Файл: Методические рекомендации Красноярск2022 ббк 74. 262. 21(2Рос4Крн) в 19 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Решение задания «Физкультура».
Вопрос 1
с 5 июля по 23 августа – 49 дней, 30 мин = 0,5 ч.
49  1 = 48 (д.) – всего бегала Лера.
48 ∙ 0,5 = 24 (ч) – тренировалась Лера с 5 июля по 23 августа.
Ответ: 24 часа.
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: 24 ч. Приведено соответствующее обоснование: верно определено количество дней, которое тренировалась
Лера, верно осуществлен перевод единиц времени.
1 балл
Дан ответ: 24 ч. Без пояснений
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
Задание
«Физкультура». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Интерпретировать
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
1 - й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Извлечение и интерпретация дан- ных, представленных в таблицах согласно условию.
Предполагаемый возраст
56-й класс
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: 4.14,0
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует

45
Задание «Клумба»
Рис. 2. Форма клумбы
На «Совете старшеклассников» ребята обсуждали вопрос создания
природного и эстетического микроклимата на территории школы. По их
мнению, это позволит ученикам познавать окружающую их природу непо-
средственно в процессе обучения.
Размышляя над вопросом благоустройства школьного двора, решили
разбить клумбу необычной формы (рис. 2).
Чтобы придать клумбе эстетичный вид, ее необходимо огородить гиб-
ким бордюром. На складе, с которым у школы заключен договор, имеются в
наличии бордюры двух видов: ограждение садовое «Плетёнка» и бордюр
«Волна».
Название ограждения,
размеры
Цена
за 1 шт.
Ограждение садовое «Плетёнка»: высота 19,5 см; длина 2,4 метра.
380 р.
Бордюр «Волна»: высота 90 мм; длина 3,2 метра
480 р.

46
Вопрос 1. Покупка какого ограждения будет выгоднее? Приведите соответствующее обоснование.
Вопрос 2. Для озеленения клумбы необходимо закупить цветы в оранжерее. Сколько корней рассады цветов надо купить при плотности посадки 20 корней на 1м
2
? Запишите ответ на вопрос и объясните, как найти площадь клумбы. Для расчета используйте целые значения необ- ходимых числовых коэффициентов.
Задание
«Клумба». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Пространство и форма
Компетентностная область оценки
Интерпретировать
Контекст
Общественная жизнь
Уровень сложности
3-й уровень
Формат ответа
Развернутый ответ
Описание задания
Распознавание геометрических форм и описывание формы клумбы с помощью языка геометрии; нахождение периметра фигуры, составленной из полуокружностей; извлечение информации из рисун- ков
Предполагаемый возраст
6-й класс


47
Решение задания «Клумба»
Вопрос 1
Периметр клумбы состоит из четырех равных полуокружностей или двух окружностей, диаметром 2 метра, значит R = 1 м. L = 2C = 4????R.
(Выбор значения ???? остается за учащимся. В наших расчетах ???? ≈ 3,1.)
4 ∙ 3,1 ∙ 1 = 12,4 (м) – периметр клумбы.
12,4 : 2,4 =31/6 6 (уп.) – требуется ограждения «Плетёнка».
6 ∙ 380 = 2280 (руб.) – стоимость ограждения «Плетёнка».
12,4 : 3,2 = 31/8 4 (уп.) – требуется бордюра «Волна».
4 ∙ 480 = 1920 (р.) – стоимость бордюра «Волна».
Так как 1920 < 2280, то более выгодный бордюр «Волна».
Ответ: бордюр «Волна».
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: бордюр «Волна». Приведено соответствующее обос- нование из каких фигур составлен периметр клумбы; верно вы- полнены сопутствующие вычисления
1 балл
Дан ответ: бордюр «Волна». Приведены расчеты, имеющие одну вычислительную ошибку; либо не имеется пояснения, из чего состоит периметр клумбы, при этом вычисления прове- дены верные
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует
Задание
«Клумба». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Пространство и форма
Компетентностная область оценки
Формулировать
Контекст
Общественная жизнь
Уровень сложности
3-й уровень
Формат ответа
Развернутый ответ
Описание задания
Распознавание геометрических форм и описывание формы клумбы с помощью языка геометрии; нахождение площади фигуры, со- ставленной из полукругов и квад- рата; извлечение информации из рисунков
Предполагаемый возраст
6-й класс

