Файл: Билет 1 Гипогалактия, ее причины, профилактика, лечение Причины гипогалактии (отсутствия молока).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учитывать характер вскармливания ребенка, переносимость и усвоение тех или иных пищевых ингредиентов в условиях дисфункции кишечника. У детей грудного возраста оптимальным питанием является грудное молоко, а у детей старших возрастов используются кисломолочные смеси (кефир, ацидофилин), рисовая, манная, гречневая каши, картофельное пюре, морковь, овощной суп, творог, молотое мясо, сухари из пшеничного хлеба и др. Важно избегать длительного недокармливания ребенка и как можно быстрее, но в строгом соответствии с состоянием желудочно-кишечного тракта переходить на полноценное физиологическое питание. Недостаточный объем питания в периоде разгрузки восполняется питьем оралита и других солевых растворов, применяемых для оральной регидратации.
При хронической дизентерии разгрузочное питание назначается лишь в периоде обострения, протекающего с явлениями токсикоза' и выраженной дисфункцией желудочно-кишечного тракта. В межрецидивном периоде следует обеспечить полноценное питание.
Результаты лечения острой дизентерии во многом зависят от сроков назначения антибактериальных препаратов. В настоящее время наиболее эффективны фуразолидон, бисептол и невиграмон. Антибиотики следует назначать лишь при тяжелых и в ряде случаев среднетяжелых формах у детей раннего возраста, желательно с учетом чувствительности циркулирующих в данной местности шигелл к антибактериальному препарату (ампициллин, левомицетина сукцинат, полимиксин). Обычно назначают один из указанных препаратов сроком на 3—5 дней с комплексом витаминов. Хороший терапевтический и санирующий эффект достигается при добавлении к антибактериальной терапии поливалентного дизентерийного бактериофага (таблетизированного с ацидорезистентным покрытиемйлЬ пектиновыми оболочками). При повторном выделении шигелл после проведенного курса хороший эффект может быть получен от применения дизентерийного бактериофага.
При тяжелой форме дизентерии типа А или В проводится посиндромная терапия: противосудорожная, гипотермическая, детоксикационная по общепринятым правилам. При развитии эксикоза у детей первого года жизни обеспечивается оральная или парентеральная регидратация с учетом степени и характера эксикоза. При выраженном болевом синдроме можно назначить но-шпу, папаверин, белладонну внутрь.
Для восстановления нарушенного биоценоза кишечника, особенно при затянувшейся кишечной дисфункции, после проведенного курса антимикробной терапии назначают бактерийные препараты: бифидумбактерин, бификол, лак-тобактерин и др. в зависимости от возраста и характера нарушений микрофлоры кишечника в течение 2—3 нед, а также ферментные препараты: абомин, фестал, панзи-норм.
При затяжной и хронической дизентерии в периоде обострения проводится такое же лечение, как и при острой дизентерии. В межрецидивном периоде ограничиваются назначением бактерийных и ферментных препаратов, а также витаминов и симптоматических средств. При упорном бактериовыделении шигелл назначение антибиотиков противопоказано из-за опасности развития дисбактериоза кишечника. Лечение проводят ферментными и бактерийными препаратами.
Профилактика
Профилактика дизентерии основана на строгом соблюдении общих санитарно-гигиенических мероприятий, а также технологических правил приготовления, хранения и сроков реализации пищевых продуктов, поддержании противоэпидемического режима в детских организованных коллективах.
Важное значение имеет ранняя диагностика и изоляция больного в условиях стационара или на дому. На всех больных дизентерией заполняется экстренное извещение (форма № 58) и передается незамедлительно в санитарно-эпидемиологическую станцию. В очаге проводится текущая дезинфекция (влажная уборка, кипячение посуды, обработка дезинфицирующими растворами игрушек и др.). Карантин не устанавливают, в очаге осуществляют строгий контроль за характером и кратностью стула и ведут табель стула в ясельных группах. Каждого ребенка с дисфункцией кишечника необходимо обследовать на кишечную группу. Устанавливают строгий контроль за приготовлением, хранением и сроком реализации скоропортящихся продуктов (все молочные блюда, салаты, мясо, компоты и др.).
