Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.6 Общественно-политические перспективы развития и духовная модернизация
1. Демократизация общественно-политической жизни Республики Казахстан
2. Общественные движения в Республике Казахстан
3. Молодежная политика в Республике Казахстан и пути духовной модернизации
1. Обретение Казахстаном собственного лица, укрепление независимости и вхождение его в XXI веке в разряд цивилизованных государств однозначно связаны с развитием демократии в стране. Не только как режима правления, означающего “власть народа”, то есть особый способ управления обществом, но, шире, как особой формы общественного устройства. Такая однозначность связи обусловливается прежде всего тем фактом, что само обретение независимости есть акт обретения свободы, а демократия является фактически наделением свободы законным статусом и, следовательно, совпадает с процессом укрепления независимости. Демократия есть способ, средство достижения свободы, который обладает комплексом основных принципов, норм и процедур, призванных в наилучшей степени обеспечить эту свободу. К основополагающим принципам демократии можно отнести принципы конституционного правительства, прав человека и равенство перед законом.
В более детальном раскрытии это означает:
а) участие народа в управлении обществом в форме прямых выборов органов власти в соответствии с правилом большинства голосов;
b) защита прав личности и прав меньшинств: права на свободу совести, свободу слова, права на собственность, на личную неприкосновенность;
c) принцип взаимозависимости и взаимоограничения властей подразумевает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимость друг от друга, их взаимоконтроль;
d) равенство всех граждан и равенство при голосовании в условиях свободных и честных выборов, включающих и равенство в информации при выборе кандидатов на государственные должности;
е) равенство перед законом или право на равную защиту закона.
Переустройство общественных институтов в соответствии с указанными принципами и есть процесс демократизации. Все современные демократии обладают перечисленными элементами, независимо от исторических, экономических и культурных различий, поэтому вместе с восстановлением исторической связи времен, возрождением культуры и преобразованием экономики в соответствии с ее наиболее эффективной моделью - рыночной, либеральной экономикой, в Казахстане активно идет процесс демократизации. Начался он, как известно, с преобразования системы власти. Прежде всего, это выборы в декабре 1991 года Президента Республики Казахстан.
Значимым фактором демократизации общественной жизни Казахстана был и является принятый еще в июне 1991 года закон “О печати и других средствах массовой информации”, гарантировавший свободу слова, отменивший цензуру и несомненно активизировавший социальные процессы. Он способствовал бурному развитию средств массовой информации, открытости общества как в информационном, так и в других планах. На газетных развалах появились, кроме государственных и региональных, также независимые коммерческие и партийные издания, сыгравшие значимую роль в обсуждении важных, в первую очередь, политических проблем. За пять лет независимости зарегистрированы были более чем 1800 различных средств массовой информации, тогда как в 1990 году их существовало всего лишь около 500. После 1994 года, когда было открыто 280 новых СМИ, начался некоторый, неизбежный, спад в организации новых СМИ - в 1995 году их было зарегистрировано уже 190. При этом конкуренция на газетном и телерадиорынке стала заметнее влиять на выживаемость СМИ. Особенно не повезло на информационном рынке изданиям политических партий и движений. Это связано, прежде всего, со слабостью самих этих партий, неоформленностью, расплывчатостью их программ, или даже с нелигитимностью их деятельности. Последнее касалось отчасти Коммунистической партии, а также некоторых этноцентрических партий. То есть эти партии или движения выступали с позиций, размывающих сами основы нашей новой государственности и, посему, их деятельность периодически подвергалась законному запрету. Вообще процесс формирования лояльной оппозиции был в первые пять лет существования независимого государства одним из самых болезненных и трудных. Пожалуй, он не завершился и до сих пор.
