Файл: Тема основы микроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31

ТЕМА 2. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ:
БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫБОР
В данной теме рассмотрим, как потребитель принимает решения и органи- зует свою экономическую деятельность. В первую очередь необходимо пони- мать, какие мотивы двигают потребителем, определяя его решение о покупке то- вара или услуги. Немаловажными являются и причины формирования и расхо- дования дохода потребителя.
Целевой установкой для потребителя является воспроизводство, возобнов- ление и развитие полноценной жизнедеятельности на основе приобретения и по- требления определенного количества благ. В результате он получает положитель- ный результат от потребления – полезность. Основным мотивом поведения потре- бителя считается максимизация полезности, если допустить, что при принятии ре- шения потребитель руководствуется принципом экономической рациональности.
Если в процессе принятия решения отдельно взятый потребитель основы- вает свой выбор на принципе рациональности, то его выбор составляют те блага, которые обеспечивают ему наибольшую полезность. Следует отметить, что тер- мин «полезность» трактуется как индивидуальная и субъективная характери- стика – тот товар, который полезен в настоящее время, может оказаться беспо- лезным или даже вредным впоследствии. Таким образом, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности, что и определяет потребитель- ский выбор.
Рассмотрим применение теории потребительского поведения в экономике.
Выбор потребителя в итоге приводит к формированию рыночного спроса на товар.
2.1. Бюджетные ограничения потребителя
Начнем с определения понятия «бюджетное ограничение».
Бюджетное ограничение представляет собой некое множество товаров, в пределах которого потребитель может осуществлять свой выбор. В теории по- требительского поведения будем рассматривать потребительский набор из двух товаров. Обозначение потребительского набора имеет вид

32
(????
1
, ????
2
),
(2.1) где
????
1
– количество товара 1;
????
2
– количество товара 2.
Бюджетное ограничение т потребителя задается условием
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
≤ ????,
(2.2) где
????
1
– цена товара 1;
????
2
– цена товара 2;
????
1
– количество товара 1;
????
2
– количе- ство товара 2;
???? – бюджет потребителя.
Экономический смысл бюджетного ограничения состоит в том, что затра- ченная сумма денег на приобретение потребительского набора не должна превы- шать бюджет потребителя
????. Таким образом, доступные для потребителя наборы являются его бюджетным множеством.
Композитным товаром является тот товар, которыйвоплощает в себе всё то, что хотел бы приобрести потребитель, помимо основного товара.
2.2. Бюджетная линия и её изменение
Бюджетная линия представляет собой множество наборов, которые соот- ветствуют условию
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
= ????,
(2.3)
где
????
1
– цена товара 1;
????
2
– цена товара 2;
????
1
– количество товара 1;
????
2
– количе- ство товара 2;
???? – бюджет потребителя.
Находящиеся на границе бюджетной линии наборы благ показывают, что бюджет потребителя полностью израсходован. Следует отметить, что соотноше- ние цен благ
????
1
????
2
определяет наклон бюджетной линии. На рис. 2.1 изображены бюджетное множество и бюджетная линия.
Все точки, находящиеся на бюджетной линии, показывают все наборы, ко- торые соответствуют бюджету (доходу) т потребителя, а под этой линией рас- полагаются наборы, которые строго меньше бюджета (дохода) т.
Для того чтобы определить величину реального бюджета потребителя, вы- раженного в количестве товара 2, можно преобразовать уравнение бюджетной линии (2.3) в следующее уравнение:
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
= ???? ⇒ ????
2
=
????
????
2

????
1
????
2
∙ ????
1
(2.4)


33
Рис. 2.1. Бюджетное множество и бюджетная линия
Формула (2.4) – для прямой, которая пересекает вертикальную ось в точке
????
????
2
и имеет наклон

????
1
????
2
. Точка пересечения прямой и оси определяет максималь- ное количество товара 2. Таким образом, точки пересечения с осями показывают то количество товаров, которые мог бы получить потребитель, если бы весь бюд- жет потратил на приобретение, соответственно, товара 1 или товара 2.
Пример 2.1
Предположим, что бюджет
???? потребителя составляет 120 ден. ед., цена то- вара 1 равна 2 ден. ед., цена товара 2 – 6 ден. ед. Необходимо определить макси- мальное количество товара 1 и товара 2, которые приобретет потребитель.
Решение
Определим максимальное количество товара 1 и товара 2 по формуле 2.4:
????
1
=
????
????
1
=
120 2
= 60 ед.;
????
2
=
????
????
2
=
120 6
= 20 ед.
Ответ: максимальное количество товара 1 составляет 60 ед., максимальное количество товара 2 – 20 ед.
Наклон бюджетной линии показывает пропорцию, в которой потребитель готов заменить товар 2 товаром 1. Допустим, потребитель увеличивает потреб- ление товара 1 на количество, равное
∆????
1
. Насколько должно измениться потреб-