Вновь поступающих в ясельные группы детей обязательно однократно обследуют на кишечную группу. Дети — носители шигелл не допускаются в дошкольные учреждения, за ними устанавливают диспансерное наблюдение и их лечат согласно инструкции. У детей с раннего возраста необходимо формировать общегигиенические навыки и правила личной гигиены.
Специфическая профилактика дизентерии не разработана. Предложено два вида живых вакцин, полученных из специально обработанных штаммов шигелл Зонне и Флекснера: сухая лиофилизированная и в виде драже. Однако их эффективность пока окончательно не доказана.
По эпидемиологическим показаниям в качестве профилактического средства можно применять дизентерийный бактериофаг с кислотоустойчивым покрытием по схеме: детям 1—3 лет— по 1 таблетке, старше 3 лет — по 2 таблетки на прием 2 раза в неделю. Эффективность такой профилактики невелика.
Билет 32
Асфиксия
Синдром, характеризующийся отсутствием у ребенка дыхания или отдельными нерегулярными дыхательными движениями с наличием сердечной деятельности. Различают острую интранатальную асфиксию, хроническую (антенатальную) гипоксию и вторичную (постнатальную) асфиксию.
Этиология и патогенез. Асфиксия плода может быть обусловлена недостатком кислорода, иногда в сочетании с избытком углекислого газа, развивающимся в связи с нарушением плацентарного кровообращения (острая кровопотеря при предлежании плаценты, выраженная гипохромная анемия, лейкозы, шоковые состояния, болезни сердца, легких, интоксикация и пр.). Асфиксия плода может быть связана также с нарушениями циркуляции крови в сосудах пуповины (истинные узлы пуповины, тугое обвитие, выпадение, сдавление пуповины, разрыв ее сосудов, преждевременная отслойка плаценты, поздние токсикозы беременных, инфекционные заболевания матери, нарушающие плацентарное кровообращение, перенашивание беременности, аномалия родовой деятельности). Асфиксия может возникнуть при заболевании самого плода (уродства развития мозга и сердца, внутричерепная травма, гемолитическая болезнь, листериоз, частичная непроходимость дыхательных путей и др.). При действии указанных факторов нарушается газообмен и развивается кислородное голодание тканей. Пониженное содержание кислорода в крови называют гипоксемией, в тканях — гипоксией. При гипоксии повреждаются многие ткани и органы плода. Чаще всего страдают более дифференцированные и молодые в эволюционном отношении ткани, а именно головной мозг. При кратковременной гипоксии изменения в нервной системе носят обратимый характер и проявляются в расстройстве кровообращения (расширение и переполнение сосудов кровью, повышение проницаемости сосудистой стенки и др.). При длительном кислородном голодании происходят необратимые изменения мозга (кровоизлияния, некрозы). Кровоизлияния возникают; не только в ЦНС, но и в органах плода (легкие, сердце, почки, надпочечники, печень).
В патогенезе гипоксии происходит замыкание многих «порочных кругов» — нарушение оксигенации приводит к изменениям гемодинамики, которые, в свою очередь, усугубляют тканевый ацидоз. Тяжелая асфиксия
проявляется срывом компенсаторных механизмов, паталогическим ацидозом, артериальной гипотензией, несостоятельностью клеточных мембран, гиповоле-мией, электролитными нарушениями. Наиболее грозным осложнением является ишемия головного мозга, вслед за которой развиваются дегенеративные изменения.
Клиническая картина. При асфиксии легкой и средней степени тяжести кожа ребенка цианотична, рефлексы понижены, мышечный тонус не изменен, тоны сердца четкие, но сердечные сокращения замедлены. Дыхание редкое, нерегулярное, поверхностное. Тургор пуповины и ее пульсация сохранены. При тяжелой асфиксии (сосудистый шок) развивается состояние глубокого торможения. Ребенок не дышит, кожа его бледна, слизистые оболочки цианотичны; тоны сердца глухие, аритмичные. Мышечный тонус и рефлексы снижены или отсутствуют. Пуповина спавшаяся, пульсации нет. Резко падает АД, происходит скопление крови в системе воротной вены, нарушение функции мозговых центров с их глубоким торможением. Гипоксемия и ацидоз чаще смешанного характера. Тяжесть состояния детей определяют также по шкале Апгар: легкой асфиксии соответствует оценка в 6—7 баллов, среднетяжелой — 4—5 баллов и тяжелой -ниже 4 баллов.
