Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика 5. «Закончи предложение».
В процессе индивидуальной беседы ребенку было предложено дополнить ряд предложений, и предлагалось задание: «Представь, что ты можешь сделать в данной ситуации». Проведение беседы дало следующие результаты:
- 27,5% (4 человека) детей ответили «помогу помыть игрушку», «понесу 2 рюкзака», «будем искать игрушку вместе», «встанем, отдохнём и потом дальше пойдём», «защищу друга – дам сдачи» – это дети, которые имеют потребность помочь другому и стремятся к осуществлению взаимопомощи;
- 45% детей (8 человек) ответили от части «мама помоет игрушку», «потом найдём игрушку», «скажу чтоб дал сдачи», «расскажу воспитательнице» – это дети которые имеют избирательную потребность помочь другому, не всегда готовы к оказанию взаимопомощи, обращаются к взрослому;
- 27,5% (4 человек) детей ответили «он испачкал, а я нет», «пойду дальше, не буду ждать друга», «ничего не сделал бы», «не знаю» – дети которые не всегда имеют потребность помочь другому человеку, не всегда стремятся осуществить взаимопомощь. Количественные результаты данной методики представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по методике «Закончи предложение».
Группы детей | Уровень отзывчивого отношения к сверстнику | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 40% | 50% | 10% |
Контрольная | 25% | 25% | 25% |
Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у большинства детей есть потребность в помощи другому ребенку, потребность проявляется в стремлении к проявлению детьми помощи сверстнику. Не всегда ребенок осознает необходимость своей помощи сверстнику, во многих ситуация не желает помогать сверстнику.В решении многих ситуаций проявляется стремление детей обратиться за помощью к взрослому (родителю, воспитателю). У дошкольников формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Методика 6. Выбери картинку «Кто из ребят отзывчивый?».
Ребенку предлагается несколько картинок с изображением отзывчивого и неотзывчивого поведения детей и предлагается: «Выбери из этих картинок отзывчивых детей. Кто из ребят отзывчивый?». Проведение методики дало следующие результаты:
- 2% (1 человек) детей без особого труда выбирают правильно картинку и указывают на ней отзывчивого человека, дают аргументированное объяснение своему выбору «потому что он помог», «человек на картинке добрый и пришел на помощь», «этот человек отзывчивый»;
- 48% (7 человек) детей сознательно или интуитивно правильно выбирают картинку с изображением отзывчивого человека, при этом, затрудняясь объяснить и обосновать свой выбор отзывчивого человека на картинке. Дети, говоря о качествах отзывчивого человека, подчеркивают«хорошие качества», не поясняя какие именно качества ему присущи. Ответы детей краткие и однообразные, говорят о том, что знание о понятии отзывчивый у них сформировано не полностью или частично;
- 50% (20 человек) экспериментальной и контрольной группы затрудняются выбрать из предложенных изображений картинку с отзывчивым человеком, молчат в ответ или говорят «не знаю», «не могу». Большинство детей затрудняется при выборе нужной картинки, так как задание связано с незнакомым для них понятием «отзывчивый». Дети в связи с трудностями отказываются выполнить задание. Количественные результаты данной методики представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по методике «Выбери картинку».
Группы детей | Уровень отзывчивого отношения к сверстнику | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 20% | 50% | 30% |
Контрольная | 15% | 50% | 35% |
Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у большинства детей обоих групп нет ясного представления о понятиях отзывчивость, отзывчивый человек. Детям сложно выбрать из предложенных немногочисленных картинок изображение «отзывчивого человека». Но есть дети, которые правильно выбирают картинку и дают свое обоснование выбора, потому что «добрый, помогает людям». Дети, выбирая правильную картинку, характеризуют человека как «хорошего», «доброго», «который пришел на помощь». В некоторых случаях дети интуитивно выбирают картинку с отзывчивым человеком, не сумев объяснить свой выбор. В других случаях – дети отказываются выполнить задание «не знаю», «не могу», так как понятие «отзывчивый» им незнакомо или непонятно.
Сопоставив показатели проведенных выше методик, мы получили следующие общие результаты в таблице 13.
Таблица 13 – Количественные результаты контрольного среза в контрольной и экспериментальной группах.
