Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В сентябре 2009 года был принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» с целью повышения статуса национальной медицины, качества оказания медицинской помощи, улучшения уровня медицинского обслуживания граждан, систематизации и приведения законодательных актов в сфере охраны здоровья в соответствие с международными нормами и стандартами и изменения отношения общества к вопросам здравоохранения. В мае 2010 года во время работы Генеральной Ассамблеи Национальной Медицинской Ассоциации министр здравоохранения Республики Казахстан Жаксылык Доскалиев выступил с докладом о Государственной программе реформирования здравоохранения на 2011-2015 годы «Салауатты Казахстан». Основной целью этой государственной программы является улучшение здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.
С 1991 года Республика Казахстан начала выступать на международных спортивных аренах, как самостоятельное независимое государство.
Выход самостоятельными командами на международную спортивную арену и жесткая конкуренция во всех видах спорта потребовали новых подходов в развитии физической культуры и спорта.
В соответствии с Посланием Президента страны к народу Казахстана, для решения вопросов по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта, утверждения принципов здорового образа жизни, разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан до 2030 года». Принимаемые меры по возобновлению массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, особенно среди детей и подростков дали определенные результаты.
В республике действует стройная система подготовки спортсменов высокого класса, начиная от детско-юношеских спортивных школ до национальных сборных команд Республики Казахстан.
С 1991-го по 2016 год, по данным Министерства культуры и спорта РК, в стране построены 63 стадиона и 25 дворцов спорта. Наряду с этим по всей стране появились 5336 новых спортивных площадок, открыты 1712 новых спортзалов.
Отдельные из них построены для проведения конкретных соревнований. Так, к проведению зимних Азиатских игр в 2011 году за счет республиканского бюджета были возведены республиканский велотрек «Сарыарка» в Астане и комплекс лыжных и биатлонных стадионов «Алатау» в Алматы. За счет софинансирования из республиканского и местного бюджетов в Алматы также был создан международный комплекс лыжных трамплинов «Сункар».
За 25 лет независимости национальная сборная Республики Казахстана приняла участие в 12-ти летних и зимних Олимпийских играх. Первыми стали XVII зимние Олимпийские игры в канадском городе Лиллехаммер в 1994 году. Тогда Казахстан впервые был представлен самостоятельной делегацией. Именно в этом году и была завоевано первое олимпийское «золото».
За годы Суверенного государства спортсмены республики завоевали:
- на зимних олимпийских играх 1 золото, 3 серебра, 3 бронзовые медали. Всего 7 медалей.
- в летних олимпийских играх 16 золотых, 17 серебряных, 19 бронзовых медалей. Всего 52 медали.
Помимо первого места, казахстанский лыжник Владимир Смирнов завоевал на XVII зимних играх еще два вторых места. На следующих стартах четырехлетия в японском городе Нагано казахстанцы завоевали еще две бронзовые медали – награды добыли лыжник Владимир Смирнов и конькобежка Людмила Пракашева. Белые Олимпиады 2002 и 2006 годов закончились для Казахстана безрезультатно. На Играх 2010 года биатлонистке Елене Хрусталевой удалось завоевать серебряную медаль.
3. В первые годы независимости система социального обеспечения была основана на расходах государственного бюджета, который испытывал хроническую нехватку средств на выплату пенсий и пособий. Основными причинами дефицита государственного бюджета стало резкое сокращение числа плательщиков, в том числе выехавшего из страны трудоспособного населения, а также низкий уровень оплаты труда. Вместе с тем состояние системы пенсионного обеспечения усугублялось ростом как абсолютного числа пенсионеров (с 1990 по 1995 год их число увеличилось с 2 414 тыс. до 2 980 тыс. человек), так и увеличением их удельного веса в сравнении с числом работающих.
Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей системе подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.
По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ, на 1 августа 2012 года – государственная адресная социальная помощь (АСП) назначена 88,5 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Доля детей в числе назначении АСП составляет более 62,4 %, самостоятельно занятых граждан – 10,1 %, безработных – 7,9 % и лиц в трудоспособном возрасте – 0,2 %.
В целом по республике среднемесячный размер адресной социальной помощи на одного получателя составляет 1845,7 тенге. Из общего объема средств, направленных для оказания названной государственной помощи 60,5 % выплачены жителям из сельской местности [2]. По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ, на 1 августа 2012 года государственное пособие детям до 18 лет (ГДП) назначено 562,6 тыс. детям, из них доля жителей сельской местности составляет 75,2 %. В общем числе назначений трех видов социальной помощи населению (АСП, ГДП и жилищной помощи), доля ГДП составляет 75,8 %.
