Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что дети, во многом, признавали за собой проявление отзывчивого поведения в жизни, приписывая себе черты героя мультфильма. Это с одной стороны, свидетельствует о том, что дошкольники понимают проявление отзывчивости как положительное качество человека. Но с другой стороны, они не нашли в себе смелости признаться в обратном, либо не осознают этого. Обучение на данном этапе осуществлялось мультфильмами и упражнениями по их сюжетам как основным средством развития отзывчивого отношения к сверстнику у детей 5-6 лет. Обучение осуществлялось посредством мультфильмов, а так же как взаимообучение детей в последующих действиях. Дети общались и взаимодействовали по поводу просмотренных мультфильмов, обсуждали ситуации и поведение героев, давали свою оценку произошедшему.

Для реализации цели практико-преобразующего этапа были организованы следующие мероприятия: игровые ситуации и инсценирование детьми новых сюжетов мультфильмов.

Детям предлагалась от педагога игровая ситуация – перевоплотившись обыграть ситуацию, в которую может попасть герой мультфильма и как его друг может ему помочь. Проводилось игровое инсценирование мультфильмов и других сюжетов при помощи наглядных моделей героев мультфильма «Смешарики» и других игрушек. При этом педагог предлагал ситуацию, акцентировал внимание на возможностях проявления отзывчивого отношения и способах его осуществления, при необходимости педагог координировал, направлял и организовывал действия детей. В ходе игровых ситуаций дети обыгрывали ситуации, предложенные педагогом, многократно инсценировали и обыгрывали сюжеты просмотренных мультфильмов, повторяли ситуации и использовали различные способы проявления отзывчивого отношения к сверстникам. В ходе проведения практико-преобразующего этапа дети проявили своё воображение, фантазию, творчество. В группе наблюдалась радостная атмосфера, что способствовало повышению настроения, эмоциональному раскрепощению и отдыху.

На данном этапе использовались игры с включением приемов: исполнения ролей, «индукции», посредничество. Индукция как воспитательный прием заключается в разъяснении детям доводов в пользу социально приемлемого действия (это поможет закрепиться в обществе играющих, обменяться ролями и т.п.) и против неприемлемого поведения (это вызовет равнодушие, неприязнь, жалобу и т.п.). Мы подводили детей к пониманию важности быть полезным другим.


Использование данного приема повышало готовность помогать сверстникам, откликаться на их предложения, делится с ними информацией, проявлять отзывчивость.

Формулируя правила, обеспечивающие положительное воздействие анимации на дошкольников, мы отметили: временные ограничения в просмотре мультфильмов (в старшем дошкольном возрасте 30-40 минут в день); соответствие возрасту, чтобы мультфильм был понятен ребенку; выбирать мультфильм с приятной картинкой и качественным изображением; отбирать сюжет с поучительной и доброй тематикой, стараясь исключить агрессивные проявления героев. Так же мы отметили важность обсуждения, просмотренного мультфильма с ребенком, задать ему вопросы по сюжету, узнать мнение ребенка о поступках и поведении героев.

Каждому педагогу мы предложили для пользования в дальнейшей воспитательной работе памятку, содержащую короткие наставления по проблеме развития отзывчивого отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам, а так же о возможностях мультипликации в воспитании, который может использоваться в работе.

После завершения формирующего этапа эксперимента мы обратились к изучению динамики уровня развития у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
В данном параграфе дается описание результатов проведения контрольного этапа эксперимента с целью выявления уровня сформированности отзывчивого отношения к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста. Данный этап проводился с детьми экспериментальной группы.

Результаты оценивались по критериям, выделенными нами на этапе констатации. Анализ и обработка данных проводились на основе комплексного использования методик: беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций, выбор картинок, дополнение предложений.


Методика 1. Беседа «Поговорим об отзывчивости».