Состояние детей, перенесших асфиксию, медленно улучшается. В первые 2—3 сут обычно отмечаются угнетение врожденных рефлексов, снижение мышечного тонуса. Тяжелая гипоксия, приведшая к глубокой ишемии мозга или внутричерепному кровоизлиянию, может проявляться судорогами, дыхательной и сердечнососудистой недостаточностью, большой потерей массы тела, поздним отпадением пуповины.
Диагноз. Основывается на оценке состояния ребенка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни, исследования КОС, электролитов и газов крови, измерения АД, данных ЭКГ, ЭхоЭГ.
Лечение. Первичная реанимация включает прежде всего восстановление проходимости дыхательных путей — отсасывание слизи, околоплодных вод и мекония, затем достаточную оксигенацию и эффективную вентиляцию легких. Из трахеи содержимое удаляют после интубации. С этой целью используют эластичные (резиновые), полужесткие (полиэтиленовые) и жесткие (металлические) катетеры, внутренний диаметр которых 2,5—5,5 мм. Могут быть использованы катетеры № 13 и 14, кончики которых срезают под углом. Интубацию производят либо по методу Снегирева (с помощью указательного пальца левой руки), либо под контролем ларингоскопа. При легкой асфиксии (оценка по шкале Апгар 6—7 баллов), при ослабленном, нерегулярном, но самостоятельном дыхании можно ограничиться масочной вентиляцией (аппаратом типа «Амбу»). Более эффективную вентиляцию легких осуществляют при введении через интубационную трубку смеси воздуха с кислородом (1:1), смеси кислорода с гелием (1:1 или 2:1), с помощью аппаратов ДП-5, РДА-1, «Вита-1», «Млада», «Бэбилок», принцип работы которых основан на создании активного вдоха с пассивным выдохом. Искусственную вентиляцию легких начинают под давлением 40—50 мм вод. ст., переходя в дальнейшем на давление 20—30 мм вод. ст. У
При хронической дизентерии разгрузочное питание назначается лишь в периоде обострения, протекающего с явлениями токсикоза' и выраженной дисфункцией желудочно-кишечного тракта. В межрецидивном периоде следует обеспечить полноценное питание.
Результаты лечения острой дизентерии во многом зависят от сроков назначения антибактериальных препаратов. В настоящее время наиболее эффективны фуразолидон, бисептол и невиграмон. Антибиотики следует назначать лишь при тяжелых и в ряде случаев среднетяжелых формах у детей раннего возраста, желательно с учетом чувствительности циркулирующих в данной местности шигелл к антибактериальному препарату (ампициллин, левомицетина сукцинат, полимиксин). Обычно назначают один из указанных препаратов сроком на 3—5 дней с комплексом витаминов. Хороший терапевтический и санирующий эффект достигается при добавлении к антибактериальной терапии поливалентного дизентерийного бактериофага (таблетизированного с ацидорезистентным покрытиемйлЬ пектиновыми оболочками). При повторном выделении шигелл после проведенного курса хороший эффект может быть получен от применения дизентерийного бактериофага.
При тяжелой форме дизентерии типа А или В проводится посиндромная терапия: противосудорожная, гипотермическая, детоксикационная по общепринятым правилам. При развитии эксикоза у детей первого года жизни обеспечивается оральная или парентеральная регидратация с учетом степени и характера эксикоза. При выраженном болевом синдроме можно назначить но-шпу, папаверин, белладонну внутрь.
