Файл: Методические рекомендации Красноярск2022 ббк 74. 262. 21(2Рос4Крн) в 19 Рецензенты.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Решение задания «Вязание жилета»
Вопрос 2
I способ
Найдем площадь фигуры на выкройке:
50 ∙ (42 + 21 + 21) – 8 ∙ 25 ∙ 2 = 4200 – 400 = 3800 (см
2
).
Вычислим, во сколько раз площадь образца меньше площади выкройки:
3800 : (10 ∙ 10) = 38 (раз).
Всего у Ольги 22 дня для вязания по 1 часу или 22 ∙ 60 = 1320 минуты.
1320 : 20 = 66 фрагментов размером 10 × 10 может связать Ольга за эти дни.
Ответ: 38 < 66, значит, Ольга успеет закончить работу.
II способ
Найдем площадь фигуры на выкройке:
50∙ (42 + 21 + 21) – 8∙ 25∙ 2 = 4200 – 400 = 3800 (см
2
).
Вычислим, во сколько раз площадь образца меньше площади выкройки:
3800:(10 ∙ 10) = 38 (раз).
За час Ольга вяжет 3 образца. Значит, в день она свяжет также 3 образца.
38 : 3 = 12 (ост. 2), значит, ей понадобиться 13 дней. Всего у Ольги 22 дня для вязания по 1 часу.
Ответ: 13 <22, значит, Ольга успеет закончить работу.
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: успеет. Приведено обоснование, включающее срав- нение площади образца с полотном, а также объяснено, почему хватит времени
1 балл
Дан ответ: успеет. Приведено неполное обоснование
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
33
Задание «Покупка телевизора»
Правильное расположение телевизора в комнате играет важную роль,
так как безопасно смотреть ТВ без ущерба для зрения можно, если только
подобрать оптимальное расстояние до телевизора в зависимости от его
диагонали и разрешения экрана (рис. 5).
Рис. 5. Оптимальное расстояние для просмотра телевизора
для различных разрешений
Справка. Диагональ телевизора – это расстояние между двумя уг- лами телеэкрана по диагонали. По общепринятым стандартам эта длина измеряется в дюймах (1 дюйм = 2,54 сантиметра).
Семья Сидоровых решила купить телевизор в гостиную и поместить
его в комнате так, как показано на схеме (рис. 6).
Папа для просмотра телевизора выбирает на диване место, самое
близкое к экрану, а мама любит смотреть телевизор, выбирая, напротив,
самое дальнее место на диване от экрана телевизора.
H
D F
HD
34
Рис. 6. Схема гостиной
Вопрос 1. Каким может быть размер диагонали телевизора с разре- шением HD, который могут купить Сидоровы для безопасного использо- вания? Запишите ответ и соответствующее обоснование.
Вопрос 2. На покупку телевизора Сидоровы готовы потратить не бо- лее 50 000 рублей. Изучите предложения магазина и выберите самый привлекательный по цене вариант покупки телевизора, учитывая, что на витринный образец делается скидка 5% . В ответе укажите марку телеви- зора и стоимость покупки.
Любимое место папы
Любимое место мамы
35
Рис. 7. Варианты моделей телевизоров (для приобретения)
Задание
«Покупка телевизора». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Рассуждать
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
3-й уровень
Формат ответа
Развернутый ответ
Описание задания
Определение примерной длины от- резков; извлечение информации из схем и диаграмм; обоснование вы- вода
Предполагаемый возраст
5-й класс
Решение задания «Покупка телевизора»
Вопрос 1
Кратчайшее расстояние от дивана до экрана указано как любимое место для папы. Примерное расстояние 2,4 м. Значит, для отца следует ориен- тироваться на значения: от 25 дюймов до 40 дюймов.
Мама соответственно сидит дальше от экрана. Сложно точно оценить ее расстояние, но она находится на расстоянии от телевизора не более 3 м.
Значит, для неё следует ориентироваться на значения: от 30 дюймов до
50 дюймов.
Ответ: любой набор из значений 30”, 35”, 40”.
36
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: любой набор из значений 30”, 35”, 40”. Приведено обоснование, включающее оценку и сравнение расстояний от места папы до телевизора и от места мамы до телевизора.
Верно определены возможные оптимальные значения диаго- нали телевизора для каждого из родителей
1 балл
Дан ответ: любой набор из значений 25”, 30”, 35”, 40”, 45”.
Приведено неполное обоснование
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
Задание
«Покупка телевизора». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Количество
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
1-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Извлечение информации из ри- сунка; нахождение процента от числа; сравнение десятичных дробей
Предполагаемый возраст
5-й класс
Решение задания «Покупка телевизора»
Вопрос 2
телевизор «LG»: 54990 ∙ 0,9 = 49491 (р.) телевизор «SONY»: 49990 (р.) телевизор «SAMSUNG»: 52990 ∙ 0,95 = 50340,5 (р.)
Ответ: LG, 49491 рубль.
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: LG, 49491 рубль
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
37
6. Открытый банк заданий для формирования
функциональной грамотности
«Математическая грамотность»
(6 класс)
Задание «Молочная продукция»
Рис. 1. Календарь 2020
1 апреля в Новосибирске и Красноярске была произведена молочная про-
дукция. Выезжая одновременно (1 апреля в 23:00 часа), товарные поезда ве-
зут питьевой йогурт из Новосибирска в Красноярск и молоко Tetra Pak (ТВА
Sq) из Красноярска в Новосибирск. Новосибирский поезд через 4 ч 48 мин по-
сле выезда встречает красноярский и через 3 ч 12 мин прибывает в Красно-
ярск. Сколько дней может реализовываться молоко и йогурт в супермарке-
тах Новосибирска и Красноярска (рис. 1)? Прайс-лист на молочную продук-
цию представлен в таблице.
38
Таблица
Прайс-лист на молочную продукцию
№
Наименование
продукции
Жирность,
%
Объем
/вес
(л/кг)
Тип
упаковки
Срок
годности
Цена
1
Молоко ультрапа- стеризованное
«Простоквашино»
1,5 0,95
TBA Sq
6 мес.
29,49 р.
2
Молоко пастеризо- ванное
«Простоквашино»
2,5 0,93
ПЭТ-бу- тылка
10 суток 28,00 р.
3
Молоко пастеризо- ванное «Просто- квашино» отборное
3,4–6 0,93
ПЭТ-бу- тылка
10 суток 29,40 р.
4
Кефир
«Простоквашино»
2,5 0,93
ПЭТ-бу- тылка
10 суток 29,40 р.
5
Сливки ультрапа- стеризованные
«Простоквашино»
10 0,2
Комби- фит
4 мес.
16,71 р.
6
Йогурт питьевой
«Летний день» абрикос
1,5 0,5
ТВSq
20 суток 18,71 р.
7
Йогурт питьевой
«Летний день» земляника
1,5 0,5
ТВSq
20 суток 18,71 р.
39
Задание
«Молочная продукция»
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Интерпретировать
Контекст
Общественная жизнь
Уровень сложности
2-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Извлечение и интерпретация дан- ных, представленных в таблицах; выполнение прикидки времени начала продаж; реальные расчеты.
Предполагаемый возраст
6-й класс
Решение задания «Молочная продукция»
4 ч 48 мин + 3 ч 12 мин = 8 ч – время доставки йогурта в Красноярск.
Время доставки молока из Красноярска в Новосибирск вычислить точно не получится, но можно сказать, что поезд в Новосибирск идет нена- много медленнее поезда, идущего в Красноярск, поэтому можно считать, что реализация продукции в супермаркетах начнется 2 апреля.
(30 – 1) + 31 + 30 + 31 + 31 + 30 = 182 (дня) – может реализовываться молоко.
20 – 1 = 19 (сут.) – может реализовываться йогурт.
Ответ: 182 дня, 19 суток.
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: 182 дня, 19 суток
1 балл
В ответе указано только одно верное значение: 182 или 19.
Второе значение либо ошибочное, либо отсутствует
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует
40
Задание «Гора Ай-Петри»
Три туриста собрались на экскурсию в Крым. Зайдя на сайт «Экскурсии по
Крыму», они узнали несколько интересных фактов о горе Ай-Петри:
подъем на гору осуществляется по канатной дороге, которую об-
служивают 4 фуникулера весом 1,5 тонны каждый, вместимостью 35
человек;
общая протяженность подъема на вершину горы по канатной до-
роге составляет 2,88 км;
скорость движения фуникулера 6–8 м/с;
от центральной станции «Сосновый бор» до конечной «Ай-Петри»
протянут трос длиной 1860 метров без единой опоры!
Приехав на канатную дорогу, они купили билеты. В билете одного из тури-
стов было указано, что перед ним в очереди 88 человек.
Вопрос 1. В какой по счету фуникулер сядут три туриста?
Вопрос 2. Сколько селфи-снимков сделает один пассажир фуникулера во время подъема на вершину горы, если за минуту он успевает сделать 20 снимков?
Задание
«Гора Ай-Петри». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Количество
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Общественная жизнь
Уровень сложности
1-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Действия с натуральными числами; деление с остатком; округление с учётом условий описанной ситуа- ции по избытку
Предполагаемый возраст
56-й класс
41
Решение задания «Гора Ай-Петри»
Вопрос 1
88 + 3 = 91 (чел.) – количество человек, ожидающих фуникулёр, с учетом очереди и 3-х туристов.
91 : 35 = 2 (ост. 21), таким образом, для 91 пассажира двух фуникулёров недостаточно.
Ответ: в третий фуникулёр.
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: в третий фуникулёр или (в 3-й фуникулёр)
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
1 2 3 4 5 6 7
Задание
«Гора Ай-Петри». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Изменение и зависимости
Компетентностная область оценки
Интерпретировать
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
2-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Установление зависимости между скоростью движения фуникулера и количеством снимков; перевод из одной единицы измерения в другую
Предполагаемый возраст
56-й класс
42
Решение задания «Гора Ай-Петри»
Вопрос 2
2,88 км = 2880 м
2880 : 6 = 480 (с) – время подъема фуникулера при скорости 6 м/с.
2880 : 8 = 360 (с) – время подъема фуникулера при скорости 8 м/с.
480 : 60 = 8 (мин) – время подъема фуникулера при скорости 6 м/с.
360 : 60 = 6 (мин) – время подъема фуникулера при скорости 8 м/с.
8 ∙ 20 = 160 (шт.) – селфи-снимков сделал пассажир фуникулера во время подъема при скорости 6 м/с.
6 ∙ 20 = 120 (шт.) – селфи-снимков сделал пассажир фуникулера во время подъема при скорости 8 м/с.
Ответ: от 120 до 160 селфи-снимков.
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: от 120 до 160 селфи-снимков
1 балл
Указано подмножество значений промежутка [120; 160 или несколько значений, принадлежащих промежутку [120; 160]
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует
43
Задание «Физкультура»
Лера – прилежная ученица, но зачет по бегу на физкультуре сдать не
могла. Она решила летом бегать по 30 минут каждый день. В свой день рож-
дения, 23 июля, Лере тренировку пришлось отложить. Каждую неделю де-
вочка записывала свой лучший результат в дневнике тренировок.
Номер
недели
1
2
3
4
5
6
7
Результат забега на
1000 м, мин. сек
5.01,0 5.00,0 4.56,0 4.34,0 4.14,0 4.52,0 4.24,0
Вопрос 1. Сколько часов тренировалась Лера с 5 июля по 22 августа?
Запишите соответствующее обоснование.
Вопрос 2. Какого лучшего результата достигла Лера за все время тре- нировок?
Задание
«Физкультура». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
2-й уровень
Формат ответа
Развернутый ответ
Описание задания
Действия с рациональными чис- лами; перевод из одной единицы измерения в другую; извлечение и интерпретация данных, представ- ленных в таблице
Предполагаемый возраст
56-й класс