48
Решение задания «Клумба»
Вопрос 2
Клумба состоит из квадрата со стороной 2 м и четырех полукругов, ради- усом 1 м. Таким образом, для нахождения площади клумбы необходимо найти площади квадрата и четырех полукругов (или двух кругов).
S круга
= ????????
2
Согласно требованию «для расчета используйте целые значения необхо- димых числовых коэффициентов» выбираем ???? ≈ 3.
3 ∙ 1 2
∙ 2 + 2 2
= 10 (м
2
) – площадь клумбы.
10∙20=200 (шт.) – корней рассады требуется.
Ответ: 200 корней.
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: 200 корней. Приведено соответствующее обоснова- ние, из каких фигур составлена клумба, с указанием размеров их элементов (стороны квадрата и радиуса/диаметра полу- круга); верно выполнены сопутствующие вычисления
1 балл
Дан ответ: 200. Приведены расчеты, имеющие одну вычисли- тельную ошибку при полном пояснении; либо в пояснении не указано, чему равна сторона квадрата и/или чему равен радиус полукругов, при этом вычисления проведены верные
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует


49
Задание «Каникулы»
Рис. 3. Варианты тарифов оплаты проезда

50
Семья Ивановых, состоящая из трех человек, приехала на 7 дней в
Москву на каникулы. Каждый день семья выезжает на экскурсии из г. Химки
до станции метро «Охотный ряд». Сначала они едут на автобусе, а затем
на метро, и каждый день они все вместе возвращаются обратно (рис. 3).
Вопрос 1. Какую сумму израсходует семья Ивановых на одного че- ловека за время каникул, если будет ежедневно покупать карту «Тройка» с лимитом на две поездки в метро, а за одну поездку в автобусе платить
40 рублей?
Вопрос 2. Рассчитайте, какой тариф для всей семьи выгоднее на время каникул: «Безлимит» или «Кошелёк»? В ответе укажите сумму и название тарифа. Запишите соответствующее обоснование.
Задание
«Каникулы». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
1-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Интерпретирование данных в таб- лице, выполнение реальных расче- тов
Предполагаемый возраст
5–6-й класс

51
Решение задания «Каникулы»
Вопрос 1
40 ∙ 2 ∙ 7 + 110 ∙ 7 = 1330 р.
Ответ: 1330 рублей.
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: 1330 рублей
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует
Задание
«Каникулы». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Изменение и зависимости
Компетентностная область оценки
Интерпретировать
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
3-й уровень
Формат ответа
Развернутый ответ
Описание задания
Интерпретирование данных в таб- лице; выполнение реальных расче- тов; обоснование вывода
Предполагаемый возраст
5–6-й класс

52
Решение задания «Каникулы»
Вопрос 2
Тариф «Безлимит»:
2000 ∙ 3 = 6000 (р.) – потратит семья за каникулы.
Тариф «Кошелёк»:
Тариф «90 минут» активизируется после пересадки с метро на наземный транспорт. Следовательно, поездка из г. Химки до ст. Охотный ряд опла- чивается по тарифу «Кошелек».
(35 + 35) ∙ 7 ∙ 3 = 1470 (р.). Поездка на обратном пути от ст. «Охотный ряд» до г. Химки активизирует тариф «90 минут»: (35 + 19) ∙ 7 ∙ 3 = 1134 (р.).
Таким образом, получаем: 1470 + 1134 = 2604 рубля
2604 < 6000, то есть наиболее выгодный тариф «Кошелёк».
Ответ: 2604 рубля, тариф «Кошелек».
Система оценивания
2 балла
Дан ответ: 2604 рубля, тариф «Кошелёк». Приведены вычисле- ния в качестве обоснования
1 балл
Дан ответ: тариф «Кошелёк», указано ошибочное значение суммы для данного тарифа из-за одной вычислительной ошибки, которая выявлена при проверке обоснования
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует


53
Задание «Калитка»
Семья Петровых устанавливает на дачном участке калитку (рис. 4).
Условия установки таковы: между двумя столбами калитки необходимо
установить раму из 10 металлических прутьев толщиной 1,5 см, расстоя-
ние между прутьями 23 см, расстояние между столбами 257,5 см. Оплата
установки – 2 тыс. рублей.
Рис. 4. Схема калитки
Вопрос 1. На каком равном расстоянии от столбов надо закрепить раму?
Вопрос 2. Сколько денег потратят Петровы, если заплатят за работу не сразу, а рассчитаются через 2 месяца, при этом за каждый месяц от- срочки им придется переплатить по 5 % от стоимости установки?
Задание
«Калитка». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Пространство и форма
Компетентностная область оценки
Формулировать
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
2-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Распознавание геометрических форм и описание объектов реаль- ного мира с помощью геометрии; использование простейших свойств прямоугольника
Предполагаемый возраст
5–6 класс

54
Решение задания «Калитка»
Вопрос 1
1,5 ∙ 10 = 15 (см) – ширина 10 прутьев.
23 ∙ 9 = 207 (см) – расстояния между прутьями.
207 + 15 = 222 (см) – ширина рамы.
257,5 – 222 = 35,5 (см) – сумма двух расстояний от столба до рамы.
35,5 : 2 = 17,75 (см) – расстояние от столба до рамы.
Ответ: 17,75 см или
(257,5 – (1,5∙10 + 23 ∙ 9)):2 = 17,75 (см) – расстояние от столба до рамы.
Ответ: 17,75 см.
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: 17,75 см. Принимается ответ в других единицах измерения
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует
Задание
«Калитка». Вопрос 2
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Количество
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Личная жизнь
Уровень сложности
1-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Нахождение процента от числа; ре- альные расчеты
Предполагаемый возраст
5–6 класс

55
Решение задания «Калитка»
Вопрос 2
5% – это 0,05 от стоимости установки.
2000 ∙ 0,05 = 100 (р.) – составляют 5% от стоимости установки (или пере- плата за месяц).
100 ∙ 2 = 200 (р.) – переплата за два месяца.
200 + 2000 = 2200 (р.) – заплатят Петровы.
Ответ: 2200 рублей.
Или
2000 + 2000 ∙ 0,05 ∙ 2 = 2200 (р.) – израсходуют Петровы.
Ответ: 2200 рублей.
Система оценивания
1 балл
Дан ответ: 2200 рублей
0 баллов
Другие ответы. Ответ отсутствует


56
7. Открытый банк заданий для формирования
функциональной грамотности
«Математическая грамотность»
(7 класс)
Задание «Покупка пряников»
Наталья решила купить в магазине фасованные пряники. Девушка
взяла упаковку пряников (рис. 2), на которой было написано НЕТТО 300
граммов, подошла к контрольным весам (рис. 1) и взвесила товар. Весы по-
казали 280 граммов. (Нетто – масса товара без упаковки.)
Рис. 1. Контрольные весы
Рис. 2. Упаковка пряников
Для фасованной продукции существуют допустимые погрешности, из-
ложенные в документе «Требования к количеству фасованных товаров в
упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и им-
порте».
Ниже представлены таблицы «Пределы допускаемых отрицательных
отклонений содержимого нетто (масса товара без упаковки) от номиналь-
ного количества» (табл. 1, 2).

57
Таблица 1
Предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого
нетто от номинального количества (не более 10 кг или 10 л)
Номинальное
количество нетто М,
г или мл
Предел допускаемых
отрицательных отклонений Т
% от М
г или мл
От 5 до 50 включительно
9

От 50 до 100 включительно

4,5
От 100 до 200 включительно
4,5

От 200 до 300 включительно

9
От 300 до 500 включительно
3

От 500 до 1000 включительно

15
От 1000 до 10000 включительно
1,5

Таблица 2
Предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого
нетто от номинального количества (свыше 10 кг или 10 л)
Номинальное количество
нетто М, кг или л
Предел допускаемых отрицатель-
ных отклонений Т
% от М
г или мл
От 10 до 15 включительно

150
От 15 до 50 включительно
1,0

От 50 до 100включительно

500
От 100 0,5

Вопрос 1. Какой может быть минимально допустимая масса пряни- ков в упаковке, которую взяла Наталья? В ответе укажите число и номер таблицы, которой Вы пользовались при расчетах.
Вопрос 2.Если на коробке фасованных пряников написано НЕТТО
10 100 г, а контрольные весы показывают 10 000 г, то может ли покупа- тель обратиться в общество по защите прав потребителей с заявлением о несоответствии информации, указанной на упаковке, с действительно- стью. Ответ обоснуйте.

58
Задание
«Покупка пряников». Вопрос 1
Х
арактер
и
стик
и
зад
ан
ия
Содержательная область оценки
Неопределенность и данные
Компетентностная область оценки
Применять
Контекст
Общественная жизнь
Уровень сложности
2-й уровень
Формат ответа
Краткий ответ
Описание задания
Интерпретация данных, представ- ленных в таблице; выполнение дей- ствий с рациональными числами
Предполагаемый возраст
7-й класс
1   2   3   4   5   6   7