Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 580

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Острая почечная недостаточность у детей. Принципы терапии


  1. Ветряная оспа. Этиология, эпидемиология, клинические формы

ОСПА ВЕТРЯНАЯ — острая вирусная болезнь с воздушно-капельным путем передачи, возникающая преимущественно в детском возрасте и характеризующаяся лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью, доброкачественным течением.

Этиология, патогенез. Возбудитель ветряной ' оспы относится к вирусам группы герпеса, неустойчив во внешней среде. Проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей. После инкубационного периода возникает вирусемия; вирус фиксируется в эпителиальных клетках кожи и слизистых оболочек, вызывая характерную сыпь. Возбудитель может персистировать в организме; в результате различных провоцирующих факторов он активируется и вызывает локальные кожные высыпания — опоясывающий лишай.

Различают типичные (легкая, среднетяжелая и тяжелая) и атипичные формы ветряной оспы. При легкой форме общее состояние больного удовлетворительное. Температура иногда бывает нормальной, но чаще субфебрильной, редко превышает 38°. Высыпания на коже не обильные, на слизистых оболочках – в виде единичных элементов. Длительность высыпания 2–4 дня. Для среднетяжелой формы характерны небольшая интоксикация, повышенная температура, довольно обильные высыпания и зуд. Длительность высыпания 4–5 дней. По мере подсыхания везикул нормализуется температура и улучшается самочувствие ребенка. Тяжелая форма характеризуется обильной сыпью на коже и слизистых оболочках рта, глаз, половых органов. Температура высокая, наблюдаются рвота, отсутствие аппетита, плохой сон, беспокойство ребенка в связи с сильным зудом. Длительность высыпания 7–9 дней.

К атипичным относятся рудиментарные формы и формы с так называемыми аггравированными симптомами (генерализованная, геморрагическая, гангренозная).

При рудиментарной форме, которая наблюдается в основном у детей первых месяцев жизни, отмечаются единичные высыпания – мелкие папулы с едва начинающимся пузырьком. Общее состояние ребенка не страдает. Температура нормальная или субфебрильная.

Формы с аггравированными симптомами встречаются редко, протекают крайне тяжело и часто заканчиваются летально. Они возникают главным образом у ослабленных детей с измененным иммунитетом (например, у детей, больных лейкозом, длительно леченных стероидными гормонами и цитостатиками). Генерализованная (диссеминированная или висцеральная) форма сопровождается лихорадкой, тяжелой интоксикацией, обильным высыпанием пузырьков на коже, слизистых оболочках и внутренних органах. При геморрагической форме содержимое пузырьков имеет геморрагический характер, появляются кровоизлияния в кожу, слизистые оболочки, носовые кровотечения, кровавая рвота, кровохарканье, гематурия, кровоизлияния во внутренние органы. Гангренозная форма характеризуется появлением на коже наряду с обычными высыпаниями участков некроза или сухой гангрены, покрытых струпьями, после отпадания которых обнаруживаются глубокие язвы с грязным дном и подрытыми краями.


Билет 11

1. Анатомо-физиологические особенности и методика обследования нервной системы ребенка.

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.

В первом возрастном кризисе — парапубертатном — быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Возраст формирования основных навыков ребенка


Возраст

Грубые движения

Тонкие движения

Речь

1 месяц

Лежа на животе, поднимает голову

Нет

Улыбается (в 6 недель)

2 месяца

Лежа на животе, приподнимается на руках

Следит взглядом за предметами, находящимися перед шлазами

Гулит

3 месяца

Лежа на животе, приподнимается на локтях

Следит взглядом в диапазоне 1800, мограет в ответ на зрительный раздражитель

То же

4 месяца

Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину

То же

Оборачивается на голос. Громко смеется (4,5 месяцев)

5 месяцев

Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать.

Хватает погремушку

Оборачивается на звуки.

6 месяцев

Сидит без поддержки

Берет предметы одной рукой

Имитирует речь (лепечет)

7 месяцев

Садится сам (7,5 месяцев)

Пытается брать мелкие предметы

То же

8 месяцев

Ползает. Встает, держась за опору

Берет мелкие предметы, изучает погремушку

Понимает слово “нет”, произносит слова “папа”, “мама” неосознанно

9 месяцев

То же

Стучит кубиками. Гремит погремушкой.

Жестикулирует

10 месяцев

То же

То же

Называет родителей “папа”, “мама”

11 месяцев

То же

Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.

Произносит первое слово (кроме папа и мама)

12 месяцев

Самостоятельно ходит.

Кладет мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы. Черкает карандашом. Играет с куклой, пьет из чашки, помогает одевать себя.

