ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Что нужно знать и уметь при выборе на письме безударного гласного в корне слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.
В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный проверяемый гласный корня?
-
ч_ловек -
т_ржественный -
г_рлянды -
п о_вились
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Если вы купили или вам подарили цветы, не торопитесь поставить их в вазу. Прежде всего необходимо снять обвязку, подрезать кончики стеблей. Если это розы, следует удалить у веток нижние листья, которые могут оказаться в воде, и затем по-одному устанавливать их в вазу, наклоняя бутоны в разные стороны. (А. Кияткин)
Задания 1-3.
-
Какова цель автора этого текста?
-
Сообщить научную информацию о цветах. -
Нарисовать словами картину «Цветы в вазе». -
Сообщить инструкцию как устанавливать цветы в вазу. -
Обменяться впечатлениями о цветах.
-
Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос: «Как верно подбирать проверочные слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста. -
В корне какого слова есть одновременно и проверяемый безударный гласный, и непроверяемый безударный гласный?
-
оказаться -
подарили -
устанавливать -
т оропитесь
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Скакал зайчишка себе через лес и напевал песенку:
В вологодском во лесу
Я не видывал лису.
Если б только увидал,
Я бы трёпку ей задал.
Заяц хвастался. Такая уж у него природа. На самом деле он порядочный трусишка. С ёлки шишка упадёт – а у него уже душа в левой задней пятке. Он и песню-то такую себе специально придумал, чтобы не так страшно ему на лесной дороге было.
Тут Патрикеевна из кустов выпрыгнула на лесную опушку. Дед Мороз посохом на неё замахнулся. Струхнула рыжая – и в чащобу.
(Ю. Макаров)
Задания 1-3.
-
Что означает выражение ДУША В ЛЕВОЙ ЗАДНЕЙ ПЯТКЕ ?
-
радость -
некоторое волнение -
удивление -
сильный испуг, внезапный страх
-
Напишите кратко ответ на вопрос: «Что такое СЛОВАРНЫЕ СЛОВА и что нужно делать, чтобы не допустить ошибки в написании корневого гласного в этих словах?» Приведите примеры словарных слов, которые вы встретили в данном тексте, обозначьте в них корни и подчеркните безударные гласные. -
Какое слово является проверочным к слову ЛЕСНОЙ ?
-
в лесу -
лесник -
лес -
лесную
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Простуда
Не пойму никак, откуда
По_вляется простуда,
Как она пришла в наш дом?
Я л_пил из снега ком,
_зыком его потрогал,
Откусил совсем немного
И с_сульку, как к_нжал,
Без п_рчаток под_ржал,
Потому что я в сугробе
Потерял п_рчатки обе…
А под вечер слёг в кр_вать.
Кто в простуде в_новат?
Задания 1-3.
-
Какова основная мысль этого текста ?
-
В простуде всегда виновен холод. -
Кто виноват в простуде – понять трудно. -
Вирус – причина всех простудных заболеваний. -
В зимней простуде часто виноваты мы сами, потому что и снег берём в рот, и без перчаток играемся с сосульками, да и просто поваляться в снегу любим.
-
Выпишите в столбик выделенные слова и обозначьте в них корни. Рядом запишите проверочные слова. -
В каком ряду во всех словах пропущена буква, обзначающая непроверяемый безударный гласный корня?
-
по_вляется, л_пил -
с _сулька, _зыком -
к_нжал, кр_вать -
п_рчатки, в_новат
Правописание букв О - А в корнях
-ЛАГ- -ЛОЖ- , -РОС- -РАСТ- (-РАЩ-)
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Трудное п_ложение слезами не исправишь. 2) Не предл_гай лентяю пор_ботать – пустое занятие. 3) Чтобы чего-то достичь, нужно прил_жить усилия. 4) Учи, пока поперёк лавки л_жится, а как во всю вытянется, не научишь. 5) За хорошую работу награда пол_гается.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
-
Советы и поучения. -
Труд. -
Бытовые заботы. -
Человек. Его достоинства и пороки.
-
Напишите ответ на вопрос: «Какое правило орфографии надо знать, чтобы не ошибиться в написании букв О – А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данных пословиц и поговорок. -
В каком слове пропущена буквау в корне с чередованием?
-
пор_ботать -
х_рошую -
н_града -
п ол_жение
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) У человека на Земле много дел. (2) Надо дерево пос_дить, коня к седлу приучить, дом построить, сына выр_стить. (3) А ещё надо добрую песню сл_жить. (4) И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. (5) Но что бы ты ни делал: сл_гал песню или р_стил сына, – ко всему нужно прил_жить усилия, всему отдать свою душу. (Р. Гамзатов)
Задания 1-3.
-
В каком предложении данного текста заключена его основная мысль?
-
1 -
2 -
3 -
5
-
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их выбор. -
В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный проверяемый гласный корня?
-
пос_дить -
выр_стить -
сл_жить -
п рил_жить
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
-
Р_сти, р_сти, яблонька,
Подр_стай!
Цвети, цвети, яблонька,
Расцветай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте, яблоки,
Поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька,
Подр_сла.
Цвела, цвела яблонька,
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой н_ряд,
И поспели яблоки
Для ребят. (Н. Забила)
Задания 1-3.
-
Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)?
