Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Что нужно знать и уметь при выборе на письме безударного гласного в корне слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.

  • В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный проверяемый гласный корня?

    1. ч_ловек

    2. т_ржественный

    3. г_рлянды

    4. п о_вились

    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Если вы купили или вам подарили цветы, не торопитесь поставить их в вазу. Прежде всего необходимо снять обвязку, подрезать кончики стеблей. Если это розы, следует удалить у веток нижние листья, которые могут оказаться в воде, и затем по-одному устанавливать их в вазу, наклоняя бутоны в разные стороны. (А. Кияткин)

    Задания 1-3.

    1. Какова цель автора этого текста?

    1. Сообщить научную информацию о цветах.

    2. Нарисовать словами картину «Цветы в вазе».

    3. Сообщить инструкцию как устанавливать цветы в вазу.

    4. Обменяться впечатлениями о цветах.

    1. Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос: «Как верно подбирать проверочные слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.

    2. В корне какого слова есть одновременно и проверяемый безударный гласный, и непроверяемый безударный гласный?

    1. оказаться

    2. подарили

    3. устанавливать

    4. т оропитесь

    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Скакал зайчишка себе через лес и напевал песенку:

    В вологодском во лесу

    Я не видывал лису.

    Если б только увидал,

    Я бы трёпку ей задал.

    Заяц хвастался. Такая уж у него природа. На самом деле он порядочный трусишка. С ёлки шишка упадёт – а у него уже душа в левой задней пятке. Он и песню-то такую себе специально придумал, чтобы не так страшно ему на лесной дороге было.

    Тут Патрикеевна из кустов выпрыгнула на лесную опушку. Дед Мороз посохом на неё замахнулся. Струхнула рыжая – и в чащобу.
    (Ю. Макаров)

    Задания 1-3.

    1. Что означает выражение ДУША В ЛЕВОЙ ЗАДНЕЙ ПЯТКЕ ?

    1. радость

    2. некоторое волнение

    3. удивление

    4. сильный испуг, внезапный страх

    1. Напишите кратко ответ на вопрос: «Что такое СЛОВАРНЫЕ СЛОВА и что нужно делать, чтобы не допустить ошибки в написании корневого гласного в этих словах?» Приведите примеры словарных слов, которые вы встретили в данном тексте, обозначьте в них корни и подчеркните безударные гласные.

    2. Какое слово является проверочным к слову ЛЕСНОЙ ?

    1. в лесу

    2. лесник

    3. лес

    4. лесную

    Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Простуда

    Не пойму никак, откуда

    По_вляется простуда,

    Как она пришла в наш дом?

    Я л_пил из снега ком,

    _зыком его потрогал,

    Откусил совсем немного

    И с_сульку, как к_нжал,

    Без п_рчаток под_ржал,

    Потому что я в сугробе

    Потерял п_рчатки обе…

    А под вечер слёг в кр_вать.

    Кто в простуде в_новат?

    Задания 1-3.

    1. Какова основная мысль этого текста ?

    1. В простуде всегда виновен холод.

    2. Кто виноват в простуде – понять трудно.

    3. Вирус – причина всех простудных заболеваний.

    4. В зимней простуде часто виноваты мы сами, потому что и снег берём в рот, и без перчаток играемся с сосульками, да и просто поваляться в снегу любим.

    1. Выпишите в столбик выделенные слова и обозначьте в них корни. Рядом запишите проверочные слова.

    2. В каком ряду во всех словах пропущена буква, обзначающая непроверяемый безударный гласный корня?

    1. по_вляется, л_пил

    2. с _сулька, _зыком

    3. к_нжал, кр_вать

    4. п_рчатки, в_новат

    Правописание букв О - А в корнях

    -ЛАГ- -ЛОЖ- , -РОС- -РАСТ- (-РАЩ-)

    1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

    1) Трудное п_ложение слезами не исправишь. 2) Не предл_гай лентяю пор_ботать – пустое занятие. 3) Чтобы чего-то достичь, нужно прил_жить усилия. 4) Учи, пока поперёк лавки л_жится, а как во всю вытянется, не научишь. 5) За хорошую работу награда пол_гается.

