Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всегда готовы к оказанию взаимопомощи, обращаются ко взрослому;

- 27,5 % (4 человека) детей проигнорировали проблемы сверстника, ответили, например: «Он испачкал, а я нет», «Пойду дальше, не буду ждать друга», «Ничего не сделал бы», «Не знаю» – дети, которые не всегда имеют потребность помочь другому ребенку, не всегда стремятся осуществить взаимопомощь. Количественные результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Результаты анализа методики «Закончи предложение»

Группы детей

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

27,5 %

45 %

27,5 %

Контрольная


Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод: у большинства детей есть потребность в помощи другому ребенку, и она проявляется в стремлении к проявлению детьми помощи сверстнику. Не всегда ребенок осознает необходимость своей помощи сверстнику, во многих ситуация не желает помогать сверстнику. В решении многих ситуаций проявляется стремление детей обратиться за помощью к взрослому (родителю, воспитателю).

Методика 6. Выбери картинку «Кто из ребят отзывчивый?»

Цель: выявление представлений дошкольников об отзывчивости.

Ход: ребенку предлагается несколько картинок с изображением отзывчивого и неотзывчивого поведения детей и предлагается: «Выбери из этих картинок отзывчивых детей. Кто из ребят отзывчивый?».

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень – ребенок с помощью взрослого справляется с заданием, допускает ошибки.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого или допускает много ошибок.

Проведение методики «Кто из ребят отзывчивый?» дало следующие результаты:

- 2% (2 человека) выбирают правильно картинку отзывчивого человека, дают объяснение своему выбору «потому что он помог», «добрый и пришел на помощь»;

- 48% (6 человек) сознательно или интуитивно правильно выбирают картинку, при этом, затрудняясь объяснить и обосновать свой выбор. Дети, говоря о качествах отзывчивого человека, подчеркивают «хорошие качества». Ответы детей краткие и однообразные, говорят о том, что знание о понятии отзывчивый у них сформировано не полностью или частично.


- 50% (8 человек) экспериментальной и контрольной группы затрудняются выбрать из предложенных изображений картинку с отзывчивым человеком, молчат в ответ или говорят «не знаю», «не могу». Большинство детей затрудняется при выборе нужной картинки, так как задание связано с незнакомым для них понятием «отзывчивый». Количественные результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Результаты анализа методики «Кто из ребят отзывчивый?»

Группы детей

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

2 %

48 %

50 %

Контрольная


Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у большинства детей обоих групп нет ясного представления о понятиях отзывчивость, отзывчивый человек. Детям сложно выбрать из предложенных немногочисленных картинок изображение «отзывчивого человека». Но есть дети, которые правильно выбирают картинку и дают свое обоснование выбора, потому что «добрый, помогает людям». Дети, выбирая правильную картинку, характеризуют человека как «хорошего», «доброго», «который пришел на помощь». В некоторых случаях дети интуитивно выбирают картинку с отзывчивым человеком, не сумев объяснить свой выбор. В других случаях – дети отказываются выполнить задание «не знаю», «не могу», так как понятие«отзывчивый» им незнакомо или непонятно.

Наблюдается развитие понимания связи рисунка с действительностью. Дети хорошо узнают изображения знакомых людей и ситуаций. Они с выраженным интересом относятся к рисункам, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного изображения.

Сопоставив показатели проведенных выше методик, мы получили следующие общие результаты.

Низкий уровень выявлен у 38% детей. Эти дети характеризуются отсутствием представлений об отзывчивости; недостаточными представлениями о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей; слабым желанием отозваться на нужды сверстника и

стремлением к проявлению помощи сверстнику или его отсутствием; умениями по оказанию действий помощи только при руководстве взрослого.



Средний уровень выявлен у 43% детей. Дети характеризуются недостаточными представлениями об отзывчивости; наличием представлений о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей, не всегда самостоятельной реализации его в повседневной жизни; стремлением к проявлению детьми взаимопомощи, которое проявляется в нормативной направленности мотива оказания помощи, в осуществлении детьми действий оказания помощи после наблюдения помогающего поведения взрослого.

Высокий уровень выявлен у 19% детей. Эти дети характеризуются наличием представлений об отзывчивости; о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей, оказания помощи сверстнику; желание помочь другому ребенку проявляется в бескорыстной направленности мотива оказания помощи; умением по оказанию самостоятельных действий помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности со сверстниками, в эмоциональном побуждении к содействию сверстнику. Количественные результаты исследования представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Результаты диагностики у детей 5-6 лет развития отзывчивого отношения к сверстнику.

Итак, обобщая результаты всех методик, можно сказать, что уровень развития у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам находится на среднем и низком уровнях.

Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым поставить задачу дальнейшего углубления в работе по формированию и развитию отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Реализация методики развития отзывчивости к сверстникам у старших дошкольников средствами мультипликации на формирующем этапе эксперимента
Исходя из полученных результатов констатирующей части исследования, нами был организован и проведен формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте принимали участие дети 5-6 лет экспериментальной группы в количестве 8 человек.

Целью формирующего этапа эксперимента явилось формирование отзывчивого отношения к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов.

