Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70 потребностей позволяет членам данного сообщества накопить специфический культурный опыт. Он выражается в особых формах деятельности и взаимодействия, которые отличаются от такого же опыта других сообществ.
Потребности у всех людей относительно похожи, но условия и способы их удовлетворения часто различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых не просто сохраняется во времени, но повышается от поколения к поколению за счет накопления культурных различий. Так формируется специфический для каждого народа (этноса) искусственный мир культурных предметов и явлений.
Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Особенно важны стереотипы – наиболее типичные, устойчивые, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур.
Стереотипы восприятия формируют не менее устойчивую культурную картину мира, через которую люди воспринимают окружающий мир.
Непременным условием формирования этнической культуры является природная (географическая) среда. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта.
Важнейшим фактором формирования этнической культуры является язык, способствующий формированию чувства групповой идентичности – осознания принадлежности к определенной группе и чувств, связанных с этим. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившиеся в данной культуре, таким образом, в нем отражается историческая память каждого народа, создается своя картина мира.
Очень важна в формировании этнической культуры роль религии. Например, сербы и хорваты, говорящие на одном языке и представляющие один антропологический тип, тем не менее, являются разными народами. Причина в том, что хорваты – католики, а сербы – православные.
Признаком уже сформировавшейся этнической культуры является появление этнонима – самоназвания этноса. Имя становится необходимым этносу, когда он уже прошел определенный путь, а его члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов.
В настоящее время в мире почти не осталось чистых этнических культур.
Любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически окрашенных черт культуры, так как народы не могут обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности. Поэтому наряду с понятием «этническая культура», обозначающим специфические элементы культуры этноса, используют понятие «культура этноса» для обозначения всех элементов культуры данного этноса, как специфических, так и нейтральных.
71
Сочетание этнических и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса, это зависит от иерархии культурных ценностей. Сфера культуры также определяет сочетание общемировых и этноспецифических черт. Так, этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, но минимально заметна на современных промышленных предприятиях. Этнические элементы больше проявляются в художественной культуре, религии, морали, меньше – в науке, праве, экономике.
Разница в сочетании этнических и общемировых элементов культуры заметна в деревне и в городе, на разных континентах, в разных странах. Например, в
Латинской Америке этническая культура в основном сохраняется средним классом и в деревне, Африка вообще слабо затронута общемировой культурой, в Азии
(кроме Японии, где наблюдается явление бикультурализма) носителями мировой культуры являются городское население и верхушка общества.
Национальная культура – это совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.
Национальная культура является синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В отличие от этнической, национальная культура характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, которые в той или иной мере разделяются населяющими ее этносами. Поэтому можно сказать, что с одной стороны, этнические культуры формируют национальную культуру в рамках государства, а с другой – национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры.
Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Поэтому задача культурного человека – видеть и уважать этнические составляющие национальной культуры, с одной стороны, а с другой – не допускать растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей
«общечеловеческими» ценностями.
Мировая культура – это совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении всей человеческой истории и получивших распространение во всех регионах планеты.
К мировой культуре относят высокую художественную культуру различных регионов, продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (пища, одежда, утварь, жилища), формы досуга (туризм, спорт, развлечения), элементы социального поведения.
72
Частью мировой культуры выступает международное право, которое регулирует отношения между государствами и межгосударственными организациями. В нем фиксируется признание принципов культурной самобытности народов.
Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире и как мировоззрение. Она провозглашается сегодня всеобщим достижением, основой для коммуникации и взаимодействия. Модернизация производства сегодня невозможна без обращения к современным западным наукоемким технологиям, что вызывает зависимость развивающихся стран, не имеющих собственных традиций развития науки.
В современном мире практически не осталось чистых этнических культур.
Сегодня в любой культуре обнаруживаются этнически нейтральные
(общемировые) и этнически окрашенные черты. Если несколько десятилетий назад активно шел процесс приобщения народов к общемировой культуре, вытеснения элементов этнической культуры (прежде всего в бытовой сфере), то сегодня происходит, сознательное сохранение традиционной материальной и духовной культуры.
Культура выступает как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой социальных ситуациях.
