Файл: Методические указания для организации проведения учебной практики обучающихся агроинженерного факультета по направлению подготовки Агроинженерия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28 образующими на пересечении с резьбой режущие кромки. Канавки служат также для отвода стружки. Рабочая часть метчика состоит из двух частей: заборной (режущей) и калибрующей. Режущая часть скошена на конус.
Цилиндрический хвостовик метчика заканчивается квадратной головкой, вставляемой в отверстие воротка. Материал метчиков - инструментальная сталь
У8, У12 и Р18. Метрическую резьбу нарезают комплектом из двух или трех метчиков, отличающихся один от другого длиной заборной части и наружным диаметром зубьев.
Черновым метчиком снимается - 60% металла, средним - 30 %, чистовым
- 10%. На хвостовой части чернового метчика наносят круговую риску, среднего метчика - две риски, чистового - три риски. Там же проставляют диаметр нарезаемой резьбы.
Диаметр чернового метчика меньше диаметра резьбы на ее глубину, диаметр среднего метчика - на 0,6 глубины резьбы, диаметр и профиль чистового метчика полностью соответствуют диаметру и профилю нарезаемой резьбы.
Длина заборной части чернового метчика составляет 4…7 ниток, среднего 3…3,5 нитки, чистового 1,5 … 2 нитки. Если резьбу нарезают двумя метчиками, то на долю чистового приходится примерно 25% снимаемого металла. Обыкновенно, тремя метчиками нарезают метрическую резьбу с крупным шагом, двумя - метрическую резьбу с мелким шагом и трубную резьбу.
При нарезании резьбы метчиком необходимо правильно выбрать диаметр сверла для получения отверстия под резьбу. Диаметр отверстия под нарезаемую метрическую резьбу можно определить по формуле:
)
S
6
,
1
(
Д
Д
болт отв



где Д отв
– диаметр отверстия, мм;
Д болт _
– наружный диаметр болта по резьбе, мм ;
_
S – шаг нарезаемой резьбы.
Плашки (лерки). Наружную резьбу (на винтах, болтах, шпильках) нарезают плашками. Плашка представляет собой гайку с несколькими отверстиями, образующими на пересечении с резьбой режущие кромки. По этим отверстиям отводится стружка.
Различают цельные, разрезные и раздвижные плашки. В зависимости от формы наружной поверхности плашки бывают круглые, квадратные, шестигранные, призматические. Плашка имеет заборную (режущую) часть, скошенную на конус и калибрующую часть. Режущая часть сделана с обоих торцов плашки, чтобы уменьшить износ инструмента. Цельные плашки благодаря своей высокой жесткости дают возможность получить резьбу высокого качества, но обладают небольшой износостойкостью.
Круглые плашки закрепляют для работы в воротках стопорными винтами.
Для круглых разрезных плашек применяют воротки с пятью винтами, с помощью которых регулируют диаметр нарезаемой резьбы.


29
Диаметр стержня под резьбу должен быть несколько меньше наружного диаметра резьбы. Это объясняется выдавливанием материала винта (болта, шпильки) наружу в процессе нарезаний резьбы.
Если стержень имеет слишком большой диаметр, металл заполнит все впадины резьбы плашки, инструмент выйдет из строя, а поверхность резьбы будет испорчена. Если же стержень имеет слишком малый диаметр, профиль резьбы получится неполным.
Воротки. Воротки применяются для вращения метчиков. Воротки бывают нерегулируемыми и регулируемыми. Нерегулируемые воротки обычно имеют несколько квадратных отверстий разного диаметра. У регулируемых воротков отверстие одно, но его размеры можно изменять с помощью передвигающегося сухарика. Размеры воротков выбираются по формуле: мм
5
D
5
,
0
d
;
мм
100
D
20
L




