одну часть общества
(аристократию) от физического труда, превращая его в ненавистную каторгу для угнетаемых классов и сословий;
• развитие профессионального спорта — он стал профессией, связанной с физическим развитием человеческого тела;
• развитие специализированной лечебной физкультуры, призванной обеспечить здоровую жизнь и нормальное развитие человеческого тела;
• появление многочисленных специализированных профессий военного, инженера, танцора и т.п. требует специальных навыков владения своим телом.
Все это издавна приводило к формированию разных телесных типов в рамках одного общества. Резко контрастировали друг с другом коренастые мускулистые тела крестьянина, рабочего, солдата (у каждого были развиты свои навыки и умения, а также соответствующие им группы мышц) и изнеженные тела аристократов или интеллигенции, занятой лишь умственным трудом. Эти картины четко зафиксированы в произведениях литературы и искусства Нового времени.
Таким образом, происхождение, социальное положение и профессия накладывали неизгладимый отпечаток на человеческое тело, еще раз подтверждая, что человеческое тело — это феномен культуры.
Но физическая культура связана и с обрядовой деятельностью, из которой выросли такие виды искусства, как танец и театр, в которых человеческое тело становится особым изобразительным средством. При этом используются пластические возможности тела человека, мимика и жесты. Кроме того, человеческое тело является предметом изображения в живописи, графике, скульптуре, фото и киноискусстве, часто описывается в художественной литературе. При этом создаются идеальные модели, образцы человеческого тела, в которых воплощается идеал красоты той или иной эпохи, того или иного народа.
Именно памятники искусства зафиксировали и сохранили до нас фигуры древнегреческих атлетов, изможденные лица аскетов средневековья, крохотную ножку китаянки, осиную талию европейской аристократки как знаки культуры этих эпох.
В физической культуре принято выделять четыре сферы:
62
• первая сфера – культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественнородового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то, что отношения по поводу «детопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения – все это опосредовано физической культурой во всех ее проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых.
• вторая сфера – физкультураиспорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений.
Формы физкультуры многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.
• третья сфера – здоровый образ жизни.Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.
• четвертая сфера – деятельностьвобластимедицины,которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.
Таким образом, человеческое телоявляется одним из языков культуры, сообщающим нам информацию об экономическом, политическом положении человека, его религиозных воззрениях и этнической принадлежности.
И наконец, не следует забывать, что именно человеческое тело
(соответствующее идеалам красоты той или иной эпохи) способно возбуждать любовь не как физиологическое возбуждение, а как духовное чувство, делая красоту фактом культуры (хотя и имеющим объективную природную основу). Так, человеческое тело приобретает еще и эстетическую ценность, необходимую как в нашей повседневной жизни, так и в искусстве. Это неразрывно связывает физическую культуру и культуру человеческого тела с духовной культурой.
Таким образом, при всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, как система.
Контрольные вопросы
1. Что такое морфология культуры?
2. Какими элементами представлена морфология культуры?
3. Что относится к структурным элементам экономической культуры?
4. Какие сферы можно выделить в духовной культуре?
5. Что представляет собой социальная культура?
5. Что представляет собой политическая культура?
6. Назовите основные сферы физической культуры.
63
Список литературы
1. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. Учебник. – М.: Гардарики,
2008.
2. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч. – СПб.: Питер,
2010.
3. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум, 2010.
4. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
5. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
6. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
7. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. –
М.: Асар, 2008.
8. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
9. Романов, Ю. Культурология. Краткий курс / Ю. Романов. – М., 2009.
10. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
11. Тетерина, Е. А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
12. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры / О.
Шпенглер. – М., 2009.
64
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
ТЕМА 6. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Виды типологий
Современная культурная картина мира включает в себя огромное количество культур и цивилизаций. Каждая из них обогащает мировую культуру своими достижениями, уникальными событиями и явлениями.. Проблема типологии
(классификации) культур является одной из актуальных в современной культурологии. Типология культуры позволяет осознать какую-либо конкретную культуру, увидеть такие признаки и свойства, которые объединяют различные народы и одновременно отличают их друг от друга. Таким образом, типология культуры представляет собой систему выделенных типов культур.
Типы культур – это отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.
Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется и группируется в различные типы (группы) культурназывается типологизация. Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.
В качестве критериев, или оснований, типологии культур культурологами были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.
Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры.
Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.
Результатом типологизации является типология культуры.
Типология культуры (от греч. typos – «вид, форма» и logos – «слово, учение, наука») – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками и свойствами. При рассмотрении проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения.
Проблема типологии культур является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др.