Для восстановления нарушенного биоценоза кишечника, особенно при затянувшейся кишечной дисфункции, после проведенного курса антимикробной терапии назначают бактерийные препараты: бифидумбактерин, бификол, лак-тобактерин и др. в зависимости от возраста и характера нарушений микрофлоры кишечника в течение 2—3 нед, а также ферментные препараты: абомин, фестал, панзи-норм.
При затяжной и хронической дизентерии в периоде обострения проводится такое же лечение, как и при острой дизентерии. В межрецидивном периоде ограничиваются назначением бактерийных и ферментных препаратов, а также витаминов и симптоматических средств. При упорном бактериовыделении шигелл назначение антибиотиков противопоказано из-за опасности развития дисбактериоза кишечника. Лечение проводят ферментными и бактерийными препаратами.
Профилактика
Профилактика дизентерии основана на строгом соблюдении общих санитарно-гигиенических мероприятий, а также технологических правил приготовления, хранения и сроков реализации пищевых продуктов, поддержании противоэпидемического режима в детских организованных коллективах.
Важное значение имеет ранняя диагностика и изоляция больного в условиях стационара или на дому. На всех больных дизентерией заполняется экстренное извещение (форма № 58) и передается незамедлительно в санитарно-эпидемиологическую станцию. В очаге проводится текущая дезинфекция (влажная уборка, кипячение посуды, обработка дезинфицирующими растворами игрушек и др.). Карантин не устанавливают, в очаге осуществляют строгий контроль за характером и кратностью стула и ведут табель стула в ясельных группах. Каждого ребенка с дисфункцией кишечника необходимо обследовать на кишечную группу. Устанавливают строгий контроль за приготовлением, хранением и сроком реализации скоропортящихся продуктов (все молочные блюда, салаты, мясо, компоты и др.).
Вновь поступающих в ясельные группы детей обязательно однократно обследуют на кишечную группу. Дети — носители шигелл не допускаются в дошкольные учреждения, за ними устанавливают диспансерное наблюдение и их лечат согласно инструкции. У детей с раннего возраста необходимо формировать общегигиенические навыки и правила личной гигиены.
Специфическая профилактика дизентерии не разработана. Предложено два вида живых вакцин, полученных из специально обработанных штаммов шигелл Зонне и Флекснера: сухая лиофилизированная и в виде драже. Однако их эффективность пока окончательно не доказана.
По эпидемиологическим показаниям в качестве профилактического средства можно применять дизентерийный бактериофаг с кислотоустойчивым покрытием по схеме: детям 1—3 лет— по 1 таблетке, старше 3 лет — по 2 таблетки на прием 2 раза в неделю. Эффективность такой профилактики невелика.
Билет 32
-
Асфиксия и родовая травма.
Асфиксия
Синдром, характеризующийся отсутствием у ребенка дыхания или отдельными нерегулярными дыхательными движениями с наличием сердечной деятельности. Различают острую интранатальную асфиксию, хроническую (антенатальную) гипоксию и вторичную (постнатальную) асфиксию.
Этиология и патогенез. Асфиксия плода может быть обусловлена недостатком кислорода, иногда в сочетании с избытком углекислого газа, развивающимся в связи с нарушением плацентарного кровообращения (острая кровопотеря при предлежании плаценты, выраженная гипохромная анемия, лейкозы, шоковые состояния, болезни сердца, легких, интоксикация и пр.). Асфиксия плода может быть связана также с нарушениями циркуляции крови в сосудах пуповины (истинные узлы пуповины, тугое обвитие, выпадение, сдавление пуповины, разрыв ее сосудов, преждевременная отслойка плаценты, поздние токсикозы беременных, инфекционные заболевания матери, нарушающие плацентарное кровообращение, перенашивание беременности, аномалия родовой деятельности). Асфиксия может возникнуть при заболевании самого плода (уродства развития мозга и сердца, внутричерепная травма, гемолитическая болезнь, листериоз, частичная непроходимость дыхательных путей и др.). При действии указанных факторов нарушается газообмен и развивается кислородное голодание тканей. Пониженное содержание кислорода в крови называют гипоксемией, в тканях — гипоксией. При гипоксии повреждаются многие ткани и органы плода. Чаще всего страдают более дифференцированные и молодые в эволюционном отношении ткани, а именно головной мозг. При кратковременной гипоксии изменения в нервной системе носят обратимый характер и проявляются в расстройстве кровообращения (расширение и переполнение сосудов кровью, повышение проницаемости сосудистой стенки и др.). При длительном кислородном голодании происходят необратимые изменения мозга (кровоизлияния, некрозы). Кровоизлияния возникают; не только в ЦНС, но и в органах плода (легкие, сердце, почки, надпочечники, печень).