    Задания 1-3.

    1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

    1. Советы и поучения.

    2. Труд.

    3. Бытовые заботы.

    4. Человек. Его достоинства и пороки.

    1. Напишите ответ на вопрос: «Какое правило орфографии надо знать, чтобы не ошибиться в написании букв О – А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данных пословиц и поговорок.

    2. В каком слове пропущена буквау в корне с чередованием?

    1. пор_ботать

    2. х_рошую

    3. н_града

    4. п ол_жение



    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    (1) У человека на Земле много дел. (2) Надо дерево пос_дить, коня к седлу приучить, дом построить, сына выр_стить. (3) А ещё надо добрую песню сл_жить. (4) И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. (5) Но что бы ты ни делал: сл_гал песню или р_стил сына, – ко всему нужно прил_жить усилия, всему отдать свою душу. (Р. Гамзатов)

    Задания 1-3.

    1. В каком предложении данного текста заключена его основная мысль?


    1. 1

    2. 2

    3. 3

    4. 5

    1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их выбор.

    2. В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный проверяемый гласный корня?

    1. пос_дить

    2. выр_стить

    3. сл_жить

    4. п рил_жить

    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Р_сти, р_сти, яблонька,

    Подр_стай!

    Цвети, цвети, яблонька,

    Расцветай!

    З_лотое солнышко,

    Жарче грей!

    Выр_стайте, яблоки,

    Поск_рей!

    Р_сла, р_сла яблонька,

    Подр_сла.

    Цвела, цвела яблонька,

    Отцвела.

    Отряхнула яблонька

    Свой н_ряд,

    И поспели яблоки

    Для ребят. (Н. Забила)

    Задания 1-3.

    1. Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)?

    1. содержащий золото

    2. блестяще-жёлтого цвета

    3. прекрасный, очень хороший

    4. дорогой

    1. Письменно расскажите о правописании слов с корнями -РАСТ- -РОС- . Проиллюстрируйте с вой ответ примерами из данного текста.

    2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О ?

    1. р_сти, подр_стай

    2. р_сла, подр_сла

    3. з_лотое, н_ряд

    4. поск_рей, выр_стайте



    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Р_стения непосредственно связаны с жизнью ч_ловека,с его культурой. На р_стениях отл_жился отпечаток истории ч_ловеческой культуры. Р_стения изменяют свой облик под влиянием руки ч_ловека. Ч_ловек переносит не только культурные р_стения, но и дикие в другие места, которые распол_жились д_леко от их родины.

    Как восп_минания о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году осталось сорное р_стение свербига, с_мена которого вместе с сеном для л_шадей зав_зли во Францию к_заки.

    О более грозном событии г_ворят зар_сли аира, который р_стёт на б_регах Чудского оз_ра. (Н. Верзилин)

    Задания 1-3.

    1. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста?

    1. Сорные и культурные растения.

    2. Растения на службе человека.

    3. Многие растения приносят пользу.

    4. Растения тесно связаны с жизнью человека и его культурой.

    1. Слова с пропущенными буквами распределите и запишите по колонкам таблицы, обозначив в них корень.

    Безударные гласные в корнях слов

    Проверяемые ударением

    Не проверяемые ударением

    Чередующиеся











    1. В каком слове на месте пропуска пишется буква А ?


    1. отл_жился

    2. р аспол_жились

    3. зар_сли

    4. р_стёт

    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Лопух

    Обычно лопух р_стёт повсюду. Сколько пользы он может принести людям! Мощные корни этого р_стения кладут в суп, делают из них колеты, лепёшки. Если вам будут предл_гать чай с повидлом из лопуха, то не удивляйтесь и не отказывайтесь. Это очень вкусное повидло. Ещё из корней лопуха получается замечательный кофе. Корни лопуха для употребления в пищу пол_гается выкапывать осенью в первый год роста, когда он ещё не начал разр_статься.

