Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 580
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Острая почечная недостаточность у детей. Принципы терапии
-
Ветряная оспа. Этиология, эпидемиология, клинические формы
ОСПА ВЕТРЯНАЯ — острая вирусная болезнь с воздушно-капельным путем передачи, возникающая преимущественно в детском возрасте и характеризующаяся лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью, доброкачественным течением.
Этиология, патогенез. Возбудитель ветряной ' оспы относится к вирусам группы герпеса, неустойчив во внешней среде. Проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей. После инкубационного периода возникает вирусемия; вирус фиксируется в эпителиальных клетках кожи и слизистых оболочек, вызывая характерную сыпь. Возбудитель может персистировать в организме; в результате различных провоцирующих факторов он активируется и вызывает локальные кожные высыпания — опоясывающий лишай.
Различают типичные (легкая, среднетяжелая и тяжелая) и атипичные формы ветряной оспы. При легкой форме общее состояние больного удовлетворительное. Температура иногда бывает нормальной, но чаще субфебрильной, редко превышает 38°. Высыпания на коже не обильные, на слизистых оболочках – в виде единичных элементов. Длительность высыпания 2–4 дня. Для среднетяжелой формы характерны небольшая интоксикация, повышенная температура, довольно обильные высыпания и зуд. Длительность высыпания 4–5 дней. По мере подсыхания везикул нормализуется температура и улучшается самочувствие ребенка. Тяжелая форма характеризуется обильной сыпью на коже и слизистых оболочках рта, глаз, половых органов. Температура высокая, наблюдаются рвота, отсутствие аппетита, плохой сон, беспокойство ребенка в связи с сильным зудом. Длительность высыпания 7–9 дней.
К атипичным относятся рудиментарные формы и формы с так называемыми аггравированными симптомами (генерализованная, геморрагическая, гангренозная).
При рудиментарной форме, которая наблюдается в основном у детей первых месяцев жизни, отмечаются единичные высыпания – мелкие папулы с едва начинающимся пузырьком. Общее состояние ребенка не страдает. Температура нормальная или субфебрильная.
Формы с аггравированными симптомами встречаются редко, протекают крайне тяжело и часто заканчиваются летально. Они возникают главным образом у ослабленных детей с измененным иммунитетом (например, у детей, больных лейкозом, длительно леченных стероидными гормонами и цитостатиками). Генерализованная (диссеминированная или висцеральная) форма сопровождается лихорадкой, тяжелой интоксикацией, обильным высыпанием пузырьков на коже, слизистых оболочках и внутренних органах. При геморрагической форме содержимое пузырьков имеет геморрагический характер, появляются кровоизлияния в кожу, слизистые оболочки, носовые кровотечения, кровавая рвота, кровохарканье, гематурия, кровоизлияния во внутренние органы. Гангренозная форма характеризуется появлением на коже наряду с обычными высыпаниями участков некроза или сухой гангрены, покрытых струпьями, после отпадания которых обнаруживаются глубокие язвы с грязным дном и подрытыми краями.
Билет 11
1. Анатомо-физиологические особенности и методика обследования нервной системы ребенка.
Различают 4 этапа формирования психики ребенка.
Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.
Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.
В первом возрастном кризисе — парапубертатном — быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.
Возраст формирования основных навыков ребенка
Возраст | Грубые движения | Тонкие движения | Речь |
1 месяц | Лежа на животе, поднимает голову | Нет | Улыбается (в 6 недель) |
2 месяца | Лежа на животе, приподнимается на руках | Следит взглядом за предметами, находящимися перед шлазами | Гулит |
3 месяца | Лежа на животе, приподнимается на локтях | Следит взглядом в диапазоне 1800, мограет в ответ на зрительный раздражитель | То же |
4 месяца | Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину | То же | Оборачивается на голос. Громко смеется (4,5 месяцев) |
5 месяцев | Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать. | Хватает погремушку | Оборачивается на звуки. |
6 месяцев | Сидит без поддержки | Берет предметы одной рукой | Имитирует речь (лепечет) |
7 месяцев | Садится сам (7,5 месяцев) | Пытается брать мелкие предметы | То же |
8 месяцев | Ползает. Встает, держась за опору | Берет мелкие предметы, изучает погремушку | Понимает слово “нет”, произносит слова “папа”, “мама” неосознанно |
9 месяцев | То же | Стучит кубиками. Гремит погремушкой. | Жестикулирует |
10 месяцев | То же | То же | Называет родителей “папа”, “мама” |
11 месяцев | То же | Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами. | Произносит первое слово (кроме папа и мама) |
12 месяцев | Самостоятельно ходит. | Кладет мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы. Черкает карандашом. Играет с куклой, пьет из чашки, помогает одевать себя. | Произносит слова осмысленно, но речь непонятная. |
15 месяцев | Бегает | Высыпает мелкие предметы из бутылки | Правильно называет 5-6 предметов, когда ему указывают на них |
18 месяцев | То же | Рисует каракули. Использует предметы в качестве инструментов. Строит башню из трех кубиков. | Знает название 3 частей тела. Называет предмет на картинке. Узнает членов семьи. Употребляет 7-20 слов. Речь понятная ( с 16 месяцев) |
21 месяц | То же | Строит в ряд 3 кубика | Комбинирует 2 слова. Употребляет до 50 слов. Находит нужную картинку. |
24 месяца | То же | То же | Строит предложения из 2 слов. |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) при надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного происходит открывание рта и сгибание головы ребенка. После 2-х мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона): при помещении на ладонях новорожденного указательных пальцев врача происходит сгибание всех пальцев ребенка и обхватывание пальцев врача. Отмечается до 3—4 мес.
