Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самый большой процент этнических казахов за рубежом - это потомки тех, кто покинул Советский Союз в 1920-е - 1930-е годы, убегая от политических беспорядков, репрессий, насильственной коллективизации и голода, принёсших страдания большей части казахского населения. Считается, что 200 000 казахов покинули Советский Союз, переехав преимущественно в Китай, Монголию, Индию, Афганистан, Иран и Турцию, в то время как число казахов в соседних советских республиках в период с 1926 по 1930 годы увеличилось в 2,5 раза, составив свыше 794 000 человек. В результате «славянской» иммиграции, начавшейся в 18 - 19 веках и продолжившейся в советский период, а также массовым переселением и насильственной миграцией населения на территорию Казахстана, казахи превратились в национальное меньшинство на своей собственной родине. К 1959 году численность русских превысила число казахов в КазССР. Несмотря на то, что в последующие годы эта тенденция изменялась, в 1989 году в процентном отношении число казахов лишь ненамного превышало число русских. Но по данным последней переписи населения проводимой в 2009 году доля казахов увеличилась до - 63,1 % населения, доля русских снизилось до - 23,7 % за счёт высокой рождаемости и эмиграции русскоязычного населения.

Для достижения цели Программы предусматривается решить следующие задачи:

  • стимулирование расселения участников Программы в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах и для реализации прорывных проектов;

  • разработка и реализация новых механизмов социальной поддержки участников Программы;

  • обеспечение участников Программы жильём путём кредитования жилищного строительства и покупки жилья;

  • обеспечение устойчивой занятости участников Программы;

  • совершенствование нормативной правовой базы регулирования миграционных процессов.

Правительство Казахстана оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В настоящее время с учётом единовременного пособия, средств для приобретения жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества, каждой семье, в среднем состоящей из 5 человек, выделяется 833 тыс. тенге.

В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда, Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау.


Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и по желанию - русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Всем оралманам обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 % оралманов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства, каждый четвёртый занят в сельском хозяйстве.

Для оказания помощи оралманам при областных акиматах (администрациях области) созданы Советы оралманов, которые занимаются изучением и решением вопросов оралманов в новых условиях проживания.

Создана и совершенствуется информационная база данных «Оралман», которая в дальнейшем будет интегрирована в создаваемую единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг.

В настоящее время в Казахстане осуществляются проекты по решению жилищных вопросов этнических иммигрантов.
3. В 1996 году была создана Ассамблея народов Казахстана – уникальный институт достижения межнационального согласия. За это время она практически делами подтвердила свое значение как одно из факторов политической и этнической стабилизации в обществе. Сделан значительный вклад в возрождение и развитие культуры народной республики, заметно активизировалось работа национально-культурных центров. Всенародными стали Наурыз, Мейрамы, фестивали корейской, немецкой культур, татарский сабантуй, впервые на республиканском уровне прошли формы – праздники дунган и курдов.

Культурная жизнь этносов стала насыщеннее, инициативы национально-культурных центров практически повсеместно получает поддержку государственных структур. В Павлодаре, Семипалатинске, Жамбыле, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Кокшетау и других городах для малых ассамблей, национально-культурных центров выделены здания. Ассамблея стала центром организационной работы с диаспорами. Благодаря приданию государственного статуса ее рабочим органам проблемы национально-культурных центров решались оперативно, на ряду из них приняты решения на правительственном уровне. Ассамблея на деле стало органом народной дипломатии. И это не только связи с посольствами в Алматы, но и различные контакты с исторической родиной диаспор. Благодаря этим усилиям увеличится количество студентов – Казахстанцев в России и Беларусии, в столице отведен участок под строительство нового здания корейского театра. С помощью Ассамблеи национальной диаспоры восстанавливают свои связи с исторической родиной. Так, недавно создана организация «Казахстан-Украина», начинает свою работу общество дружбы и сотрудничество Казахстана и России.



Ассамблея приняла участие в работе ряда международных отношений, и сама явилась организатором международной конференции по проблемам гармонизации межэтнических отношений в новых независимых государствах. В нашей стране реализованы уникальная идея о предоставлении Ассамблее квоты для направления в высшие учебные заведения представителей национальных меньшинств. Ассамблея стала соучредителем республиканских журналов «Акикат» и «Мысль».
4. В Казахстане с самого начала независимости был избран путь решения проблем идентификации населения в единстве с процессом построения и развития гражданского общества. Суть его в том, что общегражданская идентификация опирается на этничность, ее сохранение, они не противоречат друг другу. Напротив, значение этничности возрастает, это потенциал развития, а гражданское общество создает условия для роста этого потенциала.

