Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиционная доминанта, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и др., активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию дошкольников [13, 79].
Искусство как составляющая пространства культуры позволяет человеку раскрывать себя, воплощать во внешних формах свою внутреннюю сущность, обогащать окружающий мир результатами своей творческой деятельности. Любой вид искусства – это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического.
Детство–это период, в который активно формируется личность человека, а значит и будущее мира. Ребенок активно развивается, поэтому в основе воспитания, образования и обучения должен стоять вектор развития. При этом необходимо, чтобы развитие было всесторонним и полимодальным, т. е .реализующим интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности. Важно отметить, что любое искусство ориентировано в будущее [17, с. 142].
Мультипликация представляет собой не только сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства, но также является сложным процессом воздействия на личность ребёнка в целом и не может быть объяснен исключительным действием какого-то одного психологического фактора. Совокупность этих факторов может стать сильнейшим рычагом воздействия на ребёнка, который можно применить в воспитании и образовании дошкольников.
В мультфильмах для старших дошкольников большое место занимает не только сторона событийная, но и духовный мир героев, их волнения, мысли. Дошкольники стараются мотивировать действия героев. Старшие дошкольники одаряют героев особо дорогими, с их точки зрения, моральными качествами и наружными признаками. Поступки героев в мультфильмах пронизывают социальные эмоции: состраданием, переживанием. Потому случаи в выдуманных дошкольниками мультфильмах не просто накалываются один на другой, а заслуживают духовную логику формирования.
Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника [14, с. 228].
У дошкольника чрезвычайно развито подражание, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов, используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится позитивно воспринимать себя, справляться со страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Только совокупное действие подражания, заражения и внушения, при котором каждый из данных феноменов исполняет свою роль, обеспечивает все многообразие вариантов этих отношений и складывается в единый общий механизм формирования психики дошкольника.
События, происходящие в мультфильме, повышают осведомленность дошкольников, развивают его воображение, формируют мировоззрение, особенно влияют на его мышление. Исследователи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др. выделяют несколько видов мышления и сходятся на том, что основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –
преобладание образных форм познания [16, с. 137].
Если до трёх лет у малыша преобладает наглядно-действенное мышление, то после трёх лет, оно постепенно сменяется наглядно-образным мышлением. Именно в этот сензитивный период, дети наиболее восприимчивы к визуальным образам и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности: творческая, эстетическая, речемыслительная, а в процессе социализации ребёнок приобщается к социокультуре своего народа, у него закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения, его национального самосознания.
Поэтому очень важно, чтобы в этот период дошкольника окружали добрые мультфильмы, которые имеют и воспитательное значение, которые учат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций
, избавят от детских страхов. В таких мультфильмах маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует. А яркие, образные и доступные, они близки сказке, игре и живому общению.
Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии профессионального подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия [18, с. 154].
Поэтому очень важно качество мультипликационной продукции. Не все мультфильмы обладают воспитательными воздействиями на ребенка и несут добро в массы детей. Обратимся, например, к рассмотрению одного из мультсериалов – «Котопёс», авторы которого утверждают что «Котопёс» рассказывает о забавных невзгодах уникального создания с двумя головами на разных концах туловища. Котопес – это странный гибрид кошки и собаки, живущий в абсурдном, загадочном мире, наполненном удивительными персонажами, парадоксальными событиями и безумными приключениями». Прочитав аннотацию к мультфильму, уже возникает множество вопросов: Как невзгоды могут быть забавными? Как появился подобный гибрид? Как он функционирует? Зачем все эти безумные приключения? Персонажи уродливы: в них нет симпатии, у кого-то десна выпирают с желтыми зубами, у другого мухи летают, у третьего вздутые красные вены на глазах, все кого ни возьми – деформированные. Сюжета совершенно ни какого: суета, все бегают, плюются, дерутся, грызуться. Котопёс растягивается, и всё что зацепит, всё ломается, рушится. В одной из серий Котопёс нашёл своих родителей: синяя гигантская губка с глазами это такая мама, а вместо носа зеленая лягушка это – отец. Нет ни жизнерадостности, ни поучительности, ни юмора. Мы не ставим своей целью проанализировать в отдельности каждый зарубежный мультсериал, скажем одно - что они подобны.
