Файл: Методическая разработка занятий по учебной практике закройщиков по теме Выполнение обработки кармана с отрезным бочкомподрезом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);

- по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и обучающегося – система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

При выборе метода обучения необходимо исходить из того, что каждый из них ориентирован на решение определенного круга задач. В связи с этим на каждом этапе занятия возможно использование нескольких методов обучения, т.е. необходимо комплексное планирование применения совокупности методов обучения в зависимости от целей и задач обучения, реализуемых на каждом этапе учебного занятия [7].

В результате установившейся практики общие методы производственного обучения делятся на три основные группы: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы:

Инструктаж как словесный метод в производственном обучении проводится перед выполнением практических заданий и работ.

Самостоятельная работа студентов над технической литературой благоприятствует закреплению ранее приобретенных знаний и умений. Она применяется в порядке подготовки домашних заданий и в процессе производственного обучения при пользовании различными справочниками.

Наряду с устным инструктажем широко применяется, как метод обучения письменное инструктирование (использование на занятиях различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источником информации).

В практическом обучении наибольшее применение находят инструкционные, инструкционно-технологические карты.

Наглядно-демонстрационные методы предусматривают демонстрацию наглядных пособий и показ трудовых приемов и операций.

С помощью демонстрации наглядных пособий у студентов формируется конкретный образ технических объектов, технологических процессов. Применение данного метода позволяет осуществить чувственное ознакомление с изучаемым предметом или процессом. Большое обучающее значение имеет применение технических средств обучения.


Демонстрация (показ) трудовых приемов способствует правильному их выполнению. Она должна носить обучающий характер. Показ может сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, в том числе и плакатов. Большинство приемов при показе желательно выполнять в медленном темпе.

Практические методы состоят в выполнении студентами под руководством мастера различных упражнений.

Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. Весь процесс практического обучения нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у студентов основ профессионального мастерства. В этой связи упражнение является основным методом практического обучения.

В начальном периоде обучения выполняются упражне­ния по изучению трудовых приемов. Мастер показывает приемы, обучающиеся наблюдают их, осмысливают и воспро­изводят эти приемы. Мастер проверяет правильность выпол­нения приемов и при необходимости дает дополнительные объяснения. Мас­тер, наблюдая за работой студентов, своевременно оказы­вает обучающимся помощь. Упражнения выполняются с соб­людением последовательности от простых приемов к более сложным.

Упражнения в выполнении трудовых операций необходи­мы для освоения студентами определенной законченной час­ти трудового процесса. В зависимости от особенностей вы­полнения трудовых операций могут быть использованы разнообразные приемы. Для улучшения инструктирования студентов им целесообразно выдавать инструкционно - технологические карты, в которых определена последовательность работы.

Занятия производственного обучения подразделяются на типы и виды.

В зависимости от целей обучениявыделяют следующие типы занятий производственного обучения:

занятие по изучению трудовых приемов и операций;

занятие по выполнению комплексных работ;

контрольно-проверочные работы;

совмещенное занятие практического обучения.

Разрабатывая занятие учебной практики по теме «Обработка кармана с отрезным бочком. Применение инструкционно -технологических карт. Упражнения по выполнению влажно-тепловых работ.», нами были выбраны следующие методы обучения, соответствующие теме курсовой работы:

Словесный:

беседы, объяснения, повторение материала, инструктирование.

Наглядные:

алгоритм выполнения упражнения, демонстрация готовых образцов.

Практические:



решения технологических задач, работа с инструкционно-технологическими картами, выполнение учебно-производственных работ [15].
3.3 Выбор форм теоретического обучения (или учебной практики)

В современной дидактике организационную форму обучения понимают, как спе­циальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содер­жанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность этих форм составляет организационную систему обучения.

Выделяют следующие организационные формы обучения:

фронтальные (работа со всей группой);

групповые (группа разбивается на подгруппы);

индивидуальные (работа с каждым обучающимся).

Формы практической подготовки обучающихся:

Лабораторная работа – форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. На лабораторных занятиях обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Лабораторный прак­тикум – важное звено в профессиональном становлении, предшествующее не­посредственной практике и являющееся связующим звеном между теорией и практикой. Виды лабораторных занятий: ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые. Оцениваются лабораторные работы как по балльной, так и по рейтинговой системе.

Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно­научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках.

Для занятия учебной практики были выбраны следующие формы проведения занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная [16].
3.4 Разработка плана и плана – конспекта занятия

На основе результатов подготовительной работы и разработанного тактического замысла руководитель занятий составляет план и план-конспект занятия. Форма плана-конспекта, в зависимости от характера темы и излагаемых вопросов, может быть различной. Основными требованиями к плану-конспекту для проведения практических занятий являются его краткость, ясность, выполнимость изложенного и удобство в пользовании.


Специфика содержания и особенности структуры занятий производственного обучения в наиболее общем видескладывается из следующих этапов:

1. Организационная часть:

2. Вводный инструктаж

3. Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж

4. Заключительный инструктаж.

На организационном этапе проверяется явка студентов на занятие, внешний вид, готовность к работе и производится расстановка по рабочим местам.

На этапе вводного инструктажа сообщается тема, цель занятия, по необходимости проводится опрос по учебному материалу, изложенному на предыдущих занятиях. При объяснении нового материала необходимо показать его значение для освоения рабочей профессии, разобрать последовательность выполнения работ по инструкционно-технологическим картам, охарактеризовать оборудование, приспособления, применяемые при работе, показывая приёмы работ в рабочем и замедленном темпе, рассказывая о самоконтроле и его приёмах, рациональной организации рабочего места, проинструктировать по технике безопасности. Особое внимание уделяется предупреждению брака, с этой целью необходимо указать на типичные ошибки. Далее с помощью вопросов, тестирования, проверочных работ проверяется усвоение студентами нового материала, происходит первичный контроль знаний.

На следующем этапе текущего инструктажа даётся характеристика самостоятельной работы студентам. Далее проводятся практические работы, в процессе которых выполняются целевые обходы рабочих мест студентов с текущим инструктажем. Суть таких обходов-наблюдений в том, что при каждом обходе рабочих мест студентов преподаватель намечает для себя определенную цель наблюдения и инструктирования где делает указания, давая пояснения, помогает исправить допущенные ошибки студента. Задача мастера при текущем инструктировании – следить, чтобы студенты никогда не были предоставлены сами себе, чтобы в процессе работы применяли правильные приемы и способы выполнения. При этом студентам (или группе в целом) необходимо разъяснять правила управления оборудованием, приспособлениями, рассмотреть последовательность выполнения работы, показать способы ее выполнения, разобрать основные технические требования, четко разъяснять, чему он научится, выполняя предстоящие работы.

В необходимых случаях можно и нужно организовать специальные тренировочные упражнения по управлению оборудованием, отработке специфических трудовых приемов и способов.


Содержание и время текущего инструктирования студентов в процессе их работы диктуется ходом производственного процесса, характером их работы в тот или иной момент совместно с группой, в которую он включен.

Особое внимание мастер должен уделять организации межоперационного и итогового контроля выполнения работы обучающимися. Такой контроль должен быть многоступенчатый:

самоконтроль;

контроль со стороны студента-одногруппника (взаимоконтроль);

затем работу контролирует мастер производственного обучения.

Такая организация контроля – гарантия качества и средство обучения студентов качественно выполнять порученные задания.
План занятия учебной практики
Дата проведения: ___________ Курс________ Группа ________

Профессия 29.01.05 Закройщик

МДК 04.01 Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам

ПМ 04. «Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам».