Файл: Протокол 10 от 27 мая 2020 г. Заведующий кафедрой Абуов Н. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная литература: [1,5-11; дополнительная литература: 6-11,20,28-30,37,38,40,42,48-50,54-58,62-65,68-70,75-79,81-83,86-89]

Тема 3.3: Казахстанская модель экономического развития

1.Трудности переходного периода: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня, безработица, криминогенность

2. Переход от плановой к рыночной экономике

3. Мировой экономический кризис и меры для его успешного преодоления
1. С распадом СССР республика столкнулась с множеством экономических проблем: спад производства, высокий уровень инфляции и безработица. Был проведен ряд реформ по стабилизации экономики, выводу ее из глубокого структурного, финансового и валютного кризиса, но реформы не принесли результата. В Казахстане провозглашен принцип открытой экономики как необходимое условие включения в мирохозяйственные связи и международное разделение труда. Экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса.

На первом этапе (1992-1994) реформы были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений. На данном этапе отмечалось значительное сокращение объемов производства продукции, работ и услуг во всех отраслях. Инфляция за короткий срок обесценила все накопления и имеющиеся оборотные средства. Предприятия продолжали производить продукцию, которая не была нужна внутреннему рынку. Начиная с 1994 г., с приходом в промышленность иностранных компаний, наблюдается значительный рост инвестиций.

Второй этап (1995-1999) проведения рыночных реформ в промышленности связан со стабилизацией производства в отраслях, обеспечивающих потребности внутреннего рынка. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли казахстанской экономики. Впервые за годы реформирования был обеспечен прирост промышленного производства в 1996-1997 гг. (соответственно на 0,3 и 4,0 %). В 1999-2000 гг. этот прирост составил уже 2,7 и 14,6 %.

Современный этап определен в промышленной политике как поддержка отечественных товаропроизводителей за счет реализации мер по защите отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.
2. В начале ХХI века вплоть до в 2007 г., т. е. начала мирового экономического кризиса в Казахстане наблюдался динамичный и устойчивый экономический рост. За 1995–2008 годы объем ВВП Казахстана возрос в 2,4 раза, в том числе только за 2005–2008 годы – в 1,2 раза. Темпы экономического роста были одними из самых высоких среди стран СНГ – порядка 10%. В 2007 г., несмотря на разразившийся мировой экономический кризис, они составили 8,9%, а в 2008 г. – 3,3%. Это очень хорошие показатели на фоне рецессии мировой экономики и снижения мировых цен на сырье. Они свидетельствуют об устойчивости казахстанской экономики, ее финансового сектора и о правильном выборе приоритетов развития.


По производству ВВП на душу населения в последние годы Казахстан входил в верхнюю подгруппу развивающихся стран со средним уровнем дохода, занимая примерно одинаковые позиции с такими страна­ми как Китай и Египет. Среди стран СНГ по данному показателю республика занимает второе место после России, а в регионе Центральной Азии лидирует со значительным преимуществом.

Оценивая состояние экономики за годы реформ, можно сказать, что показатели развития экономики Казахстана оставались лидирующими на территории СНГ вплоть до 2009г.
3. В 2007г. вновь разразился глобальный экономический кризис, который знаменовал начало нового витка в развитии стран мировой цивилизации. Вторая волна кризиса такого масштаба, глобальный спад спроса, производства и потребления не могли не отразиться на экономике республики, которая постепенно становится частью глобальной экономики, со всеми вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями. В Казахстане в первом квартале 2009 г., несмотря на планируемое увеличение по итогам года, ВВП снизился на 2%, и только в третьем квартале появилась тенденция к стабилизации ситуации.

В 2009 г. по предварительным данным производство продукции сельского хозяйства, несмотря на влияние глобального кризиса, увеличилось на 2,7%, собран рекордный урожай зерна, объем инвестиций в основной капитал, начиная со 2-го квартала стал расти и увеличился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом 2008г. В 2010 г. планируется рост ВВП порядка 3%.

Воздействие глобального экономического кризиса на экономику Казахстана имеет свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Основная проблема национальной экономики заключается в том, что до сих пор в республике наблюдается очень высокая зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. В последние годы в республике выбрано направление на диверсификацию производства, внедрение инноваций, развитие отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике продолжает играть нефтегазовый экспорт, экспорт металлов и зерна. Однако в результате кризиса спрос практически на все позиции казахстанского сырьевого экспорта снизился, уменьшились и мировые цены на экспортируемое сырье.

Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков. Стало очевидным, что для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития республики стало необходимым найти внутренние источники роста.



Глава государства обозначил четкие ориентиры в этой работе, сделав акценты на обеспечение макроэкономической стабильности, социальном благополучии и модернизации экономики, без которой невозможны экономический рост и устойчивое развитие страны.

Время показало несостоятельность взглядов многих западных ученых-экономистов, считавших, что рынок сам способен отрегулировать все экономические процессы. Поэтому во многих странах в условиях кризиса особое значение придается усилению роли государства. Президент страны этому вопросу уделил особое внимание, издав указ о создании нового крупного холдинга «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына», целью которого является координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации «прорывных» проектов международного значения. По мнению Президента, формирование крупной государственной корпорации мирового уровня обеспечит не только эффективное управление государственными активами, но и реализацию проектов по созданию новых производств любых масштабов. По замыслу Главы государства, такая структура, аналогичная успешным холдингам в мире («Темасек» в Сингапуре, «Хазанах» в Малайзии) станет локомотивом общестранового и регионального индустриального прорыва, сердцевиной экономической деятельности Правительства республики. Уже сейчас холдинг реализует крупные проекты прорывного характера в химической и горнорудной промышленности, продолжает работу с банками по развитию малого и среднего бизнеса, завершению объектов строительства в городах Астане и Алматы.

В числе первоочередных задач стабилизационных действий Правительства и Национального банка Президент страны назвал обеспечение устойчивости финансового сектора нашей страны и принятие закона о финансовой стабильности.

Для того, чтобы решить эту задачу, правительством принят ряд стратегических документов, успешная реализация которых может способствовать выходу из кризиса и закреплению страны на траектории устойчивого развития. К программным документам, имеющим стратегическое значение для экономики республики, можно отнести Стратегию развития транспортного комплекса Казахстана до 2015 года, Стратегию территориального развития, Концепцию создания регионального финансового центра в г. Алматы, Концепцию устойчивого развития Казахстана до 2024 года, Концепцию формирования социально-предпринимательских корпораций (СПК) и другие.


Уже осенью 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на казахстанскую экономику, Правительство РК, Национальный Банк РК и Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций выработали План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 гг.

Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Данный план оказался своевременным и, на наш взгляд, даст ключ к решению проблем по преодолению кризисных явлений. Правительство заняло правильную позицию, приняв решение в период рецессии сконцентрироваться на внутренних резервах, инвестировать в реальный сектор, инфраструктуру, развитие человеческого капитала для того, чтобы создать запас прочности на будущее и основу для качественно нового рывка в развитии страны.

Для того, чтобы законодательно закрепить принятые решения, были внесены изменения и дополнения в некоторые нормативно-правовые акты, в том числе по вопросам финансовой устойчивости, долевого строительства, где усилены гарантии прав дольщиков. Скорректирован бюджет республики с учетом падения мировых цен на нефть до 40 долл. за баррель. Создан Фонд стрессовых активов 122 млрд. тенге. Законом предусмотрено увеличение суммы гарантий по вкладам населения с 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 г. – 5 млн., что увеличило доверие населения к банкам.

С 1 января 2009 г. введен новый Налоговый Кодекс. Снижены налоговые нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора – с 30% до 20% в 2009 г., 17,5% в 2010 г. и 15% в 2011 г. НДС будет снижен с 13% до 12%.

Основная литература: [2,5-11,17,22,34-36; дополнительная литература:8,12,15,16,23,26,39,42,49,51,57,60,62-66,68-70,75-79,81-83,86-89]

Тема 3.4: Социальная модернизация – основа благополучия общества

1. Социальные реформы и социальная модернизация

2. Развитие здравоохранения, спорта и физической культуры

3. Поддержка и оказание помощи малообеспеченным слоям населения
1. В сфере социально-экономического развития на предстоящее 10-летие сформированы основные задачи: увеличение объема ВВП, национальных капитальных вложений, благосостояние граждан, укрепление безопасности страны и Вооруженных сил. Главные результаты проводимой экономической реформы были подведены в выступлении Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 15-летию Независимости Республики Казахстан «Казахстанский путь: от стабильности – через модернизацию – к процветанию». По уровню развития экономики Казахстан сегодня входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, что убедительно доказывает экономический рост на уровне 9-10 % ВВП в год. В настоящее время активы созданного в 2000 г. Национального фонда превысили 12 млрд. долларов. Казахстан признан лидером реформ и первым среди государств бывшего СССР получил статус страны с рыночной экономикой и высокие рейтинговые оценки инвестиционного класса. Подводя итог, Президент подчеркивает, что главным условием формирования нашей конкурентоспособности являются эффективность рынка, инновации, степень развития бизнеса, создание технополисов.
2. В Стратегии «Казахстан-2030» здоровье граждан было определено одним из основных долгосрочных приоритетов развития Казахстана. Здоровье населения и экономическое развитие страны между собой взаимосвязаны. В связи с выдвинутыми положениями в Стратегии развития уже на первых порах ее реализации был проведен ряд крупных мероприятий, среди которых можно назвать съезды врачей Казахстана, которые состоялись в 1997, 2002, 2007 годах. Деятельность отрасли здравоохранения в этот период была направлена на реализацию Государственной программы «Здоровье народа», Концепции дальнейшего развития здравоохранения Республики Казахстан в 2000-2005 годах.

2002 год стал переломным в медицинской отрасли, так как вопросы охраны здоровья населения республики были выдвинуты в ранг приоритетных задач государственной важности. Государство определило здоровье народа величайшей ценностью. 2002 год вошел в историю отечественной медицины как Год здоровья. В 2002 году был образован Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности. В 2004 году в целях осуществления полноценного и всестороннего контроля деятельности по предоставлению медицинских услуг был создан Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг. В структуру Министерства здравоохранения также вошли Комитет фармацевтического контроля и Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В целом в сфере здравоохранения существовал ряд проблем, которые требовали радикального пересмотра подходов в управлении отраслью. Необходимо было произвести серьезные изменения в части совершенствования управления, финансирования, организации предоставления медицинской помощи. С этой целью была разработана Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. В феврале 2005 года был создан Национальный координационный совет по охране здоровья при Правительстве Республики Казахстан. С 2006 года было начато создание центров первичной медико-санитарной помощи. В 2007 году в областях действовали уже 57 таких центров (г. Алматы, Атырауская, Жамбылская, Мангыстауская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области). В рамках инвестиционных проектов по программе развития сельских территорий в 2007 году были введены в строй 7 сельских объектов здравоохранения: 5 центральных районных больниц (Актюбинская область - 2, Карагандинская область - 2, Северо-Казахстанская область - 1), противотуберкулезная больница и районная поликлиника в Кызылординской области. По данным департаментов здравоохранения областей, в 2005-2007 годах за счет средств местного бюджета были построены 44 объекта здравоохранения. В 2008 году число самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций составило 2,8 тыс. поликлиник, из них 1,9 тыс. - государственные, более 800 - частные. В республике функционировали 190 самостоятельных поликлиник смешанного типа, предоставляющих услуги общей врачебной практики и специализированную помощь. В шести городах республики - Караганде, Павлодаре, Семее, Талдыкоргане, Усть-Каменогорске и Алматы - была организована служба паллиативной помощи в форме хосписа или хосписного отделения при многопрофильных больницах и онкологических диспансерах.