Файл: Теория культуры учебное пособие пенза ииц пгу 2012 3 содержание предисловие тема введение в культурологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34 позаимствовать у других культур. По мнению Шпенглера, единой общечеловеческой культуры не существует, он выделял восемь локальных культур, которые существовали самостоятельно и независимо друг от друга (вавилонская, египетская, китайская, индийская, античная
(греко-римская), арабская, западноевропейская, культура народов майя). В стадии зарождения находится русская культура. Каждая культура в своем развитии проходит три этапа: подготовительный период (рождение души культуры); период собственно культуры (период интенсивного творчества); период упадка культуры – цивилизация (упадок духовной жизни, вырождение искусства, господства рационализма и материализма).
Теория цивилизаций Арнольда Тойнби (1889 – 1975) продолжает линию О. Шпенглера и является классическим вариантом теории локальных цивилизаций. Тойнби – религиозный мыслитель, что существенным образом сказывается на его видении истории, исторического прогресса, современной западной цивилизации и т.п.
В основе истории лежит взаимодействие мирового закона – божественного логоса и человечества.
Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации – это замкнутое общество, характеризующееся набором определяющих признаков.
Классификацию цивилизаций Тойнби проводит по двум основным критериям – это религия и территориальный признак.
На этом основании Тойнби выделяет в начале своей работы 21, а позднее – 26 цивилизаций, связанных и не связанных друг с другом. Это – западная, две православно-христианские (Россия и Византия), иранская, арабская, индуистская, две дальневосточные, греко-римская, сирийская, индийская, синическая
(древнекитайская), минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская. Кроме того, исследователь называет пять застывших цивилизаций – полинезийскую, эскимосскую, кочевую, оттоманскую, спартанскую.
Цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни слишком неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, способное повести за собою других.
Развитие цивилизации определяется «законом вызова и ответа».
Историческая ситуация, в которую входят и человеческие, и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему, бросает ему вызов. Дальнейший прогресс общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды.
Рано или поздно любая цивилизация приходит к неизбежному концу. Тойнби отмечает, что из 26 цивилизаций не менее 16 уже мертвы, две из оставшихся
(полинезийская и кочевая) находятся на рубеже смерти, семь из восьми оставшихся испытывают постоянное воздействие западной цивилизации, и шесть из них демонстрируют все признаки надлома и начавшегося разложения. Поэтому вопрос о причинах упадка цивилизаций является важнейшим для Тойнби. Фаза упадка
35 цивилизации включает три подфазы: надлом, разложение и исчезновение цивилизации.
Большая часть философов и культурологов XX в. при создании своих теорий культуры отказалась от поиска объективного основания культуры в природе и обществе, существующего независимо от человеческого сознания. Так появилась большая группа антропологических теорий культуры, рассматривающих ее как чисто человеческий феномен. Среди данных теорий можно выделить несколько направлений:
• поиск оснований культуры в глубинах человеческого сознания и психики (З.
Фрейд, К. Г. Юнг);
• понимание культуры как совокупности ответов на основные потребности человека (Б. Малиновский);
• изучение культуры как совокупности символов и знаков (Э. Кассирер, М.
Бахтин, Ю. Лотман, К. Леви-Строс).
Так, в частности, основатель психоанализа, австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856 – 1939) исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – это исключительно природное существо, наделенное множеством потребностей и инстинктов.
Культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.
Важнейшим выводом Фрейда и исходным пунктом психоанализа стала гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, имеющей сложной строение. Первым уровнем человеческой психики является бессознательное (Оно) – это первооснова человеческих желаний и поступков. Второй уровень психики – сознание (Я) – обеспечивает выживание человека в мире природы и общества. Прямое столкновение Я и Оно приводит к появлению третьего слоя психики (Сверх-Я) – это своеобразная проекция мира культуры на человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного, другими словами, это нормы и ценности культуры. Именно
Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинктивные влечения, результатом становится появление человеческой культуры, которая в психоанализе рассматривается как проявление индивидуальной психики в общественной жизни.
В XX в. имелись и иные представления о культуре. В ученияхДэниела Белла
(р. 1919), Реймона Арона (1905 – 1983) и других культура сводилась к достижениям науки и техники. Альберт Швейцер (1875 – 1965) полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на планете.
Большой вклад в развитие культурологической мысли XX в. внесли и отечественные исследователи: П. Сорокин, Н. Бердяев, Л. Гумилев, В. Соловьев и др. В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое нравственное наполнение, подчеркивалась самобытность отечественной культуры
36 во всех ее проявлениях. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.
Контрольные вопросы
1. Что может выступать в качестве субъекта культуры?
2. Выделите основные компоненты культуры.
3. Назовите основные подходы к определению культуры. В чем они заключаются?
4. Перечислите основные функции культуры.
5. Назовите основных философов античного времени.
6. Как происходило развитие культуры в средние века?
7. Назовите основных философов эпохи Возрождения и Нового времени.
8. Расскажите о концепции культуры Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Список литературы
1. Горлова, И. И. Культурология. Учебное пособие / И. И. Горлова. – М.:
Дашков и К, 2011.
