Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доброта – то качество, которое воспитывается в этом возрасте. Ребенок испытывает чувство радости, в то время как совершает привычные поступки, когда он делает что-то доброе и хорошее по отношению к людям. Но когда ребенок по тем или иным причинам не может совершить нравственный поступок, то тогда он расстраивается, потому что чувство беспокойства из-за не выполненного поступка перерастает в чувство стыда. Нравственное поведение складывается из приобретенных ребенком нравственных привычек.

Психологические и педагогические исследования доказывают то, что возраст 5-6 лет – самый благоприятный и продуктивный период в жизни ребенка для развития способностей в познавательной сфере и формирования личностных особенностей [5,с.39].

Особенности развития отзывчивого отношения у детей дошкольного возраста связаны с их психофизиологическими особенностями: изменения в эмоциональной сфере ребенка, появление у него новых интересов, мотивов и потребностей, возникновение общественных мотивов, проявление социальных эмоций и нравственных чувств, установление иерархии мотивов. Наличие эмоционального предвосхищения позволяет ребенку переживать результаты деятельности, его действия и поведение. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Дети дошкольного возраста подвержены изменению и развитию, поэтому очень важно с какой стороны повлиять на формирование нравственных представлений и качеств. Нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание закладываются у детей в дошкольном возрасте. Именно они имеют значительное влияние на то, какой будет характер человека, какая будет дальнейшая жизнь. Ребенку следует рассказывать о правилах этического поведения человека, объяснять их смысли значение [4,с.291].

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения детям недостаточно общаться только со взрослыми (Р. С. Буре, Е. Е. Кравцова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Г. А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

Психологи и педагоги считают, что общение ребенка со сверстниками оказывает огромное влияние на его развитие. Значение сверстника в жизни ребенка велико, особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.


Опыт отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Рассмотрим особенности общения ребенка со сверстниками в рамках поликультурного пространства городского образования Тольятти.

Общими особенностями общения и взаимодействия старшего дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России в городском образовании Тольятти являются: нахождение самим ребенком активных форм общения (деловых, личностных) и способов взаимодействия( дружить, совместно играть, сопереживать, сотрудничать, помогать, приглашать в игру и т.д.); принятие средств взаимодействия (обмен информацией, субъективные действия, вокализация, выразительные жесты, эмоции, поза и т.д.), установление ребенком позитивного отношения с его окружением, когда ребенок стремится стать частью какой-то конкретной среды (искать и находить друзей среди сверстников, взрослых людей в детском саду или семье) и внести в нее изменения, доступные для старшего дошкольного возраста (искать и находить какие-то возможности в достижении успеха, результата деятельности и т.д.) [9,с.194].

Общение сверстников между собой складываются достаточно успешно, в соответствии с их возрастными особенностями, интересами и возможностями. К старшему дошкольному возрасту большинство детей имеют сложившиеся предпочтения во взаимодействии со сверстниками. У каждого из детей имеется один друг или два друга.

В выборе друга дети ориентируются на общность игровых интересов, половую принадлежность ребенка, его личностные качества и черты характера, которые позволяют поддерживать бесконфликтные ролевые и реальные взаимоотношения в игре и приносят пользу от общения. С другом дети предпочитают играть и разговаривать.

Для настоящего исследования важно рассмотреть связь «ребенок – взрослый – сверстник». На выбор ребенком друга оказывают существенное влияние взрослые (родители), давая характеристики выбранному сверстнику и прямые рекомендации и запреты на то, с кем дружить. У некоторых детей существуют проблемы в установлении дружеских отношений со сверстниками, связанные, очевидно, с их социальным статусом в группе.



Общение современных дошкольников со взрослыми, в целом, носит открытый, доверительный характер, но эти характеристики достаточно различны в разных группах дошкольных учреждений и, по-видимому, зависят от личностных особенностей педагогов этих групп, их настроенности на общение и взаимодействие с воспитанниками. Большинство дошкольников чувствуют себя уверенно и комфортно в общении с хорошо знакомыми взрослыми, но в общении с малознакомыми четверть из них испытывает тревожность и настороженность.

Дети допускают возможность дружбы со взрослыми и такими друзьями детей становятся члены их семьи. У современного ребенка ярко выражена потребность в общении со взрослым: наличие внимания и интереса ко взрослому, эмоциональные проявления в ответ на воздействия взрослого, стремление привлечь к себе внимание взрослого, повышенная чувствительность к отношению взрослого. Анализ ответов детей, наблюдения в разных видах деятельности свидетельствуют, что большинство детей проявляют через отношение к взрослому, положительные эмоции к сверстникам (сочувствие, улыбку, одобрение), стремятся установить дружеские отношения и предлагают свою помощь [5, с. 217].