Рефлекс Моро — вызывается различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головы. При вызывании этого рефлекса происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (I фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (II фаза). Выражен до 4—5 мес.
Защитный рефлекс: при выкладывании новорожденного на живот происходит рефлекторный поворот головы в сторону.
Рефлекс опоры: если поднять ребенка, взяв его под мышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы — в тыльную сторону. При касании стопами опоры — ребенок выпрямляет туловище. Выражен до 1—1,5 мес.
Рефлекс автоматической ходьбы: ребенка “ставят” на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если ребенка слегка наклонить вперед, то он сделает шаговые движения. Выражен до 1—1,5 мес.
Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающие движения (спонтанное ползание). Угасание после 4-х мес.
Рефлекс Галанта: проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью в сторону раздражителя. Наблюдается до 3—4-х мес.
Рефлекс Переса: проведение указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирова-ние туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. Отмечается до 3—4-х мес.
2. Принципы лечения острого лимфобластного лейкоза у детей.
Наиболее часто встречающееся системное заболевание крови опухолевой природы с нарушением созревания кроветворных клеток на ранних стадиях развития.
Этиология и патогенез. Причина заболевания окончательно не выяснена. Лейкозогенным эффектом обладает ряд химических (бензол и др.) и физических (ионизирующая радиация) факторов. В происхождении лейкозов, несомненно, играют роль эндогенные моменты (гормональные, иммунные нарушения). Имеются факты, свидетельствующие об определенной роли вирусов в происхождении лейкозов.
Придается также значение нарушениям генетической структуры соматических клеток (изменения хромосомного аппарата). Лейкоз является бластоматозно-гиперпластическим процессом и характеризуется: а) гиперплазией кроветворной ткани; б) метаплазией — появление патологических очагов кроветворения в костном мозге и различных органах; в) клеточной анаплазией — утрата родоначальными клетками кроветворения способности к дифференцировке. Поражение сосудов, глубокая тромбоцитопения, агранулоци-тоз, иммунные нарушения и т. д. влекут за собой ряд тяжелых осложнений (геморрагии, инфаркты, язвенно-некротические изменения, присоединение инфекций и т. д.).
Клиническая картина. Начало лейкозов не имеет строго очерченной клинической картины. Изменения со стороны верхних дыхательных путей, ангина, пневмония, боли в костях и суставах, беспричинный субфебрилитет или высокая лихорадка, системная лимфаденопатия, увеличение размеров печени и селезенки — все эти явления при острых лейкозах можно встретить в качестве первых симптомов, заставивших больного обратиться к врачу. В крови — признаки анемии, тромбоцитопения, лейкопения или лейкоцитоз (реже нормальное содержание лейкоцитов), значительно увеличенная СОЭ. В лейкограмме — гра-нулоцитопения, большое количество недифференцированных клеток, лимфобластов, миелобластов. В любом случае диагноз устанавливается только на основании данных исследования костного мозга, при котором выявляется мономорфная картина властной метаплазии.
По морфологическим признакам клеток костного мозга острые лейкозы у детей классифицируются как лимфобластные и нелимфобластные (миелобластный, промиелоцитарный, миеломонобластный, эритромиелоз). В детском возрасте чаще (80 % случаев) встречается лимфобластный вариант острого лейкоза.