Проведение беседы дало следующие результаты:

- 18 % (3 человека) дают однообразные и краткие ответы. Дети, говоря о качествах отзывчивого человека, подчеркивают «хорошие качества», «отзывчивый человек помогает, покупает всё». Мнения детей сходятся на том, что отзывчивость – положительное качество, однако дети не понимают значение этого понятия целиком;

- 82 % детей (13 человек) экспериментальной и контрольной группы затрудняются сказать, что такое отзывчивое отношение, молчат в ответ или говорят «не знаю». Большинство детей затрудняется ответить на вопросы беседы, так как все они объединены незнакомым для них понятием «отзывчивость». Количественные результаты данной методики представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по беседе «Поговорим об отзывчивости»


Группы детей

Уровень отзывчивого отношения к сверстнику

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

20%

35%

45%

Контрольная

7%

23%

70%


Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у детей обоих групп нет ясного представления о понятиях отзывчивость, отзывчивое отношение. В целом мнения дошкольников сходятся на том, что отзывчивость – положительное качество, единицы считают себя отзывчивыми людьми, потому что «я всем всё дарю и делюсь игрушками».

Методика 2. Анализ педагогических ситуаций «Что бы ты сделал, что бы сказал?». Педагогическая ситуация дала следующие результаты:

- 20% (3 человека) ответили, что помогли бы ребенку «поднял - (ла) с пола»,

«взяла за руку и подняла», «дал свою игрушку», «успокоила бы его и развеселила», т.е. дети предлагают возможные способы осуществления отзывчивости к сверстнику в определенной ситуации;


- 65% (10 человек) ответили «пожалел-(ла) бы», «сказал не плачь всё будет нормально», «сказала бы воспитательнице», «попросила воспитателя помочь». Дети затрудняются самостоятельно помочь сверстнику,

обращаются к третьему лицу за советом или просьбой оказать необходимую помощь;

-15% (2 человека) ответили «не знаю», «ничего», «поздоровалась», дети самостоятельно не могут предложить адекватные способы осуществления отзывчивого отношения к сверстнику.Количественные результаты данной методики представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по анализу педагогических ситуаций.


Группы детей

Уровень отзывчивого отношения к сверстнику

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

35%

60%

5%

Контрольная

15%

70%

15%


Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у большинствадетей развито представление о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности со сверстниками. Дети в ответах стремятся помочь сверстнику и предлагают способы осуществления этой помощи. Лишь некоторые дети остаются абсолютно безучастными к проблеме сверстника, что свидетельствует о не овладении детьми способами отзывчивого отношения к сверстникам.

Методика 3. Наблюдение.

Анализ, проведенных нами наблюдений за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации показал следующее: дети не всегда замечают ситуации возникновения трудностей у сверстника, иногда интересуются вопросами

«что случилось?», «почему ты плачешь?». Наблюдается избирательная потребность одного ребенка помочь другому: дети стремятся помочь своему другу, ребенку который вызывает у них личную симпатию. Некоторые дети не связаны личной дружбой, но они всегда помогают сверстникам. Наблюдается так же мотив взаимовыгоды – потребительского отношения к сверстнику в помощи, когда наблюдается интерес к определенной теме.


Количественные результаты данной методики представлены в таблице 9.

Таблица – 9 Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по наблюдению.


Группы детей

Уровень отзывчивого отношения к сверстнику

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

25%

60%

15%

Контрольная

15%

70%

15%


Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети не всегда имеют желание помочь другому ребенку и недостаточно проявляют самостоятельность по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности. У детей недостаточно развита способность к пониманию эмоционального состояния другого человека. Поведение детей характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым редко проявляется действительное начало.

Методика 4. Анализ педагогических ситуаций «Картинка»

Детям предлагается оценить ситуацию, описать эмоции детей на картинке, высказать свое мнение по данной ситуации. Вопросы воспитателя: Что изображено на картинке? Опиши ситуацию. Как ты считаешь отзывчивый ли это ребенок? Можно ли было поступить иначе? Как бы поступил ты? Проведение методики дало следующие результаты:

Количественные результаты данной методики представлены в таблице 10.

Таблица – 10 Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез) по анализу педагогических ситуаций.


Группы детей

Уровень отзывчивого отношения к сверстнику

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

40%

55%

5%

Контрольная

30%

60%

10%

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети в большинстве имеют стремление к проявлению взаимопомощи к сверстнику, имеют потребность помочь другому ребенку, однако, необходимо правильно стимулировать и поддерживать их желание. Анализ ответов детей, показал, что большинство детей проявляют положительные эмоции к сверстникам (сочувствие, улыбку, одобрение), стремятся установить дружеские отношения и предлагают свою помощь.