34 ление товара 2 потребителем при неизменном бюджете? Изменение в потребле- нии товара 2 потребителем будем принимать как
∆????
2
. Если бюджетное ограни- чение выполняется до и после изменений приобретения товара 1 и товара 2, то должны выполняться следующие равенства:
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
= ???? и
????
1
∙ (????
1
+ ∆????
1
) + ????
2
∙ (????
2
+ ∆????
2
) = ????.
(2.5)
Вычитание первого уравнения из второго дает
????
1
∙ ∆????
1
+ ????
2
∙ ∆????
2
= 0.
Полученное уравнение показывает, что общая величина изменения потреб- ления данного потребителя должна равняться нулю. Выразив из данного уравне- ния
∆????
2
∆????
1
пропорцию, в которой товар 2 можно заместить товаром 1, не нарушая при этом бюджетного ограничения, получим выражение
∆????
2
∆????
1
=
????
1
????
2
(2.6)
Выражение (2.6) показывает наклон бюджетной линии. Следует обратить внимание, что наклон бюджетной линии показывает альтернативные из-
держки потребления товара 1. Отказ от возможности потребления товара 2 есть альтернативные издержки потребления товара 1, и эти издержки измеряются наклоном бюджетной линии.
Рассмотрим, как изменится положение бюджетной линии при изменении цен на товары и бюджета потребителя.
1. Изменение бюджета (дохода)
???? потребителя.
Увеличение бюджета
???? приводит к параллельному сдвигу бюджетной ли- нии вправо, как изображено на рис. 2.2.
Сокращение бюджета
???? приводит к параллельному сдвигу бюджетной ли- нии влево, что проиллюстрировано на рис. 2.3.
Следует отметить, что при изменении бюджета потребителя угол наклона бюджетной линии остается прежним.


35
Рис. 2.2. Увеличение бюджета потребителя
Рис. 2.3. Сокращение бюджета потребителя
2. Изменение цен на товары.
Рассмотрим увеличение цены на товар 2, принимая, что цена на товар 1 и бюджет потребителя остаются постоянными. На рис. 2.4 показано изменение бюджетной линии.
Рис. 2.4. Увеличение цены на товар 2

36
Теперь рассмотрим снижение цены на товар 1, принимая, что цена на товар
2 и бюджет потребителя остаются постоянными. На рис. 2.5 показано изменение бюджетной линии.
Рис. 2.5. Снижение цены на товар 1
Обратите внимание, что при изменении цены на один из товаров наклон бюджетной линии изменился.
3. Одновременное изменение цен на оба товара.
Предположим, что цена на товар 1 и на товар 2 увеличивается в
???? раз. В этом случае бюджетная линия смещается влево (рис. 2.6).
Как видно из рис. 2.6, наклон бюджетной линии не изменился.
Этот случай можно выразить и алгебраически. Исходное уравнение бюд- жетной линии принимает вид
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
= ????.
Рис. 2.6. Увеличение цены на товар 1 и товар 2

37
Поскольку обе цены возрастают в t раз, то умножение цен на
???? позволяет вывести следующие выражения:
????????
1
∙ ????
1
+ ????????
2
∙ ????
2
= ????
(2.7) или
????
1
∙ ????
1
+ ????
2
∙ ????
2
=
????
????
(2.8)
3. Одновременное изменение цен и бюджета потребителя. Рассмотрим частный случай – цены на оба товара сократятся и бюджет потребителя увеличится (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Одновременное изменение цен на товары и бюджета потребителя
Если цены на товар 1 и товар 2 сократились в
???? раз и бюджет потребителя вырос, то бюджетная линия сместилась вправо. В этом случае угол наклона не изменился.
Вывод: бюджетная линия изменит свой угол наклона, если цена на один из товаров изменится в большей степени, чем цена на другой товар.
2.3. Влияние правительства на бюджетные ограничения потребителя
Рассмотрим, как государство может оказывать воздействие на бюджетное ограничение потребителя. Как правило, в экономической политике правитель- ство использует такие инструменты, как налоги, субсидии и нормирование (ра- ционирование).

