Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80 христианство в Римской империи, светскую культуру в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения и т.д.
Наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга.
Субкультура – это крупные составные части целостных локальных культур
(этнических, национальных, социальных), которые отличаются определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей.
Существование субкультур связано с тем, что общество, как и культура, не может быть абсолютно однородно. Помимо центрального ядра оно включает в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами.
Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики.
В качестве примеров можно назвать субкультуру русских старообрядцев, субкультуру заключенных, субкультуры молодежи и пенсионеров, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.
Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. Они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но при этом сохраняют приверженность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры – это лишь отклонения от основного пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.
Контрольные вопросы
1. Что такое тип культуры, типологизация, типология культуры?
2. Назовите основные виды типологии культуры.
3. Дайте краткие характеристики каждой типологии культуры.
4. Назовите современные подходы к типологии культур. Что, по мнению
Герберта Маклюэна, является основой культуры?
5. Что представляет собой мировая культура?
6. Какие факторы участвуют в формировании этнической культуры?
7. В чем заключаются различия между этнической и национальной культурой?
8. Дайте характеристики народной, элитарной и массовой культуре.
9. Чем характеризуются восточный и западный типы культуры? В чем их отличия?
10. Что такое локальные культуры?
11. Чем контркультура отличается от субкультуры?


81
Список литературы
1. Горлова, И. И. Культурология. Учебное пособие / И. И. Горлова. – М.:
Дашков и К, 2011.
2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики,
2008.
3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
4. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум. 2010.
5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.
7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
10. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. –
М.: Асар, 2008.
11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
12. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры /
В. М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
13. Романов, Ю. Культурология. Краткий курс / Ю. Романов. – М., 2009.
14. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
15. Соколов, Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры / Э. В. Соколов. –
М., 1994.
16. Тетерина, Е. А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А. Тетерина. –
Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
17. Тоффлер, О.Третья волна / О. Тоффлер. — М., 2002.

82
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ
1. Культура и общество. Социальные институты культуры
В обыденном сознании понятие «культура» и «общество» часто рассматриваются как синонимы. Но в теоретическом плане можно говорить о том, что культура и общество находятся друг с другом, в отношении не только совпадения, но и различия, которое, однако, не может рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного.
Определение соотношения культуры и общества — сложная теоретическая проблема, которая обсуждается чаще всего в контексте социологии культуры.
Решение этой проблемы во многом зависит от того, как понимаются культура и общество.
Деятельностный подход рассматривает культуру как способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности, как технологию этой субъективной деятельности.
Чтоже касается понятия «общества», то во всех его трактовках есть общая идея: общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Именно действие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый живой организм (органическое целое).
Общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.
Однако можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М. Кагану), культура – продукт деятельности общества, а
общество - субъект этой деятельности.Или(поЭ. Маркаряну) культура есть функция общества. Согласно В. Давидовичу, культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – поле для этой деятельности. По его мнению,
общественные отношения – это основания, а культура – обоснование.
По сути дела, можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей:
Первый – «общественный» – это ее анализ со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения.
Второй – «культурный» – это видение жизни человеческой, исходя из того как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.
Важным структурным элементом общества являются так называемые
социальные институты.
Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.

83
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты.
Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Институт всегда включает ряд компонентов:
• систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);
• материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;
• кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.
Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:
1) социальные институты, осуществляющие духовное производство
(издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);
2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);
3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно- исследовательские учреждения).
Основным политическим институтом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, специальное законодательство, социальную политику.
Каждая страна имеет свои административные структуры, которые осуществляют культурную политику. Это прежде всего министерства культуры. В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством значительно меньше, чем в развивающихся. Это объясняется тем, что в них уже сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и общественных организаций.
Основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система прежде всего) существуют независимо, они принимаются как данность, как-общепринятые организаторы игры, которым необходимо следоватьи отступленияот которых караются обществом и государством.
В культуре же достигаемые результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному
(культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.


84
При оценке соотношения культуры и общества на современном этапе их развития весьма показательна полемика, в частности, между Флорианом Знанецким и Питиримом Сорокиным.
Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем, определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает определенным типом культурных ориентаций.
Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентации в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а распространяется на множество различных групп.
Проводить различиемежду культурой обществом целесообразно в области культурной динамики, культурного самоопределения личности, обеспечивающего возможность социальной идентификации.
Важно различать способы воздействия культуры и общества на человека и способы адаптации человека (индивида) к ним. Социальные требования не могут осуществить тотальный контроль за ценностями и интересами личности. Формы социальной регуляции принимаются как данность, принятая всеми членами, но для того, чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные факторы, которые представляют собой личностное завоевание и оформляют культурный мир человека.
Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» можно выделить два аспекта, если исходить из того, что определение культуры есть определение того же круга явлений, что и определение общества, но под углом зрения обобщения технологического статуса деятельности.
В первом аспекте культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, технологичности. Культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни, а общество есть субъект культурной деятельности.
Второй аспект рассматривает в качестве предмета культуры все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо.
Итак, содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Таким образом, можно сказать, что культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают друг в друга.
2. Культура и личность. Социализация и инкультурация. Культурная
самоидентичность
Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны.
С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. На ее формирование влияют различные факторы такие как, общее историческое