Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Спишите. Найдите и подчеркните в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

3. Какое из перечисленных средств выразительности речи не характерно для данного текста?

1) синонимы 2) антонимы

3) повтор однокоренных слов 4) омонимы




  1. Прочитайте «Указ Петра I» и выполните задания 1-3.

Указ Петра I

Во время чищения кораблей и починки всякий сор должно вывозить, дабы ничего на дно не упало. А кто из своих то учинит, сам, ежели офицер, за всякую лопату сора первый раз лишается месяц жалования, за второй – полгода, а за третий – будет оштрафован снятием чина и записи в рядовые. А рядовым первый раз – бить кошками один раз, за второй – по три дня, за третий – на несколько лет в каторжные работы.

Задания 1-3

1. Какое из утверждений противоречит содержанию данного текста?

  1. Порядок определяет жизнь на корабле.

  2. Починка и чищение кораблей должно проходить предельно аккуратно.

  3. За порядок на корабле отвечает весь экипаж, от офицера до рядового.

  4. За грязь на корабле несёт ответственность (а значит, и наказание) только капитан.

2. Письменно объясните лексическое значение выделенного в тексте слова. (В случае затруднения обратитесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.)

3. Толкование какого устаревшего слова дано неверно?

1)дабы – чтобы 2) ежели – если 3) жалование – подарок 4) учинит – сделает

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Под вечер рабочий Белопольской мебельной фабрики Николай Литвиненко спешил побывать у родственников в селе Марьяновка. Пятикилометровая дорога лежала через поля и лесополосы. Уже недалеко и село, как вдруг путь преградил крупный дикий кабан. Литвиненко хотел было обойти зверя, но тот, свирепея, двинулся на человека. Отбиваться было нечем. Ничего не оставалось, как спешно взобраться на крепкий дубок. Кабан подскочил к дереву и стал грызть ствол, но тот оказался ему не по зубам. Тогда вепрь принялся подрывать корни. А тут вдруг подвернулась приманка. На земле кругом валялись молодые жёлуди – знатное лакомство для кабанов. Уже стемнело, задождило. Долго просидел в «кабаньем плену» Литвиненко.

Насытившись, секач, видимо, подобрел и убрался восвояси в ближайший яр. А Николай остальной путь к селу преодолел за считанные минуты. (Н. Вороненко)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

1) Однажды вечером. 2) Дикий кабан.

3) Смекалка. 4) «В кабаньем плену».

2. К слову КАБАН выпишите синонимы, которые вы встретили в данном тексте.

3. В каком значении употреблено выражение ЗА СЧИТАННЫЕ МИНУТЫ в последнем предложении текста?

1) за 1-2 минуты 2) очень быстро, за несколько минут 3) в течение часа 4) не спеша



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

У неширокой переправы скопились танки, артиллерия, и непрерывным потоком шли автомашины. Светало, находиться на переправе становилось опасно. Загудели в воздухе самолеты врага, и со скрежетом разорвалась авиабомба. Начальник переправы приказал принести камни для заделки ямы, вырытой бомбой. К куче камней подошёл немолодой боец, взял один кусок да так и замер. Под камнем находилось небольшое, но очень аккуратное гнездо, а в гнёздышке сидела птичка. Боец почесал затылок, решая как быть дальше. В это время подошёл молодой солдат и, нагнувшись, заглянул под камень. Первый негромко сказал: «Птичка в гнезде сидит. Быстренько сбегай и принеси оградительный колышек или кусок доски». Через несколько минут молодой солдат вернулся с куском неровной белой доски. Пожилой боец чётко и красиво вывел надпись «Минировано», поставил доску между камнями, а молодой солдат хитро улыбнулся. (И. Архипова)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль данного текста?

1) Берегите всё живое на земле!

2) Доброта людей сохранила жизнь птице.

3) Самое ценное качество человека – это милосердие.

4) Быть добрым – значит быть неравнодушным к чужому горю.

  1. Выпишите из текста предложение, в котором есть синонимы.

  2. В каком значении употреблено слово ХИТРО в последнем предложении текста?

1) мудрёно, скрывая истинное отношение к поступку

2) просто, незамысловато

3) притворно, с каким-то недобрым помыслом

4) доброжелательно




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В каждом слове заложена бездна живых образов. Народное слово крапать хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие его капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

О слепом дожде,идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же плакать такими сияющими слезами, как не сказочной красавице царевне? (К. Паустовский)

Задания 1-3.

  1. Какой заголовок наиболее точно отражает тему данного текста?


  1. Каждое слово – это образ.

  2. В мире слёз.

  3. Живые образы.

4) Удивительные слова.

  1. Подберите и запишите синоним к слову БЕЗДНА (предложение №1).

  2. Какое значение имеет слово КРАПАТЬ в данном тексте (предложение№2)?

1) покрывать брызгами

2) создавать расцветку в виде брызг

3) рисовать мелкие пятна другого цвета

4) падать мелкими редкими каплями





  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Чтобы овладеть богатством родного языка, надо постоянно обращаться к соответствующей справочной литературе, к словарям. Надо знать структуру словаря, иметь понятие о словарной статье, о том, какую информацию можно извлечь из неё.

Что же такое словарная статья? Словарная статья – это часть словаря, посвящённая одному слову. Каждое слово со всем относящимся к нему материалом образует словарную статью. (Ф. Вирченко)

Задания 1-3.

  1. Какой план наиболее точно отражает содержание данного текста?

1) 1. Для чего нам необходимы словари и справочники.

2. Что такое словарная статья.

2) 1. Словари – помощники в овладении богатством родного языка.

2. Части словаря.

3) 1. Структура словаря.