где L - длина воротка, мм;
D - диаметр метчика, мм; d - диаметр рукоятки воротка, мм.
Правила техники безопасности
1.
Использовать только исправный инструмент (метчики, плашки, воротки)
2.
При нарезании резьбы прочно закреплять деталь в тисках, исключая ее различные перемещения.
3.
При нарезании резьбы следует применять смазочный материал, который наносится на режущие рабочие кромки инструменты
Правила нарезания резьбы метчиком
1. При нарезании резьбы в глубоких отверстиях, в мягких и вязких металлах (медь, алюминий, баббиты и др.) метчик необходимо периодически вывертывать из отверстия и очищать от стружки.
2. Нарезать резьбу следует поочередно полным набором метчиков.
Использование среднего метчика без прохода черновым, а затем чистовым не ускоряет, а затрудняет работу. Резьба в этом случае получается некачественной, а метчик может сломаться. Средний и чистовой метчики вводят в отверстие без воротка, и только после того, как метчик пройдет правильно по резьбе, накладывают вороток и продолжают нарезание.
3. Глухое отверстие под резьбу нужно делать на глубину, несколько большую, чем длина нарезаемой части, с таким расчетом, чтобы рабочая часть метчика выходила за пределы нарезаемой части. Если такого запаса не будет, резьба получится неполной.
4. В процессе нарезания необходимо проверять с помощью угольника положение метчика по отношению к верхней плоскости изделия. Особенно осторожно нужно нарезать резьбу в мелких и глухих отверстиях.
5. На качество резьбы и на стойкость инструмента влияет правильный


30 выбор смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Чтобы получить чистую резьбу с правильным профилем и не испортить метчик, необходимо при нарезаний применять в качестве СОЖ, например, разведенную эмульсию (1 часть масла на 100 частей воды). При нарезании внутренней резьбы в деталях из стали и латуни можно применять льняное масло, в деталях из алюминия - керосин, в деталях из меди -скипидар. Нарезание резьбы в деталях из бронзы, а также из чугуна следует производить без СОЖ.
При нарезании резьбы нельзя употреблять в качестве СОЖ машинные и минеральные масла, так как они увеличивают сопротивление метчику или плашке во время работы, отрицательно влияют на шероховатость резьбовых поверхностей.
Нарушение правил нарезания резьбы метчиком приводит к браку резьбы и поломке метчика, который остается в отверстии.
Технологии нарезания резьбы метчиком
Нарезание резьбы в сквозных отверстиях
1.
Изучить чертеж, определить вид резьбы, диаметр и шаг резьбы.
2.
Определить диаметр сверла для получения отверстия под резьбу.
Диаметр сверла определяют по справочным таблицам или по формуле.
3.
Разметить заготовку согласно чертежа.
4.
Просверлить отверстие.
5.
Зенковать отверстие зенковкой 60 или 120° на глубину 1…1,5 мм для лучшего ввода метчика.
6.
Подобрать необходимый комплект метчиков на заданный размер резьбы.
7.
Зажать надежно заготовку в тисках.
8.
Установить в отверстие метчик по угольнику и проверить перпендикулярность его оси обрабатываемой поверхности.
9.
Нарезать резьбу
Нарезание резьбы в глухих отверстиях.
1.
Разметить отверстие по чертежу.
2.
Определить диаметр сверла по справочным таблицам.
3.
Просверлить отверстие под резьбу.
4.
Зенковать отверстие зенковкой 60° или 120° на длину равную 1
…1,5 мм.
5.
Подобрать необходимый комплект метчиков на заданный размер резьбы.
6.
Закрепить заготовку в слесарных тисках.
7.
Нарезать резьбу, вращая метчик за рукоятку воротка по часовой стрелке.
Примечание: 1. При нарезании резьбы в глухих отверстиях глубину сверления берут больше длины резьбы на 6S (где S — шаг нарезаемой резьбы, мм);
2. Рекомендуется чаще выводить метчик из отверстия и очищать его от стружки.

31
Контроль качества резьбы.
Качество нарезанной резьбы лучше всего контролировать специальными резьбомерами, которые представляют собой пластинки с вырезанными на них профилями резьбы. Диаметр и шаг резьбы проверяют также универсальными измерительными инструментами.
Качество резьбы можно проверить ввернув в нарезанное отверстие контрольный болт или шпильку. Если болт (шпилька) ввертывается легко (без качания) до дна – отверстие нарезано правильно. Если болт ввертывается очень трудно или совсем не ввертывается, прорезать отверстие вторым метчиком повторно.
Задание:
1. Получить задание у преподавателя.
2. Ознакомиться с приспособлениями, инструментом и способами крепления деталей и инструмента применяемыми при нарезании резьбы.
3. Ознакомиться с правилами нарезания резьбы метчиком и плашкой.
4. Освоить приемы нарезания резьбы.
5. Выбрать необходимый инструмент и приспособления для выполнения задания.
6. Произвести нарезание резьбы согласно заданию и сдать работу для оценки преподавателю.
7. Составить письменный отчет по работе.
Содержание отчета:
1. Цель работы.
2. Чертеж изделия.
3. Оборудование и инструмент, применяемые при нарезании резьбы.
4. Составить технологический процесс выполнения задания.
Контрольные вопросы
1. Какие резьбы применяются в машиностроении и чем они отличаются?
2. Что такое метчик и как он устроен?
3. Как устроена плашка?
4. Как нарезают резьбу метчиками и плашками?
5. Как нужно подготовить стержень для нарезания резьбы?
6. С какой целью применяю смазку при нарезании резьбы?
7. Какие существуют механизированные способы нарезания резьбы?
8. Почему ломаются метчики?
9. Какие виды брака могут быть при нарезании резьбы?


32
Практическая работа №8
РАЗБОРОЧНО – СБОРОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Цель работы: изучение основных приемов разборки и сборки различных узлов и машин при ремонте, ознакомление с инструментом и приспособлениями применяемыми при этих видах работ, получение практических навыков в выполнении разборки и сборки машин.
Краткие теоретические сведения
Машину, поступившую в ремонт, разбирают на узлы и детали после тщательной наружной очистки, мойки и технического осмотра с целью определения характера предстоящего ремонта и объема разборочных работ.
Последовательность разборки всех сельскохозяйственных машин примерно одинакова. Сначала с машины снимают тяги, механизмы управления и детали передач. После этого отделяют рабочие органы (корпуса плугов, сошники сеялок, режущие аппараты уборочных машин) и разбирают ходовую часть (у прицепных и самоходных машин). Заключительной операцией является разборка рамы.
Дальнейшую разборку узлов надо стараться вести так, чтобы можно было отделять неисправные детали, не разбирая всего узла.
При разборке пользуются универсальными и специальными съёмниками.
Универсальные съемники, предназначенные для разборки узлов и соединений разных размеров, чаще всего изготовляют винтовыми.
Особенно внимательно надо относиться к разборке узлов, в которых установлены шариковые и роликовые подшипники. Снимать подшипники ударами молотка по выколотке разрешается в случае, когда нет возможности воспользоваться съемником. При снятии подшипников важно соблюдать следующее правило:
- для подшипника, посаженного на вал, усилие при снятие следует прикладывать к внутреннему кольцу;
- для подшипника, запрессованного в корпусе, усилие при снятии необходимо прикладывать к наружному кольцу.
На рабочем месте разборки машины нужно иметь подъемно- транспортные устройства для снятия, перемещения и перевозки тяжелых узлов и деталей. К этим устройствам относятся передвижные краны, кран-балки с тельферами, транспортные тележки. При необходимости приподнять раму машины, применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты.
После разборки машины промывают ее детали, определяют их техническое состояние и возможность использования для дальнейшей работы, составляют ведомость дефектов с перечнем ремонтных операций.
На базисных деталях: рамах, блоках, корпусах коробок передач, редукторов и т. п. ставят номер машины или прикрепляют бирку, чтобы эти детали не обезличивались (т. е. не переставлялись с одной машины на другую).
К числу деталей, которые нельзя разукомплектовывать, относятся


33 взаимно приработанные зубчатые колеса и шестерни, шатуны со своими крышками, коленчатые валы с маховиками и другие сопряженные или совместно обработанные детали. Эти детали в процессе разборки связывают проволокой.
Крепежные детали такие как болты, шпильки, гайки, винты, шайбы по возможности ставят на свои места, где они находились до разборки. Это облегчает впоследствии сборку машины.
Резьбовые и шлицевые соединения, тронутые ржавчиной, разбирают после того, как смочат их керосином. Небольшой узел можно поместить в керосиновую ванну.
При разборке гидро- или пневмосистем должны помечаться все трубопроводы и места их подсоединения на элементах системы.
Способы очистки деталей
1. Механический. Ржавчину, старую краску, затвердевший смазочный материал, нагар и др. удаляют с деталей ручными или механизированными щетками, шарошками, скребками, шаберами, различными машинками.
2. Абразивный. Очистку ведут с помощью пескоструйной или гидропескоструйной обработки детали.
3. Термический. Старую краску, ржавчину удаляют нагревом поверхности детали пламенем паяльной лампы или газовой горелки.
4. Химический. Остатки смазочного материала, охлаждающей жидкости, старой краски удаляют специальными пастами и смывочными растворами, в состав которых входят каустическая сода, негашеная известь, мел, мазут и др.
Промывку деталей производят водными щелочными растворами и органическими растворителями сначала в горячем растворе, затем в чистой горячей воде. После этого деталь тщательно высушивают сжатым воздухом и салфетками. В щелочных растворах не промывают детали с элементами из цветных металлов, пластмасс, резины, тканей. Детали с полированными и шлифованными поверхностями следует промывать отдельно.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16