Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2435
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Для достижения цели необходимо решить задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Виды прав социального обеспечения и проблемы их реализации
Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ
Способы социальной защиты населения
Пути повышения эффективности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
Права человека - это незаменимая ячейка во взаимоотношениях человека и государства. Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в основополагающем нормативно-правовом акте российской правовой системы - Конституции РФ. Среди большого перечня прав в Конституции РФ особое место отводится правам граждан на социальное обеспечение, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3]. Одним из основных прав человека, провозглашённых в Конституции, признается право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., в ст. 22 провозгласила «право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях» [2]. Международные акты, закрепляющие общепризнанные стандарты социального обеспечения, - Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Европейский кодекс социального обеспечения, до сих пор остаются не ратифицированными
Россией. Европейская социальная
хартия была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ лишь в части.
Принципиальной основой современной европейской правозащитной системы является «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.), которая провозглашает всеобщность соблюдения прав человека и создает особый механизм правовой защиты. Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязаны пресекать противоправные действия или бездействия, нарушающие права и свободы человека и гражданина.
Каждый человек имеет право на жизнь, ограждение от пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, запрещение рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения и т.д. [2]. Эти права являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку от рождения.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Эти обстоятельства влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности
за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики, политической ситуации и характеризуется степенью социального благополучия граждан.
Одно из наиболее точных понятий социального обеспечения сформулировано М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой, как один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Социальное обеспечение граждан опирается на ряд принципов, которые ниже будут подробно рассмотрены.
трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей и т.д. [6].
Социальное обеспечение как юридическая категория является объектом воздействия комплекса правовых норм и выполняет ряд функций:
Из вышеуказанного
следует, что право социального обеспечения взаимосвязано с трудовым правом РФ, семейным правом РФ и конституционным правом. Право на социальное обеспечение по возрасту, в
случае инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также создание дополнительным форм социального обеспечения и благотворительность гарантируется статьей 39 Конституцией РФ. Таким образом, мы видим, что данная отрасль права имеет многогранный характер, определяющий разносторонние задачи и направления деятельности.
Под правом граждан в области социального обеспечения понимаются различные виды и формы помощи для улучшения уровня жизни и сглаживания социального неравенства.
Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., в ст. 22 провозгласила «право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях» [2]. Международные акты, закрепляющие общепризнанные стандарты социального обеспечения, - Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Европейский кодекс социального обеспечения, до сих пор остаются не ратифицированными
Россией. Европейская социальная
хартия была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ лишь в части.
Принципиальной основой современной европейской правозащитной системы является «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.), которая провозглашает всеобщность соблюдения прав человека и создает особый механизм правовой защиты. Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязаны пресекать противоправные действия или бездействия, нарушающие права и свободы человека и гражданина.
Каждый человек имеет право на жизнь, ограждение от пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, запрещение рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения и т.д. [2]. Эти права являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку от рождения.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Эти обстоятельства влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности
за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики, политической ситуации и характеризуется степенью социального благополучия граждан.
Одно из наиболее точных понятий социального обеспечения сформулировано М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой, как один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Социальное обеспечение граждан опирается на ряд принципов, которые ниже будут подробно рассмотрены.
-
Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [11]. Данный принцип устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения и других обстоятельств [14, с. 96]. -
Осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. -
Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. -
Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. -
Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, например: достижение определенного возраста; потеря
трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей и т.д. [6].
-
Многообразие видов социального обеспечения (денежные выплаты, социальные услуги и др.). -
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Социальное обеспечение как юридическая категория является объектом воздействия комплекса правовых норм и выполняет ряд функций:
-
экономическая функция социального обеспечения содержится в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, образованные по территориальному принципу. -
политическая функция социального обеспечения содействует стабилизации в обществе, в котором имеются немалые несоответствия в уровне жизни разных слоев населения. -
демографическая функция мобилизована направлять и стимулировать процесс производства народонаселения, незаменимое для полноценного продвижения страны. -
социально-реабилитационное участие включает в себя реконструкцию общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего чувствовать им себя полноценным звеном общества [25, с. 50].
Из вышеуказанного
следует, что право социального обеспечения взаимосвязано с трудовым правом РФ, семейным правом РФ и конституционным правом. Право на социальное обеспечение по возрасту, в
случае инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также создание дополнительным форм социального обеспечения и благотворительность гарантируется статьей 39 Конституцией РФ. Таким образом, мы видим, что данная отрасль права имеет многогранный характер, определяющий разносторонние задачи и направления деятельности.
Под правом граждан в области социального обеспечения понимаются различные виды и формы помощи для улучшения уровня жизни и сглаживания социального неравенства.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9