2. Особенности словарной статьи.

4) 1. Основной путь овладения богатством родного языка.

2. Из чего состоит словарная статья.

  1. Напишите краткий ответ на вопрос: «Почему, чтобы овладеть богатством родного языка, нужно постоянно обращаться к различным словарям и справочникам?»

  2. Какое значение имеет слово ОВЛАДЕТЬ в предложении №1?

  1. взять силой, захватить

  2. подчинить себе

  3. охватить что-либо (о мыслях, чувствах)

  4. п рочно усвоить что-либо, приобрести какие-либо знания

  1. Прочитайте стихотворение С.Маршака «Словарь» и выполните задания 1-3.

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть. (С. Маршак)


Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль данного текста?

  1. Слова способны выражать чувства.

  2. Каждое слово в словаре – это всегда обобщение.

  3. Словари – это хранители нашего языкового богатства и истории народа.

  4. Каждый словарь – кладезь полезной информации.

  1. Напишите, как следует толковать предложение «На всех словах – события печать».

  2. Какое образное сравнение использует С. Маршак для характеристики слова СЛОВАРЬ ?

  1. подвалы слов

  2. потайной фонарь

  3. искры чувства

  4. древняя рассыпанная повесть





  1. Прочитайте отрывок из рассказа В.Бокова и выполните задания 1-3.

Мы подошли с учительницей Полиной к дому бабки Труновой, чтобы поговорить с её внучкой, не сыграет ли она роль в пьесе. Бабка появилась на крыльце с курицей, браня её за какую-то оплошность.

- Где Люба? – спросил я.

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по петушки.

- По что? По что?

- По стебени.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшки, какой ты бестолковый. По щавель! (В. Боков)

Задания 1-3.

  1. Какие стили речи сочетаются в данном тексте?

1) научный и художественный

2) деловой и научный

3) художественный и разговорный

4) деловой и разговорный

  1. Выпишите из текста все слова, которые употребила бабка Трунова для названия щавеля. Подчеркните только те из них, которые являются диалектными, то есть характерными для определённой местности.

  2. Каково лексическое значение слова ОПЛОШНОСТЬ ?

  1. неудача

  2. о шибка, промах

  3. уклонение

  4. уродливость

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Старик подумал, покурил

И, помолчав, заговорил:

Итак, опять же про него,

Про господина Хитрово.

Он был первейшим богачом

И дочери в наследство

Оставил свой московский дом,

Имения и средства.

(2)Да неужель жила она

До революции одна

В семиэтажном доме –

В авторемонтной мастерской

И в парикмахерской мужской,

И даже в «Гастрономе»?

(2) Нет, наша барыня жила

Не здесь, а за границей.

Она полвека провела

В Париже или в Ницце,

А свой семиэтажный дом

Сдавать изволила внаём.

Этаж сенатор занимал,

Этаж – путейский генерал,

Два этажа – княгиня.

Ещё повыше – мировой,

Полковник с матушкой-вдовой,

А у него над головой –

Фотограф в мезонине.

Для нас, людей, был чёрный ход.

А ход парадный – для господ. (С. Маршак)


Задания 1-3.

1. Какой заголовок наиболее точно отражает содержание данного текста?

    1. Воспоминания.

    2. Про господина Хитрово.

    3. Рассказ об одном московском доме.

    4. Старинный особняк.

2. Какое слово из третьей реплики диалога является устаревшим?

1) генерал

2) сенатор

3) мезонин

4) барыня

3. Какое значение имеет слово ЛЮДИ (третья реплика диалога)?

1) множественное число к слову человек

2) посторонние лица

3) рабочие кадры

4) прислуга, работники в барском доме

  1. Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой и выполните задания 1-3.

Сколько слов начинается с «будьте добры»!

– Скажите, который час?

– Простите, глаза у меня стары ...

– Придите, беда у нас.

– Будьте добры, очень спешу:

Билет мне до Синь-Горы.

Вас я, друзья, ни о чём не прошу,

Просто – будьте добры! (Л. Татьяничева)

Задания 1-3.

  1. Какой заголовок наиболее точно отражает основную мысль этого текста?

  1. Вежливые слова.

  2. Магия добрых слов.

  3. Просто – будьте добры!

  4. Просьба.

  1. Подберите и запишите синоним к слову СКОЛЬКО (предложение №1).

  2. Что означает выражение БУДЬТЕ ДОБРЫ в последнем предложении данного текста ?

  1. будьте приветливыми

  2. будьте вежливыми

  3. сделайте, пожалуйста

  4. б удьте добрыми, готовыми ответить на любую просьбу

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Можно ли представить дикаря, сидящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращается к соседу со словами: «Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благодарю вас, извините за беспокойство!» Нет, нельзя. Но если современный человек не употребляет в своей речи вежливых слов, он тоже становиться похожим на настоящего пещерного человека. (Г. Богданова, Г. Кириченко)

Задания 1-3.

  1. Какой заголовок наиболее точно отражает тему данного текста?

  1. Хорошие слова.

  2. Нельзя жить без вежливых слов!

  3. Современный человек и вежливые слова.

  4. Приобретение цивилизации.

  1. Выпишите из текста этикетные слова и дополните их своими примерами.

  2. В каком значении употреблено слово ЦИВИЛИЗАЦИЯ в этом тексте ?

  1. современная мировая культура

  2. название высшего периода в развитии человеческого общества

  3. уровень духовной культуры

  4. человечество



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Спасибо

Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое слово спасибо.

Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А ещё говорят:

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Всё? удивилась мама. Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, протянула капризная девочка, всё делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали. (Л.Яхнин)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль этого текста?