Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Человеческое общество состоит сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер – экономической, политической, духовной.
Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны между собой и структурированы.
Здесь можно выделить как связи субординации, иерархического соподчинения, так и отношения координации. Одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие – второстепенное и производное, одни из них имеют общее и глобальное значение, другие – конкретное и локальное. Взятые же все вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или морфологию культуры.
Морфология культуры – раздел культурологии, предметом которого является изучение типичных форм культуры и характеристика ее внутреннего строения.
Морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами: материальной, духовной, социальной и физической культурой.
1. Материальная культура
Материальна культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших направлений. Первым направлением является сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
Следующей областью материальной культуры являются здания — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия, а также сооружения — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта. К зданиям относятся жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности.
Еще одна область материальной культуры — инструменты,приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.
Инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и служащих для одной цели. Они различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д.
Транспорт и пути сообщения также являются частью материальной культуры. В нее входят:
56
- специально оборудованные пути сообщения — дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов;
- здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта, — железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.;
- все виды транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.
Эта область материальной культуры обеспечивает обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию.
С транспортом тесно связана следующая область материальной культуры — связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, а также компьютерные сети.
Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией между собой.
И наконец, обязательным элементом материальной культуры являются технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.
Важнейшей задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и их сохранение и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования. Что свидетельствует о тесной связи материальной и духовной культуры.
Важнейшей формой существования материальной культуры являются вещи
— результат материально-созидательной деятельности человека. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит к двум мирам — природному и культурному. Как правило, они производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком.
В рамках материальной деятельности следует, прежде всего, выделить хозяйственную(экономическую) деятельность,которая направлена как на человека, так и на природу. Исходя из этого, выделяют две области, образованные в результате коммуникативной деятельности людей.
К первой областихозяйственнойкультуры относят, прежде всего,
вещественные плоды материального производства,предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.
Ко второй области относят динамичные, постоянно обновляющиеся способы
(технологии) производительной деятельности общественного человека (культура производства).
В последнее время в качестве продолжения материальной выделяют так называемую экономическую культуру. Это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования.
В широком смысле, экономическая культура – это деятельность человека в обществе, воплощаемая конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности.
57
В узком смысле, экономическая культура – это специфический для данного общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами – предметами, отношениями, ценностями.
К структурным элементам экономической культуры можно отнести:
• формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие;
• определенный тип хозяйственного механизма (рыночный – плановый), отраслевая структура экономики (аграрная – индустриальная);
• уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии);
• экономические потребности, интересы различных социальных групп, мотивы экономической деятельности;
• ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей;
• характер развития субъекта экономической деятельности и т.д.
Итак, хозяйственнаядеятельность– это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы».
В нее входит, экономическая деятельность (культура), включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию
(производственные отношения), атакже и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека, однако хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству.
2. Духовная культура
Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры.
Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.
Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение.
Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к
58 материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективныйвиддеятельности, которыйпредлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность.
Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.
Сегодня проективная деятельность существует как специализированная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие в и д ы проектирования:
• техническое (инженерное) — неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
• социальное— связано с созданием моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
• педагогическое — ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.
Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельностичеловека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.
Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, — практическое, мифологическое и игровое познание.
Практическиезнания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.
59
Мифологическоезнание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.
Игровоезнание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни — как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.
Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно-ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:
• моральнаякультура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу.
Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;
• художественнаякультура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.
Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества.
Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства.
Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;
• религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни;
Человеческое общество состоит сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер – экономической, политической, духовной.
Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны между собой и структурированы.
Здесь можно выделить как связи субординации, иерархического соподчинения, так и отношения координации. Одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие – второстепенное и производное, одни из них имеют общее и глобальное значение, другие – конкретное и локальное. Взятые же все вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или морфологию культуры.
Морфология культуры – раздел культурологии, предметом которого является изучение типичных форм культуры и характеристика ее внутреннего строения.
Морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами: материальной, духовной, социальной и физической культурой.
1. Материальная культура
Материальна культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших направлений. Первым направлением является сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
Следующей областью материальной культуры являются здания — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия, а также сооружения — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта. К зданиям относятся жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности.
Еще одна область материальной культуры — инструменты,приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.
Инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и служащих для одной цели. Они различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д.
Транспорт и пути сообщения также являются частью материальной культуры. В нее входят:
56
- специально оборудованные пути сообщения — дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов;
- здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта, — железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.;
- все виды транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.
Эта область материальной культуры обеспечивает обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию.
С транспортом тесно связана следующая область материальной культуры — связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, а также компьютерные сети.
Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией между собой.
И наконец, обязательным элементом материальной культуры являются технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.
Важнейшей задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и их сохранение и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования. Что свидетельствует о тесной связи материальной и духовной культуры.
Важнейшей формой существования материальной культуры являются вещи
— результат материально-созидательной деятельности человека. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит к двум мирам — природному и культурному. Как правило, они производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком.
В рамках материальной деятельности следует, прежде всего, выделить хозяйственную(экономическую) деятельность,которая направлена как на человека, так и на природу. Исходя из этого, выделяют две области, образованные в результате коммуникативной деятельности людей.
К первой областихозяйственнойкультуры относят, прежде всего,
вещественные плоды материального производства,предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.
Ко второй области относят динамичные, постоянно обновляющиеся способы
(технологии) производительной деятельности общественного человека (культура производства).
В последнее время в качестве продолжения материальной выделяют так называемую экономическую культуру. Это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования.
В широком смысле, экономическая культура – это деятельность человека в обществе, воплощаемая конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности.
57
В узком смысле, экономическая культура – это специфический для данного общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами – предметами, отношениями, ценностями.
К структурным элементам экономической культуры можно отнести:
• формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие;
• определенный тип хозяйственного механизма (рыночный – плановый), отраслевая структура экономики (аграрная – индустриальная);
• уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии);
• экономические потребности, интересы различных социальных групп, мотивы экономической деятельности;
• ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей;
• характер развития субъекта экономической деятельности и т.д.
Итак, хозяйственнаядеятельность– это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы».
В нее входит, экономическая деятельность (культура), включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию
(производственные отношения), атакже и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека, однако хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству.
2. Духовная культура
Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры.
Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.
Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение.
Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к
58 материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективныйвиддеятельности, которыйпредлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность.
Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.
Сегодня проективная деятельность существует как специализированная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие в и д ы проектирования:
• техническое (инженерное) — неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
• социальное— связано с созданием моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
• педагогическое — ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.
Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельностичеловека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.
Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, — практическое, мифологическое и игровое познание.
Практическиезнания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.
59
Мифологическоезнание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.
Игровоезнание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни — как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.
Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно-ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:
• моральнаякультура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу.
Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;
• художественнаякультура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.
Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества.
Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства.
Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;
• религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни;