Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 576

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этиология, патогенез. Возбудитель — вирус из семейства парамиксовирусов, малоустойчив во внешней среде. Инфекция передается главным образом воздушно-капельным путем. Входные ворота инфекции—слизистые оболочки носа; рта, носоглотки. Гематогенно возбудитель заносится в различные органы, проявляя тропизм в отношении железистых органов и ЦНС (преимущественно мягких мозговых оболочек). Наиболее часто поражаются околоушные железы, в которых развиваются явления перипаротита. После перенесенного заболевания создается стойкий иммунитет.

Симптомы, течение. Инкубационный период продолжается от 11 до 23 дней (чаще 15—20 дней). Болезнь начинается с повышения температуры тела и болезненного припухания околоушной железы, иногда одновременно с обеих сторон. Примерно в половине случаев в процесс вовлекаются подчелюстные и изредка подъязычные слюнные железы. В первые дни припухлость увеличивается, а с 3—4-го дня уменьшается одновременно со снижением температуры и к 8—10-му дню обычно полностью исчезает. Нагноения не происходит. У подростков и молодых мужчин нередко возникает орхит (у женщин—оофорит); реже поражается поджелудочная железа (острый панкреатит) и еще реже —другие железистые органы (мастит, бартолинит, дакриоцистит и пр.). Нередкое проявление болезни—острый серозный менингит (в цереброспинальной жидкости лимфоцитарный плеоцитоз, небольшое увеличение содержания сахара и хлоридов). Очень редким и опасным осложнением является энцефалит или ме-нингоэнцефалит; может возникнуть поражение среднего уха.

При диагностике следует исключить вторичные бактериальные паротиты, верхнешейный лимфаденит, а при наличии серозного менингита—энтеровирусный и туберкулезный менингит. При необходимости используют лабораторные методы (РСК, РТГА).

Лечение симптоматическое. Местно — тепловые процедуры, УВЧ-терапия. При орхите, панкреатите и менингите —лечение по общим правилам. При тяжелом орхите рекомендуются кортикостероиды.

Прогноз благоприятный. Редкое поражение внутреннего уха может привести к развитию стойкий глухоты. Последствием двустороннего орхита может быть атрофия яичек с последующим нарушением генеративной функции.

Профилактика. Больной изолируется на дому на 9 дней с момента заболевания при условии исчезновения острых клинических явлений. Госпитализация проводится лишь при тяжелом течении болезни и по эпидемиологическим показаниям. Дети до 10-летнего возраста, бывшие в контакте с больным, подлежат разобщению на 21 день. При точном установлении времени контакта их не допускают и детские учреждения с 11-го до 21-го дня с момента возможного заражения. Активная иммунизация живой паротитной вакциной проводится детям в возрасте 15—18 мес одновременно с вакцинацией против кори.


Билет 20

  1. АФО нервной системы у ребенка. Рефлексы новорожденного

4 этапа формирования психики ребенка.

1 этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

2 этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

3 этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

4 этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.

В первом возрастном кризисе — парапубертатном — быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Возраст формирования основных навыков ребенка


Возраст

Грубые движения

Тонкие движения

Речь

1 месяц

Лежа на животе, поднимает голову

Нет

Улыбается (в 6 недель)

2 месяца

Лежа на животе, приподнимается на руках

Следит взглядом за предметами, находящимися перед шлазами

Гулит

3 месяца

Лежа на животе, приподнимается на локтях

Следит взглядом в диапазоне 1800, мограет в ответ на зрительный раздражитель

То же

4 месяца

Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину

То же

Оборачивается на голос. Громко смеется (4,5 месяцев)

5 месяцев

Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать.

Хватает погремушку

Оборачивается на звуки.

6 месяцев

Сидит без поддержки

Берет предметы одной рукой

Имитирует речь (лепечет)

7 месяцев

Садится сам (7,5 месяцев)

Пытается брать мелкие предметы

То же

8 месяцев

Ползает. Встает, держась за опору

Берет мелкие предметы, изучает погремушку

Понимает слово “нет”, произносит слова “папа”, “мама” неосознанно

9 месяцев

То же

Стучит кубиками. Гремит погремушкой.

