Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этиология, патогенез. Возбудитель — вирус из семейства парамиксовирусов, малоустойчив во внешней среде. Инфекция передается главным образом воздушно-капельным путем. Входные ворота инфекции—слизистые оболочки носа; рта, носоглотки. Гематогенно возбудитель заносится в различные органы, проявляя тропизм в отношении железистых органов и ЦНС (преимущественно мягких мозговых оболочек). Наиболее часто поражаются околоушные железы, в которых развиваются явления перипаротита. После перенесенного заболевания создается стойкий иммунитет.
Симптомы, течение. Инкубационный период продолжается от 11 до 23 дней (чаще 15—20 дней). Болезнь начинается с повышения температуры тела и болезненного припухания околоушной железы, иногда одновременно с обеих сторон. Примерно в половине случаев в процесс вовлекаются подчелюстные и изредка подъязычные слюнные железы. В первые дни припухлость увеличивается, а с 3—4-го дня уменьшается одновременно со снижением температуры и к 8—10-му дню обычно полностью исчезает. Нагноения не происходит. У подростков и молодых мужчин нередко возникает орхит (у женщин—оофорит); реже поражается поджелудочная железа (острый панкреатит) и еще реже —другие железистые органы (мастит, бартолинит, дакриоцистит и пр.). Нередкое проявление болезни—острый серозный менингит (в цереброспинальной жидкости лимфоцитарный плеоцитоз, небольшое увеличение содержания сахара и хлоридов). Очень редким и опасным осложнением является энцефалит или ме-нингоэнцефалит; может возникнуть поражение среднего уха.
При диагностике следует исключить вторичные бактериальные паротиты, верхнешейный лимфаденит, а при наличии серозного менингита—энтеровирусный и туберкулезный менингит. При необходимости используют лабораторные методы (РСК, РТГА).
Лечение симптоматическое. Местно — тепловые процедуры, УВЧ-терапия. При орхите, панкреатите и менингите —лечение по общим правилам. При тяжелом орхите рекомендуются кортикостероиды.
Прогноз благоприятный. Редкое поражение внутреннего уха может привести к развитию стойкий глухоты. Последствием двустороннего орхита может быть атрофия яичек с последующим нарушением генеративной функции.
Профилактика. Больной изолируется на дому на 9 дней с момента заболевания при условии исчезновения острых клинических явлений. Госпитализация проводится лишь при тяжелом течении болезни и по эпидемиологическим показаниям. Дети до 10-летнего возраста, бывшие в контакте с больным, подлежат разобщению на 21 день. При точном установлении времени контакта их не допускают и детские учреждения с 11-го до 21-го дня с момента возможного заражения. Активная иммунизация живой паротитной вакциной проводится детям в возрасте 15—18 мес одновременно с вакцинацией против кори.
Билет 20
-
АФО нервной системы у ребенка. Рефлексы новорожденного
4 этапа формирования психики ребенка.
1 этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
2 этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
3 этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
4 этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.
Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.
В первом возрастном кризисе — парапубертатном — быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.
Возраст формирования основных навыков ребенка
Возраст | Грубые движения | Тонкие движения | Речь |
1 месяц | Лежа на животе, поднимает голову | Нет | Улыбается (в 6 недель) |
2 месяца | Лежа на животе, приподнимается на руках | Следит взглядом за предметами, находящимися перед шлазами | Гулит |
3 месяца | Лежа на животе, приподнимается на локтях | Следит взглядом в диапазоне 1800, мограет в ответ на зрительный раздражитель | То же |
4 месяца | Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину | То же | Оборачивается на голос. Громко смеется (4,5 месяцев) |
5 месяцев | Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать. | Хватает погремушку | Оборачивается на звуки. |
6 месяцев | Сидит без поддержки | Берет предметы одной рукой | Имитирует речь (лепечет) |
7 месяцев | Садится сам (7,5 месяцев) | Пытается брать мелкие предметы | То же |
8 месяцев | Ползает. Встает, держась за опору | Берет мелкие предметы, изучает погремушку | Понимает слово “нет”, произносит слова “папа”, “мама” неосознанно |
9 месяцев | То же | Стучит кубиками. Гремит погремушкой. | Жестикулирует |
10 месяцев | То же | То же | Называет родителей “папа”, “мама” |
11 месяцев | То же | Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами. | Произносит первое слово (кроме папа и мама) |
12 месяцев | Самостоятельно ходит. | Кладет мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы. Черкает карандашом. Играет с куклой, пьет из чашки, помогает одевать себя. | Произносит слова осмысленно, но речь непонятная. |
15 месяцев | Бегает | Высыпает мелкие предметы из бутылки | Правильно называет 5-6 предметов, когда ему указывают на них |
18 месяцев | То же | Рисует каракули. Использует предметы в качестве инструментов. Строит башню из трех кубиков. | Знает название 3 частей тела. Называет предмет на картинке. Узнает членов семьи. Употребляет 7-20 слов. Речь понятная ( с 16 месяцев) |
21 месяц | То же | Строит в ряд 3 кубика | Комбинирует 2 слова. Употребляет до 50 слов. Находит нужную картинку. |
24 месяца | То же | То же | Строит предложения из 2 слов. |
Рефлексы новорожденных.