Произносит слова осмысленно, но речь непонятная.

15 месяцев

Бегает

Высыпает мелкие предметы из бутылки

Правильно называет 5-6 предметов, когда ему указывают на них

18 месяцев

То же

Рисует каракули. Использует предметы в качестве инструментов. Строит башню из трех кубиков.

Знает название 3 частей тела. Называет предмет на картинке. Узнает членов семьи. Употребляет 7-20 слов. Речь понятная ( с 16 месяцев)

21 месяц

То же

Строит в ряд 3 кубика

Комбинирует 2 слова. Употребляет до 50 слов. Находит нужную картинку.

24 месяца

То же

То же

Строит предложения из 2 слов.



ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) при надавлива­нии большим пальцем на область ладони новорожденного проис­ходит открывание рта и сгибание головы ребенка. После 2-х мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона): при помещении на ладонях новорожденного указательных пальцев врача проис­ходит сгибание всех пальцев ребенка и обхватывание пальцев вра­ча. Отмечается до 3—4 мес.

Рефлекс Моро — вызывается различными приемами: внезап­ным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподнимани­ем разогнутых ног и таза над постелью или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головы. При вызывании этого рефлекса происходит отведение рук в сто­роны и разгибание пальцев (I фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (II фаза). Выражен до 4—5 мес.

Защитный рефлекс: при выкладывании новорожденного на живот происходит рефлекторный поворот головы в сторону.

Рефлекс опоры: если поднять ребенка, взяв его под мышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных сус­тавах, а стопы — в тыльную сторону. При касании стопами опо­ры — ребенок выпрямляет туловище. Выражен до 1—1,5 мес.

Рефлекс автоматической ходьбы: ребенка “ставят” на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если ребен­ка слегка наклонить вперед, то он сделает шаговые движения. Выражен до 1—1,5 мес.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на не­сколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающие движения (спонтанное ползание). Угасание пос­ле 4-х мес.

Рефлекс Галанта: проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью в сторону раздражителя. Наблюдается до 3—4-х мес.

Рефлекс Переса: проведение указательным пальцем по позво­ночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирова-ние туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподни­мание головы. Отмечается до 3—4-х мес.


2. Принципы лечения острого лимфобластного лейкоза у детей.

Наиболее часто встречающееся системное заболевание крови опухолевой природы с нарушением созревания кроветворных клеток на ранних стадиях развития.

Этиология и патогенез. Причина заболевания окончательно не выяснена. Лейкозогенным эффектом обладает ряд химических (бензол и др.) и физических (ионизирующая радиация) факторов. В происхождении лейкозов, несомненно, играют роль эндогенные моменты (гормональные, иммунные нарушения). Имеются факты, свидетельствующие об определенной роли вирусов в происхождении лейкозов.

Придается также значение нарушениям генетической структуры соматических клеток (изменения хромосомного аппарата). Лейкоз является бластоматозно-гиперпластическим процессом и характеризуется: а) гиперплазией кроветворной ткани; б) метаплазией — появление патологических очагов кроветворения в костном мозге и различных органах; в) клеточной анаплазией — утрата родоначальными клетками кроветворения способности к дифференцировке. Поражение сосудов, глубокая тромбоцитопения, агранулоци-тоз, иммунные нарушения и т. д. влекут за собой ряд тяжелых осложнений (геморрагии, инфаркты, язвенно-некротические изменения, присоединение инфекций и т. д.).

Клиническая картина. Начало лейкозов не имеет строго очерченной клинической картины. Изменения со стороны верхних дыхательных путей, ангина, пневмония, боли в костях и суставах, беспричинный субфебрилитет или высокая лихорадка, системная лимфаденопатия, увеличение размеров печени и селезенки — все эти явления при острых лейкозах можно встретить в качестве первых симптомов, заставивших больного обратиться к врачу. В крови — признаки анемии, тромбоцитопения, лейкопения или лейкоцитоз (реже нормальное содержание лейкоцитов), значительно увеличенная СОЭ. В лейкограмме — гра-нулоцитопения, большое количество недифференцированных клеток, лимфобластов, миелобластов. В любом случае диагноз устанавливается только на основании данных исследования костного мозга, при котором выявляется мономорфная картина властной метаплазии.

По морфологическим признакам клеток костного мозга острые лейкозы у детей классифицируются как лимфобластные и нелимфобластные (миелобластный, промиелоцитарный, миеломонобластный, эритромиелоз). В детском возрасте чаще (80 % случаев) встречается лимфобластный вариант острого лейкоза.