Принятие 28 января 1993 года первой Конституции суверенного Казахстана явилось базой для широкомасштабного продвижения процесса демократизации на правовой основе. Значительным событием, показавшим как глубину и реальность процесса демократизации казахстанского общества, так и живучесть чиновничьего правового нигилизма, явилось признание в 1995 году Конституционным Судом неконституционными выборы в Верховный Совет Казахстана XIII созыва и, соответственно, неправомочной деятельность последнего. Этим обстоятельством была обусловлена необходимость подтверждения доверия к проводимому курсу реформ, которое было получено на всенародном референдуме в форме продления срока полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева до 2000 года. Получив доверие подавляющего большинства граждан Казахстана, Президент встал перед необходимостью решения вопросов, будораживших общество и вызывающих гражданскую и межнациональную напряженность. Их можно было решить лишь путем внесения изменений в действовавшую Конституцию. Однако, вместе с тем, необходимо было четко, раз и навсегда решить вопросы о полномочиях трех ветвей власти, поскольку их размытость предвещала еще не один кризис, особенно наглядно проявившийся в самороспуске ВС 12-го созыва, а также в признании неконституционным ВС 13-го созыва. Требовалось принятие новой Конституции. Текст проекта новой Конституции вначале был вынесен на рассмотрение Ассамблеи народов Казахстана. Этот орган также был создан как совещательный орган при Президенте и явился значимым шагом в демократизации страны по пути строительства полиэтнического, толерантного типа государства.
Ассамблея народов Казахстана является успешно действующим, эффективным механизмом предотвращения каких-либо нежелательных эксцессов на межнациональной почве и служит укреплению взаимопонимания, взаимоуважения и взаимоподдержки всех 131 этносов, проживающих в Казахстане. Поэтому вполне закономерной явилась предварительная консультация по вопросу принятия текста Конституции с этим авторитетным и значимым в общественной жизни страны органом.
Состоявшиеся в том же году выборы в двухпалатный Парламент окончательно закрепили властные полномочия за соответствующими органами управления и, в целом, логически завершили процесс демократических преобразований в сфере власти. Парламент еще некоторое время по инерции рассматривался как источник, или место сосредоточения оппозиции не только, как водится, проводимой исполнительной властью политике, но и курсу реформ. Однако опыт работы парламента показал, что он достаточно быстро, согласно своим полномочиям, нашел свое место и предназначенную ему нишу для успешной деятельности. Имея достаточные полномочия по контролю за деятельностью Правительства, Парламент занялся, прежде всего, законодательным обеспечением процесса реформ. Это как нельзя лучше соответствует потребностям демократического развития страны и предотвращает общество от ненужных нагнетаний политических страстей и напряженности.
Тесно связаны с процессами демократизации и реформы в социальной сфере. В предшествующую эпоху такие социальные институты, как наука, образование, культура, здравоохранение, были организованы и структурированы в соответствии с нуждами тотально пронизанного идеологией государства. Наука строго подчинялась государственному заказу и те направления, которые не вписывались в официальную идеологию, подвергались гонению или упразднению, вплоть до физического уничтожения ученых. Ныне стоит задача дать возможность развития всем исследовательским проектам без идеологического диктата, но поменять отношение к понятию фундаментальности в науке, как разработок, способных изменить среду, в которой живет человек, дать широкий простор для развития науки в учебных заведениях, поднять престиж научного работника, возвести знания в культ. Это будет действительной гарантией от массового оглупления и возврата антидемократических режимов.
Важным условием последнего является и демократичность системы образования, что подразумевает ее общедоступность, то есть равенство прав в получении образования независимо от этнической,
половой принадлежности, языка и места проживания (будь то город или село), его бесплатность, а также возможность получить и высококачественное, элитарное образование за соответствующую плату.
Развитие культуры также неизбежно связано с процессом демократизации. С одной стороны, это охват культурными процессами все более широких масс населения и развитие в хорошем смысле массовой культуры, вместе с чем растет ее востребованность и широкая забота о ее развитии. О каких-то элитарных видах искусства также первоначально необходимо давать представление в самых демократичных учреждениях общества - вместе со средним образованием. Личность уже сама будет в состоянии решать - принимать или не принимать какие-либо малопонятные широким слоям направления культуры. Но что обязательно необходимым - это развитие национальной культуры. Ныне еще существует некий комплекс неполноценности или боязнь эпатажа своими традиционными, чисто национальными видами искусства и их широкого изучения и распространения. Но постепенное повышение уровня демократической культуры, которой характерна терпимость к другому, уважение и участливость, создадут атмосферу раскованности и свободы выражения творческого и духовного потенциала этносов.