Обратимся к другому сериалу – Лунтик. Этот мультсериал рассчитан именно на малышей. Один из лучших обучающих (а не просто развлекающих) мультсериалов. Яркие и подробные образы всех персонажей, характер каждого четко прослеживается из серии в серию. Лунтик, баба Капа, Мила – образцы толерантности и добронравия, поразительно гармоничные личности. Гусеницы – полная им противоположность, при этомне лишены «человеческих чувств», как и любые отъявленные «мерзавцы». Шнюк – творец и мягкосердечный персонаж. Отдельного слова заслуживает мимика, умело выражающая эмоции. Десятки жизненных ситуаций, ожидающих детей в их будущей жизни, грамотно и корректно приподнесены и разобраны в сюжетах этого сериала. Дружба и честность, ложь и трусость, трудолюбие и распорядок, болезнь и хандра, праздники и времена года, вдохновение и симпатия, ответственность и правдивость, взаимовыручка и самоотверженность, фобии и скандалы, даже шантаж и агрессия – все нашло отражение в сюжетах "Лунтика", причем не плоско и однополярно, а естественно и правдиво, вполне доступно детскому восприятию.
Нет смысла подробно останавливаться на анализе отечественных мультфильмов, родители с ностальгией вспоминают и любят их. Отечественные мультфильмы показывают, как заводить друзей, быть хорошим товарищем и помогать людям, в них изображается добрая картина мира. В нее вкрапливается какое-то маленькое зло в виде отрицательного персонажа, который, как правило, легко перевоспитывался. Оказывается, злобным он был только потому, что с ним никто не дружил, никто его не любил и не сочувствовал ему («Птичка Тари»). Кроме того, в отечественных мультфильмах злой персонаж нередко подавался в юмористической форме, что уравновешивало его «злодейскую» сущность.
Сегодня дети очень любят смотреть диснеевские мультфильмы.
«Уолт Дисней – фигура в культуре ХХ века знаковая. То, что этот художник сделал в анимации и мультипликации, нельзя назвать даже революцией. Иногда бывает страшно смотреть на его вещи. Страшно от какого-то абсолютного совершенства того, что он делает. Кажется, этот человек не только знает магию технических средств, но и сокровенные струны человеческих дум, образов, мыслей и чувств. Так действовали, вероятно, проповеди Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра Джованни да Фьезоле Анджелико» (Беато), – писал великий русский кинорежиссер С. Эйзенштейн о творчестве великого американского мультипликатора. [19, с. 147].
Современные диснеевские сериалы – это постдиснеевская эпоха в мультипликации, конвейерно-коммерческая по своей сути и с художественной точки зрения не совершенна. Сюда можно отнести японские мультипликационные сериалы, наделавшие столько шума своей необъяснимой притягательностью для детей, с одной стороны, и явной противопоказанностью их психике – с другой. Прежде всего, в них представлена абсолютно другая картина мира. Фон, на котором происходят события мультфильма, – это зло. И только жалкие крупицы добра с ним сражаются. Причем зло, как правило, уничтожается физически, что совсем не привычно для наших сказок, где со злом боролись другими способами, – его пытались перехитрить или уговорить [20, с. 59].
Интересным также будет рассмотрение сериала «Смешарики», являющимся одним из направлений развития социальной программы «Мир без насилия». Сериал создается в лучших традициях мировой мультипликации, выполняет несколько функций: развлекательную, развивающую и воспитательную.
Мир Смешариков – это мир увлечений, активной жизненной позиции и творчества. Каждый персонаж имеет особый взгляд на мир и свои оригинальные методы его постижения, увлечен любимым делом и является специалистом в какой-либо области знаний. Каждый из Смешариков имеет определенное увлечение, любимое дело. Примерные сферы знаний: Крош – активные физические упражнения; Нюша – чтение, этика, вежливость; Ежик - коммуникабельность, разнообразные хобби (коллекционирование); Совунья – ОБЖ; Бараш – литература и русский язык; Пин – математика; Кар-Карыч – окружающий мир; Лосяш – философия, география, астрономия; Копатыч – биология, ботаника.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированная Россией Конвенция ООН «О правах ребенка» обязывают государства обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые для защиты здоровья и нравственности детей ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода» [3, с. 92].
Для настоящего исследования важно отметить, что к возрасту около 6 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане, развитие воображения (О. М. Дьяченко, В. С. Мухина). Важно также отметить, что существует мнение о том, что у ребенка-дошкольника нет различения воображаемой и реальной образности (Т. В. Носова на основе исследований Л. С. Выготского, Ж. Пиаже) [18, с. 54].
Рассматривая особенности развития старших дошкольников, необходимо учитывать положение Ж. Пиаже о саморазвитии интеллекта в период дошкольного детства в условиях определенной среды. Согласно идее Пиаже, дети являются авторами собственного ментального развития.
Теоретический анализ рассматриваемой проблемы, особенности психофизиологических особенностей старших дошкольников позволяет предполагать использование мультфильмов в процессе развития отзывчивого отношения детей к сверстникам.
1.3. Методы и приёмы развития отзывчивого отношения к сверстникам посредством мультипликации у детей старшего дошкольного возраста
Мультипликация – востребованный вид искусства у детей, механизм действия мультфильмов на ребенка, возможности развития отзывчивого отношения к сверстнику у ребенка посредством мультфильмов.