Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75
Можно выделить положительные стороны массовой культуры. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые от этого хуже не становятся, но могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры можно выделить следующие:
• индустрия детства – производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
• массовая общеобразовательная школа – приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывает у детей одни и те же стереотипы поведения;
• средства массовой информации – сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение;
• система национальной (государственной) идеологии и пропаганды – формирует политическую благонадежность основной массы населения;
• массовые политические движения и партии – используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей;
• мировая социальная мифология – лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов – все это дает простые объяснения всем современным проблемам;
• индустрия развлекательного досуга – массовая художественная культура
(литература и искусство), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д.;
• индустрия оздоровительного досуга – курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;
• индустрия интеллектуального и эстетического досуга – «культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения;
• система рекламы, моды – формирует в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулирует и управляет потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;
• различные игровые комплексы – приучают и адаптируют человека к современному темпу и ритму жизни;
• словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя – популяризируют современные знания.
Указанные виды культуры тесно взаимодействуют. Например, массовая культура, так или иначе, питает элитарную культуру материально, а элитарная массовую – идейно-образно.Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить изображение «Джоконды» Леонардо да Винчи на майках и куртках. С другой


76 стороны, массовая культура, близкая к народной, очень многое заимствует из элитарной культуры.
Таким образом, из всех перечисленных видов культур, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурного существования современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации.
4. Восток – Запад в культурологии
Еще одним современным вариантом типологии культур стало их разделение в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в данном обществе. Такой принцип позволяет выделить два типа культур – восточный и западный.
Данное деление фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Восточный типкультуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа, и история. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, во главе которой находится личность монарха, деспота.
При такой системе отношений человек живет под полным контролем государства и чиновников. Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры: отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и т.д.
Западный типкультуры создает научно-технические цивилизации с концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии. В западной культуре зародилась система демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, систему прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида.
Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека – активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя и свои возможности.
Восток выступает в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Запад – это две цивилизации: греческая и римская. По мнению Г. Гегеля, существует два понятия Запада: 1) расширительное, которое включает античность и христианскую культуру западноевропейских народов; 2) узкое, которое касается только христианской культуры Западной
Европы.
Отличия западной и восточной культур можно проследить по следующим основным позициям: а) западная культура; б) восточная культура.


77 1. В отношении к миру: а) Запад исходит из Бытия; главное внимание уделяется поиску его основы.
Творчество – удел Бога и человека, оно может быть нацелено на разумное переустройство мира; б) восточная культура исходит из не-бытия. Главное внимание – структура мира, роль его частей. Творчество – исключительно удел неба и богов.
Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.
2. В отношении к природе: а) Запад противопоставляет Человека и Природу. Человек повелевает природой, может изменить ее; б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе.
3. В определении призвания человека и человеческого труда: а) западный подход нацелен на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами.
Приоритет отдается частному труду; б) восточный подход нацелен на изменение самого человека как части мира.
Приоритет коллективного труда.
4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы, механизмов исторического процесса: а) в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный
(принцип антропоцентризма). Человеческая природа изначально и безусловно совершенна, поэтому все вокруг должно быть подчинено интересам человека.
Историческое развитие осуществляется рывками, при этом идет ориентация на новизну.
В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность. Цель жизни – карьера, имидж у окружающих; б) в основе мироздания находится высшая воля (принцип теоцентризма).
Призвание человека заключается в том, чтобы научиться понимать эту волю. На
Востоке личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли.
5. В отношении к государству, власти, закону: а) закон выше власти, она требует своего обоснования. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей; б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании. Человек и душой и телом служит государству и начальству. Положение человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.
6. Во временной ориентации человеческого поведения: а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества); б) ориентация на вечность, на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.
7. В ценностных ориентациях личности и общества:


78 а) ориентация на потребление («улучшение» жизни человека); б) ориентация на духовное служение как высшую ценность.
8. В оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека: а) принцип безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, но они раскрываются людьми (антропоцентристский подход); б) предположение о том, что есть нечто непознаваемое, что от человека зависит далеко не все (теоцентристский подход). Существуют «трудности», которые нельзя обойти, их можно только мужественно принять.
9. В отношении к религиозной вере: а) в западной культуре отсутствует глубокая религиозная вера личности; б) в восточной культуре присутствует конкретное личное вероисповедание и т.д.
Таким образом, разделяя культуры на восточные и западные, следует отметить, что они не только кардинально отличаются друг от друга, но и сами внутри себя также имеют существенные внутривидовые различия.
5. Локальные, специфические и серединные культуры. Субкультура и
контркультура
Продолжительное совместное проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д.
Однако каждая группа при этом существует в своих специфических климатических, географических, исторических и других условиях. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. В исторической практике культура предстает в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри них – в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными культурами.
Локальные культуры – это замкнутые, самодостаточные типы культур, которые, как правило, не взаимодействуют с другими типами культур.
Наличие локальных культур является объективной и закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Например, некоторые из локальных культур похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Каждая отдельная культура воплощает в себе специфический опыт жизненной практики какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты.
Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных правилах поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
Таким образом, любая культура отличается своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе.


79
Серединная культура – это традиционная, обычная культура, доминирующая в обществе.
Специфическая культураэто тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами.
Специфической культурой может выступать любая культура, которая отличается от всех иных и проявляется по-разному.
Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая
«маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (серединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (серединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.
Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование.
В-третьих специфическая культура выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими — часто противоположными.
Рассмотрим понятия контркультуры и субкультуры подробнее.
Контркультура – это часть культуры, элементы которой находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их.
Социокультурные установки контркультуры противостоят фундаментальным принципам определенной существующей культуры.
Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.
Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения
1960 – 1970-х гг. – битники и хиппи, выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали.
К 1960-м гг. спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры – подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры, панки, «теды», «моды», «скинхеды». Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное – идеи восточной философии и религий.
Появление контркультуры – специфическая черта не только XX в.
Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Например, контркультурой можно назвать