2. К концу 1993 г. в Казахстане были зарегистрированы и официально действовали:3 политические партии - Социалистическая партия; Республиканская партия Казахстана; Партия «Народный конгресс Казахстана»; 3 общественных движения - антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», гражданское движение «Азат», союз «Народное единство Казахстана»; 11 республиканских национально-культурных образований; 300 общественно-политических объединений, из них несколько десятков различных фондов.
С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан».
На данный момент в Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий:
Запрещенные:
«Нур Отан» - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Правящая партия страны. Основана в 1999 году по инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером. Идеология партии согласно её доктрине следующая:
Общественно-политические движения - республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат», ряд казачьих организаций и др.
Таким образом, общественно-политические движения и партии стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.
3. Целью Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», согласно ст. 3, является создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия её творческого потенциала в интересах всего общества. Действующее законодательство о государственной молодежной политике выделило также основные задачи, среди которых защита прав и законных интересов молодежи; предоставление помощи и социальных услуг молодежи; реализация социально-значимых инициатив молодежи.
1. Демократизация общественно-политической жизни Республики Казахстан
2. Общественные движения в Республике Казахстан
3. Молодежная политика в Республике Казахстан и пути духовной модернизации
1. Обретение Казахстаном собственного лица, укрепление независимости и вхождение его в XXI веке в разряд цивилизованных государств однозначно связаны с развитием демократии в стране. Не только как режима правления, означающего “власть народа”, то есть особый способ управления обществом, но, шире, как особой формы общественного устройства. Такая однозначность связи обусловливается прежде всего тем фактом, что само обретение независимости есть акт обретения свободы, а демократия является фактически наделением свободы законным статусом и, следовательно, совпадает с процессом укрепления независимости. Демократия есть способ, средство достижения свободы, который обладает комплексом основных принципов, норм и процедур, призванных в наилучшей степени обеспечить эту свободу. К основополагающим принципам демократии можно отнести принципы конституционного правительства, прав человека и равенство перед законом.
В более детальном раскрытии это означает:
а) участие народа в управлении обществом в форме прямых выборов органов власти в соответствии с правилом большинства голосов;
b) защита прав личности и прав меньшинств: права на свободу совести, свободу слова, права на собственность, на личную неприкосновенность;
c) принцип взаимозависимости и взаимоограничения властей подразумевает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимость друг от друга, их взаимоконтроль;
d) равенство всех граждан и равенство при голосовании в условиях свободных и честных выборов, включающих и равенство в информации при выборе кандидатов на государственные должности;
е) равенство перед законом или право на равную защиту закона.
Переустройство общественных институтов в соответствии с указанными принципами и есть процесс демократизации. Все современные демократии обладают перечисленными элементами, независимо от исторических, экономических и культурных различий, поэтому вместе с восстановлением исторической связи времен, возрождением культуры и преобразованием экономики в соответствии с ее наиболее эффективной моделью - рыночной, либеральной экономикой, в Казахстане активно идет процесс демократизации. Начался он, как известно, с преобразования системы власти. Прежде всего, это выборы в декабре 1991 года Президента Республики Казахстан.