В целом по республике среднемесячный размер ГДП на одного получателя составляет 1250,4 тенге. Из общего объема выплаченных средств около 75,8 % направлены для получателей из сельской местности. По оперативным данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ, на 1 августа 2012 года жилищная помощь назначена 91,4 тыс. семьям. В общем числе назначений социальной помощи доля получателей жилищной помощи 12,3 %. Среднемесячный размер названной помощи расчетно составляет 2312 тенге.
Основные направления развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Предполагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.
Будет реализована комплексная модель решения социальных проблем, основанная на рыночных механизмах. Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования, и предназначается для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.
Широкомасштабное социальное обеспечение материнства и детства будет одним из приоритетов всей системы социальной защиты государства. В перспективе по мере совершенствования системы социальной защиты будут заложены стимулы по поддержке позитивных тенденций демографических процессов, в том числе путем внедрения механизмов мотивации повышения рождаемости, таких как изыскание возможности оплаты единовременного пособия беременным женщинам, вставшим на диспансерный учет в медицинскую организацию в ранние сроки беременности, а также другие виды помощи.
Планируется вовлечение общественных объединений, защищающих права инвалидов, в формирование позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам. Предполагается разработка мероприятий по решению проблем инвалидности, осуществление государственной поддержки производств для нужд инвалидов, обеспечение внедрения государственных стандартов, обеспечивающих доступ инвалидов к основным правам и услугам.
Адресная социальная помощь будет предоставляться только самым незащищенным слоям населения на основе реальных критериев нуждаемости. Кроме того, будут разработаны специальные программы, нацеленные на предоставление дополнительной защиты определенной группе лиц: ветеранам, инвалидам, малообеспеченным гражданам.
Важным в общих подходах к реформированию социальной защиты является повышение роли социальных нормативов, поэтапное увеличение и приближение минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума. Размер социальных выплат будет рассчитываться исходя из норматива, имеющего реальную социально-экономическую природу. Будет оптимизировано соотношение между размером минимальной заработной платы и уровнем социальных пособий.
Основная литература: [1,2,5-11,17,22,34,35; дополнительная литература: 6-8,10,11,20,23,28,38,39,40,42,49,50,52,54,56-58,62-65,68-70,75-79,81-83,86-89]
Тема 3.5: Этнодемографические процессы и укрепление межнационального согласия
1. Утверждение в Республике Казахстан гражданского мира и национального согласия. Миграционные, демографические процессы в Казахстане
2. Программа «Нұрлы көш» и возвращение соотечественников
3. Создание Ассамблеи народа Казахстана
4. Уникальность казахстанской модели межнационального согласия, доктрина национального единства Казахстана
1. Миграционные процессы в Республике Казахстан развиваются под влиянием различных факторов: социально-экономических, политических, этнических, экологических и других. С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики. В соответствии с динамикой миграционных процессов развивается и миграционное законодательство. В 1997 году были приняты Закон «О миграции населения» и отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы, основными целями которой являлись обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов, а также укрепление государственной безопасности страны.
Дальнейшее совершенствование миграционного законодательства основывалось на Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», в котором были определены основные направления в области миграции. Глава государства отметил, что нужна современная концепция миграционной политики. Сложившаяся в Казахстане благоприятная социально-экономическая ситуация создает условия для притока иностранной рабочей силы. Поэтому Правительству с учетом опыта других стран нужно проработать механизмы проведения миграционной политики на постоянной основе, создать условия по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов в наше общество, разработать объективные критерии по квоте иммиграции.
28 августа 2007 года Указом Президента Республики Казахстан N 399 была одобрена Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы. Концепция миграционной политики нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Стратегия миграционной политики исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала. Концепция базируется на долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны «Казахстан-2030», разработана в соответствии с международным опытом регулирования миграционных процессов и в целях сохранения национальной идентичности должна реализовываться с учетом полиэтничности Казахстана.
Таким образом, за годы своей независимости Казахстан стал активным участником мировых миграционных процессов. По оценкам Международной организации по миграции Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются сильные миграционные процессы. Масштабы миграционных процессов в Казахстане будут нарастать. Устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни, отсутствие межнациональных конфликтов, большая территория, а главное мир и согласие, которые, как сказал Н.А.Назарбаев, являются главным достижением нашей страны делают Казахстан одним из центров миграционных потоков.
2. Основными предпосылками для принятия программы были неблагоприятная демографическая ситуация в Казахстане после распада СССР, а также мотивы поддержки зарубежных этнических казахов путём переселения их на историческую родину и предоставления им гражданства Казахстана.