2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики,
2008.
3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л.
Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
4. Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс,
2000.
5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.
7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика,
2007.
8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа,
2005.
9. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011.
10. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
11. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – СПб, 1992.
12. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. –
М.: Асар, 2008.
13. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
14. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А.
Орлова. – М., 1994.
15. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры /
В. М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
16. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М.
Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
17. Соколов, Э. В. Культурология: Очерки теории культуры / Э. В. Соколов. –
М., 1994.
37 18. Тетерина, Е.А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А.
Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
19. Философия культуры. Становление, развитие / под ред. М. С. Кагана. –
СПб., 1995.
38
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Культура и цивилизация
В самом общем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных, ограничения влияния природных инстинктов. Радикальный скачок от животного к человеку изменил принципиально весь мир для человека. Привычные физические предметы и явления в новом качестве обрели совершенно новый смысл и значение.
Так, например, огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру,
– это совершенно разные сущности; палка, которая валяется на земле, и палка, которой можно выкапывать коренья, также различные сущности. К этому миру новых сущностей человек приспособился с помощью цивилизации, т.е. «подогнав», переделав мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечила человеку физическое выживание в мире.
Понятие «цивилизация», так же как и «культура», вплоть до настоящего времени остается многозначным как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Это понятие имеет латинские корни. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости. За пределами крепости жили варвары – нецивилизованные, примитивные дикари.
До XVIII в. мы находим только причастие «цивилизованный» или глагол
«цивилизовать». Само же понятие «цивилизация» появилось, по утверждению французского историка Люсьена Февра (1878 – 1956), лишь в 1766 г. в работах философов-энциклопедистов в рамках созданной ими теории прогресса. Поэтому оно несло в себе отпечаток идей французского Просвещения и понималось как процесс совершенствования общества и государства.
Вопрос соотношения культуры и цивилизации многогранен. Сложность анализа этой проблемы состоит в том, что оба эти понятия имеют множество значений.
В научной литературе существует три позиции по вопросу соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:
1. Отождествление.Первоначально эти понятия использовались как синонимы, никакого противопоставления не предполагалось. Еще философы эпохи
Просвещения настаивали на том, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация, соответственно, является показателем культурной развитости и состоятельности. Тот же подход прослеживается в работах А.
Гумбольдта и Э. Тайлора, которые пользовались словом «культура» наряду со словом «цивилизация», часто заменяя одно слово другим. По мнению 3. Фрейда, именно культура и цивилизация отличают человека от животных.
Такая позиция вполне закономерна, так как культура и цивилизация схожи между собой по множеству параметров. Культура, как и цивилизация, имеет
39 социальную природу, существует только в результате человеческой деятельности, образует «вторую природу», искусственную среду обитания человека, противостоящую природному миру.
2. Противопоставление.Данная традиция возникает в Германии в конце
ХVIII в. Немецкие философы и просветители, среди которых особое место занимает И. Кант, понимали культуру как совокупность духовных ценностей.
Цивилизация же становилась синонимом материальной культуры, достаточно высокой ступенью овладения силами природы.
Тем не менее, между понятиями «культура» и «цивилизация» имеются существенные различия и по смыслу, и по употреблению, которые во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит из сферы религии («культ»), педагогики, философии и морали («пайдейя», внутреннее развитие, образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима и формируется как самостоятельная категория философами Просвещения, в центре внимания, которых находились проблемы общественной жизни.
В духе противопоставления построены знаменитые культурологические теории О. Шпенглера, Н. Бердяева, Г. Маркузе и др. Так, у Шпенглера культуры сравниваются с живыми организмами. В силу этого они проходят ряд стадий в своем развитии – рождение, расцвет и смерть. Последнюю, заключительную фазу развития культуры – ее упадок и гибель – Шпенглер называет цивилизацией.
Поэтому характерными чертами цивилизации для него являются: падение религиозной веры, вырождение искусства, распространение сухого рационализма и материализма.
Бердяев в своих работах также подчеркивает особенные черты в культуре и в цивилизации, хотя он считает, что они развиваются синхронно. По его мнению, в культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма. Для культуры характерны качественность, выразительность, эстетичность, стремление к стабильности и консерватизму. Цивилизация же связана с развитием материального, социально-коллективного, демократического начала.
По мнению Маркузе, цивилизация – это жестокая, холодная, повседневная реальность, а культура – вечный праздник. Он противопоставлял духовный труд культуры материальному труду цивилизации, как будний день противостоит празднику, царство необходимости – царству свободы, природа – духу.
Существует также точка зрения, сторонники которой различают культуру и цивилизацию не с качественной стороны, а с точки зрения этнологии. При этом цивилизация рассматривается как совокупность культур регионального уровня.
Культуры могут отличаться друг от друга, но вместе с тем они принадлежат одному этносу. Такой подход отражает взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям.
3. Взаимообусловленность. Это наиболее взвешенный взгляд на данную проблему, сторонники которого не закрывают глаза на разницу культуры и