Анализ исследований свидетельствует, что сверстник перед детьми дошкольного возраста предстает как партнер, приоритет отдают умелым сверстникам, которые доброжелательные, отзывчивые, могут оказать помощь в разных ситуациях («Моя подружка Алена, я люблю играть с ней, потому что она хорошая девочка, умеет играть в интересные игры, все придумывает и любит играть в игру, которая мне нравится, а Оля не моя подружка, она любит командовать, с ней играть не хочу, она всегда говорит, что надо делать»).

Результаты исследования свидетельствуют, что современные дети ориентированы и на деловое, и на личностное общение со сверстником другого пола. Отзывчивое отношение ребенка-дошкольника к сверстнику проявляется в форме помощи, доброжелательного обращения, выражения сочувствия. Для внимательного отношения ребенка к сверстнику характерно умение заметить и понять не ярко выраженные переживания других, поддержать положительные, облегчить отрицательные [8, с.128].

В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения перерастают в привычку. Эти навыки становятся необходимой частью в жизни ребенка, его естественной потребностью, поскольку в этот период детства дети уже имеют элементарные представления о нравственности и гуманности. Ребенку важно не только показывать образцы поведения в разных ситуациях, но и целенаправленно упражнять их в нравственных поступках. Следует не только поддерживать нравственные привычки в игре, в быту или в общении, но и приучать к поступкам в измененной для детей обстановке.


Для развития отзывчивого отношения можно использовать следующие приемы:

- этические беседы;

- просмотр мультфильмов или чтение художественной литературы, после чего ребенок должен самооценить поступок героя;

- рассматривание и обсуждение известных картин, фотографий, рисунков, отражающих жизненные ситуации переживания, которые ребенку знакомы;

- игры-упражнения, в ходе которых ребенок решает знакомые ему моральные проблемы;

- положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Перечисленные методы помогают ребенку осознать способы отзывчивого отношения, если посмотреть с позиций общепринятых норм, и помогают формировать привычки нравственного поведения у дошкольника.

В практической деятельности развитие отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методов, приемов и средств. Поэтому механизм развития отзывчивого отношения старших дошкольников недостаточно изучен. Возникает определенное противоречие между необходимостью развития отзывчивого отношения и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса.

Таким образом, одной из важных задач нравственного воспитания детей является формирование отзывчивого отношения к людям. Проблемой формирования отзывчивого отношения дошкольников занимались (Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Т. Л. Коротаева и др.). Эффективность формирования отзывчивого отношения детей определяется средствами. Одним из таких важнейших средств нравственного воспитания являются мультфильмы [7,с.96].
1.2. Мультипликация как средство развития отзывчивого отношения

к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Среди различных видов масс-медиа телевидение является наиболее распространенной и эффективной коммуникационной средой. Превосходное качество представления видеоинформации, высокий уровень доступности населению делают телевидение незаменимым средством в массовых мероприятиях, формировании общественного мнения по различным вопросам.

По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений (А. В. Шариков). Однако А. В. Шариков сетует на то, что телевидение в современной России «повернулось спиной к детям»[3, с. 66].


Согласно данным современных исследований, среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с двух лет. Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь современных родителей.

К трем годам у него уже есть любимые мультипликационные герои, понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков раз в день. К пяти годам дошкольник начинает активно смотреть мультфильмы, которые транслируются телевизионными каналам. «Губка Боб–квадратные штаны»,

«Том и Джерри», «Покемоны» – все эти герои появляются в продуктах творчества детей. По подсчетам ЮНЕСКО, дети проводят перед телеэкраном 3 часа в день, что примерно на 50% больше, чем уделяется любому другому виду деятельности в свободное время.

Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Мультипликация или анимация – это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" – душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы, языком этих самых зрительных

образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания множество информации. Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх [8, с. 56].

Многие ценности и идеалы современных детей берут свое начало из телевизионных передач, мультфильмов, компьютерных игр. Кроме того, по данным исследователей, просмотр телепередач, видеофильмов, слушание радио являются важнейшим компонентом повседневной жизни ребенка. По мнению известного американского психолога А. Бандуры, в формировании человеческого поведения и социальных отношений чрезвычайно важную роль играют СМИ.

Мультипликация представляет синтез искусства и образования. По мнению Л. С. Выготского, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день. Именно с помощью мультипликации как вида современного искусства, её яркие краски и образы, интересные сюжеты, профессиональное музыкальное сопровождение, можно сделать процесс обучения и познания окружающего мира удовольствием для дошкольников.