38 1. Воздействие налогов на бюджет потребителя.
Следует отметить, что правительство может использовать следующие спо- собы налогообложения – ввести налог на объем покупок или включить налог в цену товара (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Воздействие налогов на бюджет потребителя
Налог на объем покупок
Налог на цену товара
Если налог вводится на объем покупок, то потребитель выплачивает определенную сумму с каждой покупаемой единицы то- вара. Что происходит с бюджетным ограни- чением потребителя в этом случае? Для по- требителя введение налога сопоставимо с по- вышением цены. А значит, вводимый налог в размере
????ден. ед. на единицу товара приво- дит к изменению цены товара с величины
???? на (
???? + ????)
Если вводится налог на цену товара, то по- требитель выплачивает определенную долю с цены товара. Этот вид налогов на цену то- вара выражают в процентах и называют ад- валорными налогами. Если товар имеет цену
????, но правительством введен налог ???? на цену, то фактически для потребителя цена соста- вит
(1 + ????) ∙ ????
Введение налогов расценивается потребителем как повышение цены, и бюджетная линия при этом изменит наклон.
2. Воздействие субсидии на бюджет потребителя.
Противоположностью налогов является субсидия потребителю. Субсидии могут предоставляться в следующих видах – субсидия на объем покупок, субси- дия на цену товара, аккордная субсидия (табл. 2.2).
3. Воздействие нормирования товара на бюджет потребителя.
Нормирование (рационирование) товаров означает, что правительство определяет некий уровень потребления какого-то товара, превышение которого запрещено. Например, нормирование потребления некоторых видов продуктов питания вследствие их ограничения на рынке (стихийные бедствия, войны и т. д.). В этом случае потребитель не может потреблять товар в большем количе- стве, чем количество
????
1
̅̅̅. Тогда бюджетное ограничение примет вид, изображен- ный на рис. 2.8.


39
Таблица 2.2
Влияние субсидий на бюджет потребителя
Субсидия
на объем покупок
Субсидия
на цену товара
Аккордная субсидия
Если субсидия предоставля- ется на объем покупок, то по- требитель выплачивал бы меньшую цену с каждой поку- паемой единицы товара.
Предоставляемая правитель- ством субсидия в размере
????
ден. ед. на единицу товара приводит к изменению цены товара с величины
???? на (???? − ????)
Если предоставляется суб- сидия на цену товара, то по- требителю компенсируется определенная доля с цены товара. Этот вид субсидий на цену товара выражают в процентах и называют адва- лорной субсидией. Если то- вар субсидируется и имеет цену
????, то фактическая цена для потребителя составит
(1 + ????) ∙ ????
Аккордная субсидия озна- чает, что правительство предоставляет некую сумму денежных средств потреби- телю независимо от его по- ведения. В результате бюд- жет потребителя увеличи- вается
Наклон бюджетной линии изменится
Наклон бюджетной линии не изменится. Изменится положение бюджетной ли- нии
Рис. 2.8. Влияние нормирования на бюджет потребителя
На рис. 2.8 бюджетное ограничение представлено как бюджетное множе- ство с «отсеченным» участком.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях налоги, субсидии и норми- рование потребления применяются совместно.
Пример 2.2
Предположим, потребитель тратит 5 000 ден. ед. в месяц на товары
????
1
и
????
2
Цена единицы товара
????
1
равна 40 ден. ед., а цена единицы товара
????
2
равна 50 ден.

40 ед. Необходимо: 1) составить бюджетное ограничение потребителя; 2) выписать бюджетное ограничение, если правительство ввело налог на цену на товар
????
2
в размере
???? = 20%; 3) после введения налога на цену товара региональное прави- тельство предоставляет потоварную субсидию на товар
????
1
в размере 5 ден. ед.
Выпишите бюджетное ограничение потребителя после предоставления субси- дии; 4) составить бюджетное ограничение, если правительство вводит в действие программу поддержки населения и предоставляет аккордную субсидию в раз- мере 1 000 ден. ед. (условия 2 и 3 сохранены); 5) составить бюджетное ограниче- ние, если магазин, в котором потребитель совершает покупки, вводит в действие систему скидок: при покупке товара
????
1
в количестве
????
1
< 125 все дополнитель- ные единицы товара
????
1
продаются на 5 ден. ед. дешевле.
Решение
1. Составляем бюджетное ограничение, подставляя исходные данные в формулу (2.2):
40 ????
1
+ 50 ????
2
≤ 5000 или 4 ????
1
+ 5 ????
2
≤ 500, где
????
1
и
????
2
– количество потребления товара 1 и товара 2 соответственно.
Максимальное количество товара 1 и товара 2, которое может приобрести потребитель при бюджете 5 000 ден. ед., определяется по формуле (2.4):
????
1
=
????
????
1
=
5000 40
= 125 ден. ед.;
????
2
=
????
????
2
=
5000 50
= 100 ден. ед.
2. Цена товара 2 с налогом составит (
1 + ????)????
2
Составим бюджетное ограничение после введения налога на цену товара
????
2
по формуле (2.2):
40 ????
1
+ (1 + 0,2)50 ????
2
≤ 5000;
40 ????
1
+ 60 ????
2
≤ 5000 или 2????
1
+ 3 ????
2
≤ 250.
Максимальное количество товара 1 и товара 2, которое может приобрести потребитель после введения налога:
????
1
=
????
????
1
=
5000 40
= 125 ден. ед.;