Группы детей | Уровень развития отзывчивого отношения к сверстнику | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 41% | 47% | 12% |
Контрольная | 25% | 46% | 29% |
Наглядные результаты контрольного среза эксперимента мы представим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Количественные результаты контрольного среза экспериментальной и контрольной группы.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития отзывчивого отношения к сверстнику. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группах, представленный в таблице 14.
Таблица 14 – Сравнительные результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп.
Уровень развития отзывчивого отношения к сверстнику | Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | ||
Высокий | 18% | 25% | 21% | 41% | |
Средний | 43% | 46% | 43% | 47% | |
Низкий | 39% | 29% | 36% | 12% |
Наглядные результаты констатирующего этапа и контрольного среза мы представили на рисунке 3.
Рисунок 3 – Количественные результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментальной группы.
Из приведенных выше диаграмм, мы видим, что уровень развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в экспериментальной группе увеличился, относительно контрольной группы.
Делая вывод по результатам экспериментальной работы, можно утверждать, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности развития отзывчивого отношения у детей дошкольного возраста связаны с эмоциональным развитием дошкольника. Чтобы ребенок понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь реализовать это отношение в практическом опыте. Эффективным средством, воздействующим на сознание детей и воспитание отзывчивого отношения к сверстнику, становятся мультфильмы. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром.
Отзывчивое отношение к сверстнику рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
На основе искусствоведческой и психологической литературы нами выделены особенности и потенциальные преимущества мультфильма, позволяющие ему выступать в качестве средства развития отзывчивого отношения к сверстникам. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, коммуникативные способности и лидерские качества.
Таким образом, проанализировав точки зрения исследователей по данной проблеме, мы определили, что мультипликация является важным средством методики развития отзывчивого отношения к сверстникам детей старшего дошкольного возраста.
Теоретический и практический анализ исследований свидетельствует, что эффективным методом развития у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам являются мультфильмы. Многообразие существующей мультиндустри и требует педагогически обоснованного отбора качественных произведений, что является залогом их положительного воздействия на ребёнка.
Результаты проведённого исследования доказывают эффективность процесса развития отзывчивого отношения к сверстникам детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов, о чём свидетельствует решение поставленных задач.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее:
- педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей;
- познавательная деятельность органически переплетется с эмоциональной, что способствует развитию отзывчивого отношения к сверстникам;
- основу методики составляет поэтапное построение воспитательного процесса, включающее в себя сознательно организованные просмотры мультипликационных фильмов с последующими беседами, наблюдениями, анализом педагогических ситуаций;
- мульттерапия является инновационным методом арт-терапии в развитии отзывчивого отношения к сверстникам детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование показало эффективность проделанной работы и позволяет утверждать, что гипотеза подтвердилась и поставленная нами цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. /Издание второе, исправленное и дополненное, Новосибирск, 2016 г. – 43 с. - ISBNISBN 5-04-000502-4.
2. Артемова Л. В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания [Текст]: автореф. дисс. док.пед. Наук/Л.В.Артемова. – Тбилиси,2017.-51с. – ISBN 5-7024-1383-0.
3. Бабаева Т. Н.Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук /Т.Н. Бабаева. – М, 2017.– 23с.- ISBN 5-86614-004-7.
4. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу /Б.С. Волков. - М.: Академия, 2016. - 357 с.- ISBN 5-78364-015-9.
5. Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникаму детей7-го года жизни [Текст]: автореф. дисс.канд. пед. наук/М. В. Воробьева.–М., 2018.—16 с.–ISBN 5-270-00158-6.
6. Едиханова Ю. М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук /Ю. М. Едиханова.–Казань,2019.– 246с.- ISBN 5-86712-004-7.
7. Ежкова, Н. С. Дошкольный возраст [Текст]: образование с учетом эмоционального компонента /Н. С. Ежкова// Дошкольное воспитание, –2016.–№8.–65-70 с. –ISBN 5-8392-0037-9.
-
Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015 № 5. - 54–59 с.–ISBN 5-7260-0321-7. -
Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с. - ISBN5-289-00588-9. -
Куниченко, О. В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. В. Куниченко // Известия ВГСПУ. Серия «Педагогические науки». - № 7. – 2019. – 76-79 с. –ISBN 5-85230-038-1.