Культура может рассматриваться как состоящая из образцов (культурные черты, культурные типы, нормы, ритуалы,, обычаи) и как специальные структуры, функции, организации (социальная организация, экономические системы, системы и структуры образования, религии, законодательные системы).
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении веков свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Но можно выделить и культурные
универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурамнезависимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Выделяется более 70 универсалий – общих для всех культур элементов; например, у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы, приветствия и т. п.
3. Элитарная и массовая культура
Прежде чем рассматривать данные типы культур, стоит остановиться на более подробной классификации, которая представляет собой деление культуры по уровням.
С точки зрения среды, в которой распространена культура, можно выделить исходную, корневую или народную культуру, с одной стороны, и высокую, профессиональную культуру – с другой.
73
Народная (фольклорная) культура – это культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах.
Народная культура самая древняя разновидность культуры, из которой впоследствии появились все остальные, она является результатом народного творчества, возникает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни.
Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора.
Например, у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей нет автора. Не известны нам изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д.
Профессиональная (высокая) культура – это культура, которая создается профессионалами в области культурного творчества – художниками и скульпторами, учеными и изобретателями, религиозными реформаторами и политическими вождями. Как правило, имена этих людей широко известны, а их творения навсегда остаются в памяти потомков.
Социальное расслоение общества лежит в основе деления культуры на демократическую и элитарную.
Демократическая культура – это культура, которая неразрывно связана с деятельностью основной массы населения, непосредственно производящей материальные блага для людей, работающих в сфере обслуживания (торговля, общественное питание и непроизводственная сфера). Основная масса врачей, учителей, чиновников на местах также являются создателями и потребителями демократической культуры.
Элитарная культура– это область культуры, связанная с жизнью и деятельностью «верхушки» общества – родовой аристократией, политическими лидерами, крупными бизнесменами. Как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и высокоценные. Это относится к предметам их быта, одежде, украшениям, жилищам, машинам, произведениям искусства. Кроме того, сегодня к элите (от фр. elite – лучшее) относят и творческую интеллигенцию – деятелей искусства и науки, создающих новые ценности культуры.
Особенностями элитарной культуры являются высокая степень специализации и сложность, то есть недоступность для большинства людей.
Например,
в художественной культуре элитарными становятся новые направления в искусстве, непонятные широкому потребителю, рассчитанные на высокообразованного человека.
Таким образом, элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. В их среде приняты определенные ритуалы и особенности этикета, некоторые культурные стандарты.
Но в последнее время границы между элитарной и демократической культурой стали размываться. Прежде всего, это касается сферы художественной культуры. Неоднократно бывало так, что какое-либо элитарное направление или произведение искусства превращалось с течением времени в образец демократической культуры, и наоборот.
74
Кроме того, произведения высокой, элитарной культуры становятся доступными все более широким массам населения благодаря современным средствам массовой информации и коммуникации. Поэтому все чаще современную модернизированную культуру характеризуют термином «массовая культура».
Массовая культура – этообобщенная характеристика господствующего в современном обществе типа культуры. Она представляет собой индустриально- коммерческую форму производства и распространения стандартизированных духовных благ с помощью средств массовой коммуникации.
Это культура повседневной жизни, поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества.
Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому время существования массовой культуры отсчитывается с 1870—1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем и в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения.
В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации.
Вначале она использовала технические возможности полиграфической промышленности — дешевые популярные газеты и журналы, а также дешевые книжки — беллетристику (любовные и детективные романы) и комиксы. В конце XIX в. был изобретен кинематограф, до сих пор остающийся важнейшим средством массового искусства. К 1960-м годам технические возможности массовой культуры многократно возросли — началось массовое использование телевидения, спутниковой связи, появились десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков. В последнее время к этому добавились возможности персональных компьютеров, сети Интернет.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, получают представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми от массовой культуры. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса.
Таким образом, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. При этом стираются и устраняются национальные границы, массовая культура становится фундаментом мировой культуры.
Негативные стороны массовой культуры привели к тому, что долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивая низкопробность, пошлость ее продукции, а также ориентацию массовой культуры на формирование духовного стандарта, воспитание у человека невысоких потребностей в сфере искусства, направленность его на потребление, а не на творчество.