Для реализации цели нами было определено направление

формирующей части эксперимента - работа с детьми. Работа с детьми организовывалась и проводилась поэтапно: информационный, обучающий и практико-преобразующий этапы.


Цель информационного этапа: формирование представлений дошкольников об отзывчивости и о способах осуществления отзывчивости к сверстникам.

Цель обучающего этапа: обучение детей старшего дошкольного возраста способам осуществления отзывчивого отношения к сверстникам.

Цель практико-преобразующего этапа: формирование умений у детей старшего дошкольного возраста проявлять в поведении отзывчивое отношение к сверстникам.

Рассмотрим организацию и проведение каждого этапа. Для реализации цели информационного этапа организованы следующие мероприятия: беседа, просмотр и обсуждение мультфильмов. На беседах о понятии «отзывчивость» и способах осуществления отзывчивости к сверстникам детям сообщались знания о понятии, активизировалась мыслительная и познавательная деятельность слушателей посредством вопросов, уточнений, проводилось иллюстрирование понятия с помощью доступных для понимания детей примеров из жизни. Отзывчивость в беседе мы характеризовали, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Детям предлагали участие в беседе, во время которой мы поясняли содержание рассматриваемого понятия, при необходимости последовательно совместно разбирали вопросы: Зачем нужно помогать друзьям? Хорошо ли быть отзывчивым и почему? Что делать, если не знаешь способа как помочь?

В процессе беседы мы раскрывали такие понятия как отзывчивость, отзывчивое отношение, рассматривались возможные способы осуществления отзывчивости к сверстнику в жизненных ситуациях.

По завершению беседы с детьми проводилось первичное закрепление материала при помощи репродуктивных и проблемно-поисковых вопросов. Например, детям предлагались следующие вопросы: Что такое отзывчивость? Хорошие, добрые люди отзываются на чужую беду, плохие, злые люди равнодушны. Согласны? Может ли добрый человек думать только о себе, не замечать окружающих, не стремиться помочь, принести пользу людям? На что отзывается отзывчивый человек? Как может помочь отзывчивый человек?

Для детей было прочитано стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя». После прочтения стихотворения детям были заданы вопросы: «Почему мяч ускакал от Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит товарищ? Можно ли назвать Петю отзывчивым человеком?


Реакция детей на стихотворение довольно эмоциональна. Дети активно включались в обсуждение ситуации в стихотворении.

Детям для уточнения понятия «отзывчивость» предлагались к просмотру мультфильмы, в сюжете которых присутствует проявление отзывчивого отношения героя к сверстнику. Из мультфильмов «Лунтик» использовались такие серии как: «Зуб» (У Пупсеня заболел зуб, и друзья пытаются ему помочь), «Бутон» (Лунтик со светлячками помогают Миле выбраться из цветка.), «Любимая кукла» (У бабочки есть кукла, но потом она провалилась в нору, а ребята помогли.), «Примёрзли» (Лунтик помогает гусеницам, примёрзшим к ведру зимой). А так же полнометражный мультфильм «Цветик-семицветик» (Женя проявляет заботу о больном мальчике, потратив на него последнее желание).

По завершении просмотра каждого мультфильма внимание детей обращается на ситуации проявления отзывчивости, детям в ходе коллективного обсуждения предлагалось обсудить: проявлял ли кто-то из героев отзывчивость? в какой ситуации проявлялась отзывчивость? в чем заключалась проявленная помощь? как вы оцениваете поступок героя?

Главным моментом нашей работы с мультфильмами являлось то, что мы избегали назидательно-обучающего тона в объяснении. Уточнение понятия «отзывчивость» происходило в форме дружеской, доброжелательной беседы, коллективного обсуждения мультфильма, организованного и контролируемого педагогом. Часто нам приходилось акцентировать внимание на конкретном сюжете, поступке для анализа ситуации. Наблюдая за взаимоотношениями детей можно сказать, что дети проявляли сотрудничество, взаимодействие, подтверждали мнения друг друга или пытались убедить и склонить к верному решению.

Для реализации цели обучающего этапа мы выделили такие способы проявления отзывчивого отношения к сверстнику как: помочь найти выход из трудной ситуации, дать совет, пожалеть, защитить, обнять, развлечь, развеселить, поделиться чем-либо, проявить заботу. Для организации цели организованы следующие мероприятия: просмотр, обсуждение мультфильмов и упражнения по сюжетам мультфильмов.

С целью обучения детей старшего дошкольного возраста способам осуществления отзывчивого отношения к сверстнику был организован просмотр мультфильмов и упражнения по сюжетам «Смешариков», содержанием которых является отзывчивое отношение к сверстнику.

По завершении просмотра в обсуждении мультфильмов внимание детей обращалось на ситуации проявления отзывчивости, способы осуществления отзывчивого отношения и эмоциональное состояние героев, детям в ходе коллективного обсуждения предлагалось ответить на вопросы: Проявлял ли кто-то из героев отзывчивость? Кого из героев можно назвать отзывчивым? Почему? В какой ситуации проявлялось отзывчивое отношение? Какие способы помощи использовали герои? Какие чувства испытывали герои в этой ситуации (тот, кто испытывал трудность и тот, кто помогал)?