Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 культуры и приспособление к ней). При этом Вико исходил из идеи, что каждая культура самоценна, и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.
Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур.
Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи, которые определяют начало самой культуры: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.
По его мнению, в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели.
Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она напоминает живой организм.
Концепция Вико положила начало классическому пониманию культуры как развития человека – разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. В этом заключается основополагающая позиция эпохи
Просвещения.
Однако в то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, ее критика и противопоставление культуры и природы. Такую позицию занимал Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), считавший, что культура является источником зла и несправедливости в обществе. Он одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов. Общие черты и признаки в культурах складываются из общих материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма.
Разнообразные типы почв и климатические условия вынуждают человека приспосабливаться к ним, создавая свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это приводит к развитию, которое представляет собой совокупность средств, обеспечивающих человеческое существование.
Большое внимание Руссо уделил анализу техники как одного из признаков цивилизации. Он считал, что ее использование ведет к отчуждению человека от природы и от других людей.
Таким образом, критикуя процесс перехода к цивилизации, Руссо призывает вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию в единстве с ней.
Интересны мысли Руссо о прогрессе в культуре. В своей теории Руссо отвергает понимание прогресса как количественного и качественного условия развития. Таким образом, культура является негативным фактором в жизни общества, так как она не объединяет, а разъединяет людей. Отрицательно относясь к прогрессу, Руссо призывает вернуться в лоно природы, это можно сделать с помощью процессов воспитания.
30
Следует отметить, что многие положения концепции Руссо являются спорными, хотя это и не умаляет заслуг данного мыслителя.
В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности.
Наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер(1744 – 1803), который считал культуру универсальной характеристикой человеческого общества.
Культура представляет собой совершенствование человека, а главную роль при этом играют наука и искусство. Природа культуры, по его мнению, носит деятельностный характер, и человек постепенно переделывает весь окружающий его мир.
Гердер рассматривал культуру в трех ее проявлениях: как развитие духовной жизни человека; как определенный этап в развитии человечества; как характеристику ценностей Просвещения.
Совершенно новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом
Кантом(1724 – 1804), который не считал культуру результатом длительного развития природы и человеческого общества. По его мнению, культура – это совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания. Культура не может быть характеристикой объективного мира, она связана лишь с человеком. Культура – это всегда внутреннее достояние человека, она дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей, и выражает его гуманистическое предназначение. Несмотря на это, человек еще должен соблюдать внешние приличия, что является признаком цивилизованности. Таким образом,
Кант вводит две категории культуры: внешняя и внутренняя. Но, по его мнению, собственно культурой является только внутренняя культура – это совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества.
Необходимо также отметить, что Кант дает чисто субъективное понимание прогресса, которое включает лишь прогресс отдельной личности, группы людей, но не касается прогресса общества в целом.
Классические представления о культуре получили важные дополнения в философии немецкого романтизма. Его представители подчеркивали, что для культуры важно развитие не одного только разума, но необходимость универсального синтеза,основой которого должно стать искусство.
Немецкий поэт и мыслитель Фридрих Шиллер(1759 – 1805) считал, что культура состоит в гармонии физической и нравственной природы человека. В своих работах Шиллер изучал также проблемы культурогенеза, знаков и символов в культуре.
В рамках своей концепции культуры Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются два типа культур – наивные и сентиментальные. Каждому типу культуры соответствует
31 свой тип личности. Для наивной культуры характерен человек играющий, воспроизводящий и создающий ее, для которого свойственна открытость миру и большой творческий потенциал. Человек сентиментальной культуры закрыт для мира, для него характерен антропоцентризм, несамодостаточность, ему недоступно творчество. Выход из этого противоречия Шиллер видит в создании культуры третьего типа – всечеловеческой, гуманистической. Ей будет соответствовать новый тип человека – всесторонне развитая личность, нацеленная на будущее, с открытым типом сознания.
Концепция культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770
– 1831) разработана в работах «Философия права» и «Философия истории». Важнейшим свойством культуры является творчество – это создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории. Гегель связывал культуру с человеческим трудом. Человек является общественным существом, его отличие от животных – в обладании разумом, а также в многообразии потребностей, которые он способен удовлетворять с помощью средств, созданных трудом. Из потребностей человека на основе труда возникает сначала практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься. Затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, как развитие разума.
Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать. Поэтому
Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.
4. Развитие культурологии во второй половине XIX – XX вв.
Во второй половине XIX в. зарождается современная философия и культурологические концепции, которые с новых позиций стали изучать человека и культуру. При этом произошло разрушение классической концепции культуры.
Марксистская концепция культуры была заложена работами немецких философов и экономистов Карла
Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895).