-
содержащий золото -
блестяще-жёлтого цвета -
прекрасный, очень хороший -
дорогой
-
Письменно расскажите о правописании слов с корнями -РАСТ- -РОС- . Проиллюстрируйте с вой ответ примерами из данного текста. -
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О ?
-
р_сти, подр_стай -
р_сла, подр_сла -
з_лотое, н_ряд -
поск_рей, выр_стайте
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Р_стения непосредственно связаны с жизнью ч_ловека,с его культурой. На р_стениях отл_жился отпечаток истории ч_ловеческой культуры. Р_стения изменяют свой облик под влиянием руки ч_ловека. Ч_ловек переносит не только культурные р_стения, но и дикие в другие места, которые распол_жились д_леко от их родины.
Как восп_минания о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году осталось сорное р_стение свербига, с_мена которого вместе с сеном для л_шадей зав_зли во Францию к_заки.
О более грозном событии г_ворят зар_сли аира, который р_стёт на б_регах Чудского оз_ра. (Н. Верзилин)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста?
-
Сорные и культурные растения. -
Растения на службе человека. -
Многие растения приносят пользу. -
Растения тесно связаны с жизнью человека и его культурой.
-
Слова с пропущенными буквами распределите и запишите по колонкам таблицы, обозначив в них корень.
Безударные гласные в корнях слов | ||
Проверяемые ударением | Не проверяемые ударением | Чередующиеся |
… | … | |
-
В каком слове на месте пропуска пишется буква А ?
-
отл_жился -
р аспол_жились -
зар_сли -
р_стёт
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Лопух
Обычно лопух р_стёт повсюду. Сколько пользы он может принести людям! Мощные корни этого р_стения кладут в суп, делают из них колеты, лепёшки. Если вам будут предл_гать чай с повидлом из лопуха, то не удивляйтесь и не отказывайтесь. Это очень вкусное повидло. Ещё из корней лопуха получается замечательный кофе. Корни лопуха для употребления в пищу пол_гается выкапывать осенью в первый год роста, когда он ещё не начал разр_статься.
Листья лопуха тоже приносят пользу. На огородах при высадке рассады листья лопуха заменяют р_сточки молоденьких р_стений, спасают их от засухи. Крупные мягкие лисья лопуха можно сл_жить вместе, и получится у вас отличная шляпа. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
-
Текст рассчитан на широкий круг читателей. -
Научная информация в тексте упрощена. -
Незначительное количество терминов. -
Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники.
-
Выпишите выделенные слова и графически объясните, какая орфограмма их объединяет. -
Какое слово является исключением из правила о правописании корня -РАСТ- -РОС- ?
-
р_стение -
р_сточки -
р_стёт -
разр_статься
Правописание букв Е - И в корнях с чередованием
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Смелость города б_рёт. 2) Кто в бою вял, тот голову пот_рял. 3) Пуля чинов не разб_рает. 4) Солдат службы не выб_рает. 5) Не силой д_руться умением. 6) Смелый поб_ждает, трусливый пог_бает. 7) Герой в бою, как в песне зап_вала. 8) Трус ум_рает тысячу раз, герой – только однажды. 9) Не т_ряй отвагу – назад ни шагу. 10) Рядом со смелым и бомба не л_житься – б_ится. 11) Смелый там найдет, где робкий пот_ряет.
Задания 1-3.
-
Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки ?
-
Погибнет слава россиян, если ныне устрашимся смерти. (Великий князь Святослав) -
Лучше на месте умереть, чем вспять возвратиться. (Д. Пожарский) -
Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел. (А. Суворов) -
Или жить победителями, или, свершивши знаменитые подвиги, умереть со славой. (Великий князь Святослав)
-
К каждому выделенному глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов и обозначьте в них корни. -
Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня ?
-
выб_рает, д_рутся, ум_рает -
пот_рял, т_ряй, пот_ряет -
поб_ждает,пог_бает, зап_вала -
л _жится, б_ится, б_рёт
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Когда м_новали подъём, открылось ш_рокое ровное пространство, по которому вып_рали всюду огромные каменные глыбы. Мы зам_рли от восхищения. С_яло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в бр_ллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и всё заст_лил. (Н. Гончаров)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст ?
-
повествование -
описание -
рассуждение с элементами описания -
повествование с элементами рассуждения
-
Выпишите из текста слова с безударными чередующимися гласными Е-И в корне. Графически объясните выбор букв. -
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И ?
-
м_новал, бл_стела -
вып_рали, ш_рокое -
(в) бр_ллиантах, зам_рли -
с _яло, заст_лил
-
Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.
1) Пост_лю дорожку, посыплю горошку, пол_жу калач – никому не взять. (Месяц и звёзды) 2) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб_рает. (Звёзды на небе) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом ум_рает, осенью ож_вает. (Снег) 4) Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала, никто его не соб_рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Звёзды) 5) Детки сели на карниз и р_стут всё время вниз. (Сосульки) 6) Выр_с лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Узоры на окнах) 7) З_мой в поле л_жал, а в_сной в реку уб_жал. (Снег)
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти загадки?
-
Вселенная и природа. -
Явления природы. -
Небо и земля. -
Времена года.
-
Слова с пропущенными буквами распределите и запишите в три колонки таблицы, обозначив в них корень.
Слова с чередующимися О-А в корне | Слова с чередующимися Е-И в корне | Слова с проверяемыми безударными гласными корня |
… | … | |
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17