В программном документе «Казахстан – 2030» Президент Н.А.Назарбаев подчеркивал: «Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие – казахстанцы? Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации».

Идентичность в Казахстане формируется путем единства всех этносов на основе духовнокультурной и гражданской общности при консолидирующей роли государственного языка и культуры казахского народа. Осуществляется принцип формирования идентичности на базе общего гражданства, единства и целостности всего народа.

Еще в 1999 году на шестой сессии Ассамблеи народов Казахстана глава государства Н.А. Назарбаев отмечал: «Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны».

Национальное единство – это сплоченность полиэтнического общества на основе общей истории, в результате государственно-политического регулирования и организации общей хозяйственной деятельности, формирования толерантной культуры, взвешенной языковой политики, соответствующей идеологии, норм и обычаев.

Межнациональные отношения начинаются, как правило, с межнациональных контактов и в первую очередь в области культуры, с понимания национальных культур, их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения. А это в конечном итоге в свою очередь формирует и развивает культуру межнациональных отношений. Особо следует выделить то положение, что понятие «культура межнациональных отношений» сложное, оно состоит из трех слов, где главная роль принадлежит культуре. Поскольку культура, включающая в себя нравственность, искусство, философию, религию является ареной наиболее устойчивого взаимодействия наций, их взаимопонимания и взаимообогащения.


Культура межэтнических отношений основывается прежде всего на взаимном уважении, доверии между представителями различных наций, их взаимопомощи. Она означает тактичность в межнациональных отношениях, уважение национального достоинства, проявление уважения к национальному языку, традициям, обычаям, ценностям.

Кроме того, культура межэтнических отношений включает в себя активные контакты между представителями различных этносов, поскольку она проявляется именно в их общении, ей чужды национальная замкнутость, ограниченность, изоляция. Причем она предполагает общение между представителями разных этносов не только в трудовом процессе, на уровне общественной деятельности, но и в личной жизни, в быту. Мерилом зрелости культуры межэтнических отношений является активная позиция представителей различных национальностей, которая проявляется в их готовности оказать помощь и поддержку человеку независимо от его национальной принадлежности; нетерпимость к проявлениям любых форм национальной дискриминации.

Сегодня культура межэтнических отношений призвана выполнять ряд задач или функций.

Во-первых, познавательную. Она несет знания истории, обычаев, традиций совместно проживающих этносов, без которых трудно себе представить их общение.

Во-вторых, воспитательную. Она целенаправленно формирует определенные качества личности, проявляющиеся в межнациональном общении и знакомстве и приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям.

В-третьих, она готовит человека к межэтническим контактам, в ходе которых действует ее коммуникативная функция.

В-четвертых, культура межэтнических отношений призвана в итоге консолидировать этносы для достижения их единства, как основы общественного спокойствия в целом.

Для того, чтобы межэтнические контакты, лежащие в основе межэтнического общения, были конструктивными и плодотворными, они нуждаются в регулировании. И здесь культура межэтнических отношений выступает в роли регулятора.

Недостаток культуры межэтнических отношений может проявляться в отношениях между представителями различных наций в виде недоверия, подозрения, националистических настроений, национальной замкнутости, национального эгоизма.

Толерантность народа Казахстана стала фундаментом обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который, несмотря на кризис, продолжает завоевывать все новые и новые позиции в мире, постоянно стремясь совершенствовать все сферы жизни. Сохраняемое и укрепляемое межэтническое и межконфессиональное согласие стало той основой, которая позволила динамично
провести кардинальные и масштабные преобразования, обеспечил успехи в политической, экономической и социальной сферах.
Для казахстанцев принцип толерантности стал не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который самым решительным образом поддерживается и укрепляется руководством страны.

В заключении можно сказать, что выделить некоторые особенности казахстанской модели межэтнической толерантности.

Во-первых, все этнические группы, вне зависимости от численности, имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип - «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур. Важным элементом формирования толерантности стала реализация Концепции этнокультурного образования.

Во-вторых, казахстанская модель строилась на основе общественных организаций этносов, в лице этнокультурных объединений. В-третьих, представительство и политическая реализация интересов казахстанскихэтносов осуществляетсяна высшемгосударственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является сам Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определён высокий статус Ассамблеи народа Казахстана. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи депутаты Мажилиса представляют её интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.
Основная литература: [2,5-11,17,22,34-36; дополнительная литература: 8,12,15,16,23,26,39,42,49,51,57,60,62-66,68-70,75-79,81-83,86-89]