    Листья лопуха тоже приносят пользу. На огородах при высадке рассады листья лопуха заменяют р_сточки молоденьких р_стений, спасают их от засухи. Крупные мягкие лисья лопуха можно сл_жить вместе, и получится у вас отличная шляпа. (Из «Календаря природы»)

    Задания 1-3.

    1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

    1. Текст рассчитан на широкий круг читателей.

    2. Научная информация в тексте упрощена.

    3. Незначительное количество терминов.

    4. Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники.

    1. Выпишите выделенные слова и графически объясните, какая орфограмма их объединяет.

    2. Какое слово является исключением из правила о правописании корня -РАСТ- -РОС- ?

    1. р_стение

    2. р_сточки

    3. р_стёт

    4. разр_статься

    Правописание букв Е - И в корнях с чередованием

    1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

    1) Смелость города б_рёт. 2) Кто в бою вял, тот голову пот_рял. 3) Пуля чинов не разб_рает. 4) Солдат службы не выб_рает. 5) Не силой д_руться умением. 6) Смелый поб_ждает, трусливый пог_бает. 7) Герой в бою, как в песне зап_вала. 8) Трус ум_рает тысячу раз, герой – только однажды. 9) Не т_ряй отвагу – назад ни шагу. 10) Рядом со смелым и бомба не л_житься – б_ится. 11) Смелый там найдет, где робкий пот_ряет.

    Задания 1-3.

    1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки ?

    1. Погибнет слава россиян, если ныне устрашимся смерти. (Великий князь Святослав)

    2. Лучше на месте умереть, чем вспять возвратиться. (Д. Пожарский)

    3. Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел. (А. Суворов)

    4. Или жить победителями, или, свершивши знаменитые подвиги, умереть со славой. (Великий князь Святослав)

    1. К каждому выделенному глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов и обозначьте в них корни.

    2. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня ?

    1. выб_рает, д_рутся, ум_рает

    2. пот_рял, т_ряй, пот_ряет

    3. поб_ждает,пог_бает, зап_вала

    4. л _жится, б_ится, б_рёт

    1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

    Когда м_новали подъём, открылось ш_рокое ровное пространство, по которому вып_рали всюду огромные каменные глыбы. Мы зам_рли от восхищения. С_яло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в бр_ллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и всё заст_лил. (Н. Гончаров)

    Задания 1-3.

    1. К какому типу речи относится данный текст ?

    1. повествование

    2. описание

    3. рассуждение с элементами описания

    4. повествование с элементами рассуждения

    1. Выпишите из текста слова с безударными чередующимися гласными Е-И в корне. Графически объясните выбор букв.

    2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И ?

    1. м_новал, бл_стела

    2. вып_рали, ш_рокое

    3. (в) бр_ллиантах, зам_рли

    4. сло, заст_лил



    1. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

    1) Пост_лю дорожку, посыплю горошку, пол_жу калач – никому не взять. (Месяц и звёзды) 2) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб_рает. (Звёзды на небе) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом ум_рает, осенью ож_вает. (Снег) 4) Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала, никто его не соб_рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Звёзды) 5) Детки сели на карниз и р_стут всё время вниз. (Сосульки) 6) Выр_с лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Узоры на окнах) 7) З_мой в поле л_жал, а в_сной в реку уб_жал. (Снег)

    Задания 1-3.

    1. Какая тема объединяет эти загадки?


    1. Вселенная и природа.

    2. Явления природы.

    3. Небо и земля.

    4. Времена года.

    1. Слова с пропущенными буквами распределите и запишите в три колонки таблицы, обозначив в них корень.

    Слова с чередующимися О-А в корне

    Слова с чередующимися

    Е-И в корне

    Слова с проверяемыми безударными гласными корня










    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17