Значимым фактором демократизации общественной жизни Казахстана был и является принятый еще в июне 1991 года закон “О печати и других средствах массовой информации”, гарантировавший свободу слова, отменивший цензуру и несомненно активизировавший социальные процессы. Он способствовал бурному развитию средств массовой информации, открытости общества как в информационном, так и в других планах. На газетных развалах появились, кроме государственных и региональных, также независимые коммерческие и партийные издания, сыгравшие значимую роль в обсуждении важных, в первую очередь, политических проблем. За пять лет независимости зарегистрированы были более чем 1800 различных средств массовой информации, тогда как в 1990 году их существовало всего лишь около 500. После 1994 года, когда было открыто 280 новых СМИ, начался некоторый, неизбежный, спад в организации новых СМИ - в 1995 году их было зарегистрировано уже 190. При этом конкуренция на газетном и телерадиорынке стала заметнее влиять на выживаемость СМИ. Особенно не повезло на информационном рынке изданиям политических партий и движений. Это связано, прежде всего, со слабостью самих этих партий, неоформленностью, расплывчатостью их программ, или даже с нелигитимностью их деятельности. Последнее касалось отчасти Коммунистической партии, а также некоторых этноцентрических партий. То есть эти партии или движения выступали с позиций, размывающих сами основы нашей новой государственности и, посему, их деятельность периодически подвергалась законному запрету. Вообще процесс формирования лояльной оппозиции был в первые пять лет существования независимого государства одним из самых болезненных и трудных. Пожалуй, он не завершился и до сих пор.
Принятие 28 января 1993 года первой Конституции суверенного Казахстана явилось базой для широкомасштабного продвижения процесса демократизации на правовой основе. Значительным событием, показавшим как глубину и реальность процесса демократизации казахстанского общества, так и живучесть чиновничьего правового нигилизма, явилось признание в 1995 году Конституционным Судом неконституционными выборы в Верховный Совет Казахстана XIII созыва и, соответственно, неправомочной деятельность последнего. Этим обстоятельством была обусловлена необходимость подтверждения доверия к проводимому курсу реформ, которое было получено на всенародном референдуме в форме продления срока полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева до 2000 года. Получив доверие подавляющего большинства граждан Казахстана, Президент встал перед необходимостью решения вопросов, будораживших общество и вызывающих гражданскую и межнациональную напряженность. Их можно было решить лишь путем внесения изменений в действовавшую Конституцию. Однако, вместе с тем, необходимо было четко, раз и навсегда решить вопросы о полномочиях трех ветвей власти, поскольку их размытость предвещала еще не один кризис, особенно наглядно проявившийся в самороспуске ВС 12-го созыва, а также в признании неконституционным ВС 13-го созыва. Требовалось принятие новой Конституции. Текст проекта новой Конституции вначале был вынесен на рассмотрение Ассамблеи народов Казахстана. Этот орган также был создан как совещательный орган при Президенте и явился значимым шагом в демократизации страны по пути строительства полиэтнического, толерантного типа государства.
Ассамблея народов Казахстана является успешно действующим, эффективным механизмом предотвращения каких-либо нежелательных эксцессов на межнациональной почве и служит укреплению взаимопонимания, взаимоуважения и взаимоподдержки всех 131 этносов, проживающих в Казахстане. Поэтому вполне закономерной явилась предварительная консультация по вопросу принятия текста Конституции с этим авторитетным и значимым в общественной жизни страны органом.
Состоявшиеся в том же году выборы в двухпалатный Парламент окончательно закрепили властные полномочия за соответствующими органами управления и, в целом, логически завершили процесс демократических преобразований в сфере власти. Парламент еще некоторое время по инерции рассматривался как источник, или место сосредоточения оппозиции не только, как водится, проводимой исполнительной властью политике, но и курсу реформ. Однако опыт работы парламента показал, что он достаточно быстро, согласно своим полномочиям, нашел свое место и предназначенную ему нишу для успешной деятельности. Имея достаточные полномочия по контролю за деятельностью Правительства, Парламент занялся, прежде всего, законодательным обеспечением процесса реформ. Это как нельзя лучше соответствует потребностям демократического развития страны и предотвращает общество от ненужных нагнетаний политических страстей и напряженности.