Жестикулирует

10 месяцев

То же

То же

Называет родителей “папа”, “мама”

11 месяцев

То же

Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.

Произносит первое слово (кроме папа и мама)

12 месяцев

Самостоятельно ходит.

Кладет мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы. Черкает карандашом. Играет с куклой, пьет из чашки, помогает одевать себя.

Произносит слова осмысленно, но речь непонятная.

15 месяцев

Бегает

Высыпает мелкие предметы из бутылки

Правильно называет 5-6 предметов, когда ему указывают на них

18 месяцев

То же

Рисует каракули. Использует предметы в качестве инструментов. Строит башню из трех кубиков.

Знает название 3 частей тела. Называет предмет на картинке. Узнает членов семьи. Употребляет 7-20 слов. Речь понятная ( с 16 месяцев)

21 месяц

То же

Строит в ряд 3 кубика

Комбинирует 2 слова. Употребляет до 50 слов. Находит нужную картинку.

24 месяца

То же

То же

Строит предложения из 2 слов.



Рефлексы новорожденных.

Рефлексы орального автоматизма:

  • Хоботковый рефлекс вызывается легким ударом пальца по губам ребёнка, при этом его губы вытягиваются в хоботок. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

  • Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

  • Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

  • Ладонно-ротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция – открывание рта и наклон головы. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Рефлексы спинального автоматизма:

  • Защитный рефлекс: новорождённого положить на живот лицом вниз - голова его поворачивается в сторону. Рефлекс исчезает к 2 месяцам.

  • Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, « стоит » на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При легком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук. Рефлекс исчезает к 2 месяцам.

  • Рефлекс ползанья Бауэра: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в « ползанье » включаются руки. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

  • Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

  • Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище. Рефлекс исчезает к 5 месяцам.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника сверху вниз ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

  • Рефлекс Переса: лежащему на животе ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков - он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.





  1. Клиника и диагностика гломерулонефрита

Относится к иммунопатологическим заболеваниям, характеризуется преимущественным поражением почечных клубочков, клинически проявляется протеинурией, гематурией и артериальной гипертензией. Наблюдается у 0,7—14 из 1000 детей. Различают первичный ГН, развивающийся через 1—3 нед после воздействия инфекционных и неинфекционных факторов, и вторичный ГН, возникающий на фоне системных заболеваний (системная красная волчанка и др.)

Этиология. ГН является полиэтиологичным заболеванием, чаще развивается после стрептококковой инфекции (b-гемолитический, группа А, типы 12, 4, 25, 49), реже после вирусных инфекций (НВ-вирус и др.), после профилактических прививок, укуса змеи или пчел, после переохлаждения и других причин.

Патогенез. Воспалительная реакция почечных клубочков (пролиферация эндотелиальных и мезанги-альных клеток, экссудативные изменения и т. д.) развивается под воздействием иммунных комплексов с участием таких вторичных патогенетических факторов, как свертывающая система (локальная гиперкоагуляция), система комплемента и др. Различают два механизма иммунного повреждения почечных клубочков:

1) иммунокомплексный механизм, характеризующийся наличием на капиллярных мембранах зернистых или глыбчатых отложений иммунных комплексов, которые могут поступать в почечные клубочки из циркулирующей крови или образовываться на гломерулярных мембранах из фиксированных на них экзогенных (стрептококк, вирус и др.) или эндогенных (ДНК, опухолевый и др.) антигенов и соответствующих антител;

2) под действием иммунных комплексов, образованных в клубочках из антигена гломерулярной базальной мембраны (ГБМ) и антител к этому антигену (анти-ГБМ) и имеющих вид линейных отложений вдоль базальной мембраны при люминесцентной микроскопии 6nogaTa почки. Реализация нефритогенности циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) зависит от их размеров, интенсивности образования и элиминации. Иммуно-комплексный механизм развития ГН наблюдается чаще (в 90—95% случаев), чем анти-ГБМ-антительный механизм, который обусловливает развитие быстропрогрессирующих форм ГН, синдрома Гудпасчера (см.), характеризующегося поражением почек и легких. При переходе острого ГН в хронический к иммунокомп-лексному механизму могут присоединяться признаки аутоиммунного