В патогенезе гипоксии происходит замыкание многих «порочных кругов» — нарушение оксигенации приводит к изменениям гемодинамики, которые, в свою очередь, усугубляют тканевый ацидоз. Тяжелая асфиксия
проявляется срывом компенсаторных механизмов, паталогическим ацидозом, артериальной гипотензией, несостоятельностью клеточных мембран, гиповоле-мией, электролитными нарушениями. Наиболее грозным осложнением является ишемия головного мозга, вслед за которой развиваются дегенеративные изменения.
Клиническая картина. При асфиксии легкой и средней степени тяжести кожа ребенка цианотична, рефлексы понижены, мышечный тонус не изменен, тоны сердца четкие, но сердечные сокращения замедлены. Дыхание редкое, нерегулярное, поверхностное. Тургор пуповины и ее пульсация сохранены. При тяжелой асфиксии (сосудистый шок) развивается состояние глубокого торможения. Ребенок не дышит, кожа его бледна, слизистые оболочки цианотичны; тоны сердца глухие, аритмичные. Мышечный тонус и рефлексы снижены или отсутствуют. Пуповина спавшаяся, пульсации нет. Резко падает АД, происходит скопление крови в системе воротной вены, нарушение функции мозговых центров с их глубоким торможением. Гипоксемия и ацидоз чаще смешанного характера. Тяжесть состояния детей определяют также по шкале Апгар: легкой асфиксии соответствует оценка в 6—7 баллов, среднетяжелой — 4—5 баллов и тяжелой -ниже 4 баллов.
Состояние детей, перенесших асфиксию, медленно улучшается. В первые 2—3 сут обычно отмечаются угнетение врожденных рефлексов, снижение мышечного тонуса. Тяжелая гипоксия, приведшая к глубокой ишемии мозга или внутричерепному кровоизлиянию, может проявляться судорогами, дыхательной и сердечнососудистой недостаточностью, большой потерей массы тела, поздним отпадением пуповины.
Диагноз. Основывается на оценке состояния ребенка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни, исследования КОС, электролитов и газов крови, измерения АД, данных ЭКГ, ЭхоЭГ.
Лечение. Первичная реанимация включает прежде всего восстановление проходимости дыхательных путей — отсасывание слизи, околоплодных вод и мекония, затем достаточную оксигенацию и эффективную вентиляцию легких. Из трахеи содержимое удаляют после интубации. С этой целью используют эластичные (резиновые), полужесткие (полиэтиленовые) и жесткие (металлические) катетеры, внутренний диаметр которых 2,5—5,5 мм. Могут быть использованы катетеры № 13 и 14, кончики которых срезают под углом. Интубацию производят либо по методу Снегирева (с помощью указательного пальца левой руки), либо под контролем ларингоскопа. При легкой асфиксии (оценка по шкале Апгар 6—7 баллов), при ослабленном, нерегулярном, но самостоятельном дыхании можно ограничиться масочной вентиляцией (аппаратом типа «Амбу»). Более эффективную вентиляцию легких осуществляют при введении через интубационную трубку смеси воздуха с кислородом (1:1), смеси кислорода с гелием (1:1 или 2:1), с помощью аппаратов ДП-5, РДА-1, «Вита-1», «Млада», «Бэбилок», принцип работы которых основан на создании активного вдоха с пассивным выдохом. Искусственную вентиляцию легких начинают под давлением 40—50 мм вод. ст., переходя в дальнейшем на давление 20—30 мм вод. ст. У