Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90
Отличительной способностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Разные способы ухода и воспитания детей у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведение людей соответствующей национальности. Поэтому, инкультурация может пониматься и как процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру, в результате которой вырабатывается культурная самоидентичность личности.
До 1960-х годов понятие идентичности имело ограниченное употребление.
Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в междисциплинарный научный оборот произошло благодаря трудам американского психолога Эрика Эриксона. Со второй половины 1970-х годов это понятие прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук, оно привлекает внимание ученых различных направлений и дает начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности.
Понятие «идентичность»сегодня широко используется в культурологии и означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.
Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми. Усвоение этих элементов социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре.
Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес прежде всего культурная.
Культурная идентичность– принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.
Таким образом, сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Значение культурной идентичности в культурологии состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств,


91 благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.
Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения различных групп и общностей, в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.
Но поскольку человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отражаются его пол, этническая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т.д. Эти идентичности связывают людей друг с другом, но в то же время сознание и индивидуальный жизненный опыт каждого человека изолируют и разделяют людей друг от друга.
Таким образом, культурная идентичность обладает двойственной функцией.
Она позволяет представителям разных культур составить представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, то есть облегчает их общение и взаимопонимание. Но в то же время обнаруживается и ее ограничительный характер, в соответствии с которым в процессе общения возникают конфронтации и конфликты.
Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». До настоящего времени не сформулировано научного определения понятия «чужой», однако имеется несколько его значений и смыслов: чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры; чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением; чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания; чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен; чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.
Такое разделение может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям противоборства. В связи с этим культурная идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс взаимодействия культур.
Каждый человек, столкнувшись с чужой культурой, прежде всего отмечает для себя много необычного и странного. Констатация и осознание культурных различий становятся исходным пунктом для понимания причин неадекватности.
Таким образом, только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем».
Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, есть негативные механизмы — стыди вина. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают и подавляют его.


92
Итак, можно сделать вывод, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, накладывая свой отпечаток на формирование личности, которая не может существовать, как член общества, без вхождения в культуру.
3. Межкультурная коммуникация
Так же как отдельный человек не может существовать изолированно от других людей, так и ни одна культура не способна функционировать в абсолютной изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».
В современных условиях развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Кроме того, происходящие социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Таким образом, формируются новые явления культуры.
Можно говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как «чужое». Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения.
При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах людей.
Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в
1954 г. в работе американских ученых Д. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Под межкультурной коммуникацией здесь понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше адаптироваться к окружающему миру.
В результате многочисленных исследований были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации. В частности, для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности межкультурная коммуникация – это всегда межперсональная коммуникация, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого и т.д.


93
Коммуникация действительно является межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. Данные трудности связаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становится значимым только в процессе коммуникации и приводит к непониманию, трудности и невозможности общения.
Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. На процесс интерпретации, помимо культурных различий, влияют возраст, пол, профессия, социальный статус участников общения.
Таким образом, межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
Межкультурная коммуникация может происходить на макро- и микроуровне.
На современном этапе развития, на нашей планете существуют огромные территории, которые структурно и органически объединены в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской, латиноамериканской, африканской, европейской, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку, и в силу своей масштабности они называются макрокультурами. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.
Межкультурная коммуникация на макроуровне выступает в виде культурных связей – это существенный компонент общения между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное обогащение разных культур.
Культурные связи отличаются от политических гораздо большей самостоятельностью и независимостью от государства, при этом политические и культурные связи отнюдь не всегда совпадают. Так, Франция после революции
1789 г. находилась в политической изоляции и экономической блокаде, но это не мешало ей оставаться законодательницей европейской моды.
В культурных связях могут принимать участие как большие, так и малые народы. Влияние крупного народа, нации или цивилизации несомненно масштабнее, чем влияние малых этнических групп, но они также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свой вклад в мировую культуру.
С другой стороны, многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки


94 зрения – это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковое восприятие мира. В то же время материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов. Другими словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.
Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне:
• межэтническая коммуникация – это общение между лицами, которые представляют разные народы (этнические группы). Общество состоит из различных по численности этнических групп, которые передают от поколения к поколению свое культурное наследие и благодаря этому сохраняют свою идентичность. Совместное существование в рамках одного общества приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями;
• контркультурная коммуникация – происходит между представителями материнской культуры и теми ее элементами и группами, которые не согласны с господствующими в ней ценностями и идеалами. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ контркультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил;
• коммуникация среди социальных классов и групп – основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и выражаются в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др.
Несмотря на принадлежность людей к одной культуре, такие различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними;
• коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных (между католиками и протестантами), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы;
• коммуникация между городскими и сельскими жителями – основывается на различиях в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, разном типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые напрямую влияют на процесс коммуникации между этими группами населения;
• региональная коммуникация – возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться (например, жители одного американского штата могут испытывать значительные затруднения при общении с представителями другого штата);