Тесно связаны с процессами демократизации и реформы в социальной сфере. В предшествующую эпоху такие социальные институты, как наука, образование, культура, здравоохранение, были организованы и структурированы в соответствии с нуждами тотально пронизанного идеологией государства. Наука строго подчинялась государственному заказу и те направления, которые не вписывались в официальную идеологию, подвергались гонению или упразднению, вплоть до физического уничтожения ученых. Ныне стоит задача дать возможность развития всем исследовательским проектам без идеологического диктата, но поменять отношение к понятию фундаментальности в науке, как разработок, способных изменить среду, в которой живет человек, дать широкий простор для развития науки в учебных заведениях, поднять престиж научного работника, возвести знания в культ. Это будет действительной гарантией от массового оглупления и возврата антидемократических режимов.
Важным условием последнего является и демократичность системы образования, что подразумевает ее общедоступность, то есть равенство прав в получении образования независимо от этнической,
половой принадлежности, языка и места проживания (будь то город или село), его бесплатность, а также возможность получить и высококачественное, элитарное образование за соответствующую плату.
Развитие культуры также неизбежно связано с процессом демократизации. С одной стороны, это охват культурными процессами все более широких масс населения и развитие в хорошем смысле массовой культуры, вместе с чем растет ее востребованность и широкая забота о ее развитии. О каких-то элитарных видах искусства также первоначально необходимо давать представление в самых демократичных учреждениях общества - вместе со средним образованием. Личность уже сама будет в состоянии решать - принимать или не принимать какие-либо малопонятные широким слоям направления культуры. Но что обязательно необходимым - это развитие национальной культуры. Ныне еще существует некий комплекс неполноценности или боязнь эпатажа своими традиционными, чисто национальными видами искусства и их широкого изучения и распространения. Но постепенное повышение уровня демократической культуры, которой характерна терпимость к другому, уважение и участливость, создадут атмосферу раскованности и свободы выражения творческого и духовного потенциала этносов.
2. К концу 1993 г. в Казахстане были зарегистрированы и официально действовали:3 политические партии - Социалистическая партия; Республиканская партия Казахстана; Партия «Народный конгресс Казахстана»; 3 общественных движения - антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», гражданское движение «Азат», союз «Народное единство Казахстана»; 11 республиканских национально-культурных образований; 300 общественно-политических объединений, из них несколько десятков различных фондов.
С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан».
На данный момент в Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий:
-
Партия «Нұр Отан», правящая в стране партия -
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол», парламентская партия -
Коммунистическая Народная партия Казахстана, парламентская партия -
Общенациональная социал-демократическая партия, оппозиционная партия, в парламенте не представлена -
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», в парламенте не представлена -
Политическая партия «Бірлік», в парламенте не представлена
Запрещенные:
-
Коммунистическая партия Казахстана -
Народная партия «Алга!» -
Народная партия «Демократический выбор Казахстана» -
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами
«Нур Отан» - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Правящая партия страны. Основана в 1999 году по инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером. Идеология партии согласно её доктрине следующая:
-
Укрепление независимости Казахстана -
Формирование сильного среднего класса, выступающего основой устойчивой экономики и общественно-политической стабильности -
Центризм -
Человек как главная ценность -
Верховенство закона и равенство всех перед законом «вне зависимости от статуса и происхождения» -
Справедливость как равенство возможностей -
Развитие казахского языка как стратегический приоритет, при сохранении самобытности всех национальностей -
Укрепление семьи и сохранение традиций -
В светском государстве вера и религия - это важный источник духовности, морали и толерантности. -
Неприкосновенность частной собственности, диверсификация экономики, энергосбережение, экологически чистые технологии -
Оказание государственной социальной поддержки только уязвимым слоям населения -
Борьба с коррупцией -
Многовекторность внешней политики Казахстана
Общественно-политические движения - республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат», ряд казачьих организаций и др.
Таким образом, общественно-политические движения и партии стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.
3. Целью Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», согласно ст. 3, является создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия её творческого потенциала в интересах всего общества. Действующее законодательство о государственной молодежной политике выделило также основные задачи, среди которых защита прав и законных интересов молодежи; предоставление помощи и социальных услуг молодежи; реализация социально-значимых инициатив молодежи.