Рефлексы орального автоматизма:
-
Хоботковый рефлекс вызывается легким ударом пальца по губам ребёнка, при этом его губы вытягиваются в хоботок. Рефлекс исчезает к 3 месяцам. -
Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Рефлекс исчезает к 3 месяцам. -
Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни. -
Ладонно-ротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция – открывание рта и наклон головы. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.
Рефлексы спинального автоматизма:
-
Защитный рефлекс: новорождённого положить на живот лицом вниз - голова его поворачивается в сторону. Рефлекс исчезает к 2 месяцам. -
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, « стоит » на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При легком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук. Рефлекс исчезает к 2 месяцам. -
Рефлекс ползанья Бауэра: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в « ползанье » включаются руки. Рефлекс исчезает к 3 месяцам. -
Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой. Рефлекс исчезает к 4 месяцам. -
Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище. Рефлекс исчезает к 5 месяцам. -
Рефлекс Галанта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника сверху вниз ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя. Рефлекс исчезает к 4 месяцам. -
Рефлекс Переса: лежащему на животе ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков - он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
-
Клиника и диагностика гломерулонефрита
Относится к иммунопатологическим заболеваниям, характеризуется преимущественным поражением почечных клубочков, клинически проявляется протеинурией, гематурией и артериальной гипертензией. Наблюдается у 0,7—14 из 1000 детей. Различают первичный ГН, развивающийся через 1—3 нед после воздействия инфекционных и неинфекционных факторов, и вторичный ГН, возникающий на фоне системных заболеваний (системная красная волчанка и др.)
Этиология. ГН является полиэтиологичным заболеванием, чаще развивается после стрептококковой инфекции (b-гемолитический, группа А, типы 12, 4, 25, 49), реже после вирусных инфекций (НВ-вирус и др.), после профилактических прививок, укуса змеи или пчел, после переохлаждения и других причин.
Патогенез. Воспалительная реакция почечных клубочков (пролиферация эндотелиальных и мезанги-альных клеток, экссудативные изменения и т. д.) развивается под воздействием иммунных комплексов с участием таких вторичных патогенетических факторов, как свертывающая система (локальная гиперкоагуляция), система комплемента и др. Различают два механизма иммунного повреждения почечных клубочков:
1) иммунокомплексный механизм, характеризующийся наличием на капиллярных мембранах зернистых или глыбчатых отложений иммунных комплексов, которые могут поступать в почечные клубочки из циркулирующей крови или образовываться на гломерулярных мембранах из фиксированных на них экзогенных (стрептококк, вирус и др.) или эндогенных (ДНК, опухолевый и др.) антигенов и соответствующих антител;
2) под действием иммунных комплексов, образованных в клубочках из антигена гломерулярной базальной мембраны (ГБМ) и антител к этому антигену (анти-ГБМ) и имеющих вид линейных отложений вдоль базальной мембраны при люминесцентной микроскопии 6nogaTa почки. Реализация нефритогенности циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) зависит от их размеров, интенсивности образования и элиминации. Иммуно-комплексный механизм развития ГН наблюдается чаще (в 90—95% случаев), чем анти-ГБМ-антительный механизм, который обусловливает развитие быстропрогрессирующих форм ГН, синдрома Гудпасчера (см.), характеризующегося поражением почек и легких. При переходе острого ГН в хронический к иммунокомп-лексному механизму могут присоединяться признаки аутоиммунного