С точки зрения марксизма, правильное понимание культуры возможно только на основе учения об общественно-экономических формациях. Под культурой понимаются достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда. Таким образом, важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность. В дальнейшем происходит разделение физического и умственного труда, материальной и духовной деятельности. Господствующий класс присваивает себе монополию на умственный труд, духовную деятельность.
Понятие культуры в марксизме является результатом определенных исторических условий. Поэтому к историческому анализу культуры Маркс и
32
Энгельс применяют формационный подход. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон. В основе общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ.
Маркс выделяет пять формаций и соответственно пять формационных типов культуры: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Последовательная смена формационных типов культуры образует поступательную, прогрессивную линию развития культуры. При переходе от одного формационного типа культуры к другому сохраняется преемственность: одни элементы культуры отбрасываются как устаревшие (идеология), другие входят в новую культуру почти в неизменном виде
(язык, средства труда), третьи критически перерабатываются, исходя из интересов пришедших к власти классов (право), четвертые создаются заново (формы собственности, политическая система).
Необходимо отметить, что в марксизме культура является характеристикой человека как общественного существа. Главным моментом в развитии культуры является материальная сторона жизни, она зависит от совершенства орудий труда, с помощью которых формируются производственная и бытовая сторона жизни.
Таким образом, Маркс расширил понимание культуры, обосновал ее связь со всеми сторонами социальной жизни и включил в нее не только духовное творчество человека, но и его материальную деятельность.
Среди культурологических направлений XIX в. также следует отметить позитивизм, основоположником которого является французский мыслитель Огюст
Конт (1798 – 1857). Он считал, что должна быть создана наука об обществе – социология, которая будет использовать методы точных наук и опираться на эмпирические данные. Такой же подход необходимо применить и к исследованию культуры. Таким образом, в работах Конта социальная философия превращалась в социологию, а философия культуры – в культурологию. В результате в культурологии появились новые методы, позволяющие изучить культурные феномены с точки зрения их социальных функций.
Важнейшим открытием естествознания XIX в. стала идея развития, эволюции, которую стали применять для изучения общества и культуры. В этих условиях появляется классический эволюционизм, представителем которого является Эдуард Бернетт
Тайлор (1832 – 1917) – английский этнограф и исследователь первобытной культуры. Наибольшую известность Тайлору принесла работа «Первобытная культуpa» (1871), где он дал первое развернутое определение культуры – это «совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В своих работах Тайлор выступал за постоянный прогресс человеческой культуры, который представляет собой устойчивое совершенствование явлений культуры в их эволюционном развитии – от простого к сложному.
Следует отметить, что Тайлор акцентирует внимание на общих чертах и
33 универсальных закономерностях в области культуры. Он сумел создать стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры, которая стала первой, бесспорно, культурологической концепцией.
В конце XIX в. появляются новые подходы к изучению культуры. Так, в концепциях «локальных цивилизаций» исследователи признают существование независимых друг от друга локальных культур, подобных живым организмам, которые возникают и исчезают в разных местах земного шара и не совпадают друг с другом во времени и пространстве. Автором первой подобной культурологической теории является русский мыслитель Николай Яковлевич
Данилевский (1822 – 1885). Его концепция была изложена в книге
«Россия и Европа» (1869), целью которой было обоснование особого места России в истории человечества. По его мнению у России есть собственный путь развития самобытной культуры, отличающийся от европейского пути. В своей концепции Данилевский рассматривал историю каждого народа как самостоятельный культурно- исторический тип, имеющий свое лицо и свою судьбу. История человечества представляет собой смену культурно-исторических типов.
Исследователь выделяет 12 таких типов, которые полностью или частично прошли весь цикл своего развития: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно- финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский (европейский), мексиканский (ацтеки), перуанский (инки).
Концепция Данилевского во многом спорна, но она привела к появлению многих теорий как в России (К.Н. Леонтьев), так и на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби).
В то же время в Европе развивалось новое направление
«философия жизни», крупнейшим представителем которого был
Фридрих Ницше (1844 – 1900). Центральным понятием философии
Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью. Культура – это специфический способ адаптации человека к жизни, структурирования его деятельности. В основе культуры лежат язык и символы, которые во многом схожи и приносят человеку вред. Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры, где он выявляет два ее начала – дионисийское и аполлонийское. Они олицетворяют два противоборствующих начала. Мир Диониса – стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций, воплощается в трагедии и музыке. Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой, выражается в изобразительных и пластических искусствах.
На протяжении XX в. интерес к культурологии продолжал постоянно возрастать, что привело к возникновению множества новых теорий, школ и направлений, которые давали свою оценку сущности, динамики и перспектив культуры.
Немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880 –
1936) в своей теории отрицал прогресс в истории культуры и считал, что каждая культура является самодостаточной и ничего не может