Файл: Особенности бизнес моделирования на примере бизнеса самозанятого гражданина Акимова Глеба Олеговича.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
Основными компонентами бизнес-модели являются структура доходов и структура расходов компании. Эти структуры выявляются в результате всестороннего анализа доходов и расходов компании.
Анализируя доходную часть, предприниматель задается вопросами следующего характера:
- Является ли источником дохода продукт или услуга, сколько этих продуктов или услуг?
- Какие источники наиболее значимы, продажи по каким из источников будут расти быстрее, чем по другим?
- Какие сегменты рынка будут завоеваны и как быстро?
Для выявления структуры затрат компании предприниматель обращает внимание на следующие моменты:
- Как меняется себестоимость при увеличении объема партии?
- Сколько стоит привлечь одного клиента?
- Сколько клиентов за один день может обеспечить специалист по продажам и сколько этот специалист стоит?
- Что выгоднее: производить продукт на собственных мощностях или отдать его производство на аутсорсинг?
- Какова величина необходимого рабочего капитала?
В результате такого анализа предприниматель получает представление о структуре доходов и расходов. Заметим, что в зависимости от вида деятельности, степени диверсифицированности бизнеса, маркетинговой политики компании и т.п. структуры доходов и затрат в различных отраслях и компаниях различаются.
Рассмотрим структуру доходов компании. В зависимости от количества источников доходов и степени их взаимосвязанности, можно выделить несколько типов структуры доходов[4]:
- В компании один основной источник. Например, основной источник доходов в компании Google – это продажа рекламы по системе ad-words, на этот вид деятельности приходится более 90% доходов компании.
- Несколько важных и достаточно независимых источников, например, компания Apple продает компьютеры Mac и mp3-плееры iPod.
- Несколько тесно связанных друг с другом источников. Например, Hewlett-Packard продает принтеры и картриджи к этим принтерам.
- Несколько тесно связанных источников доходов плюс один источник расходов, также тесно связанный с источниками доходов. Такой тип структуры доходов бывает в компании, работающей по так называемой модели loss-leader. Особенность этой модели заключается в том, что компания имеет несколько объектов продажи, но один из них продается в убыток или отдается бесплатно, но при этом он служит для привлечения покупателей к остальным объектам продажи.
Важно помнить, что не существует универсального или оптимального типа структуры источников - для каждого типа деятельности, для каждого конкретного состояния внешней и внутренней среды компании существует свой оптимум. И при построении бизнес-модели надо исходить из этих определяющих факторов, а не идти от обратного. В этом нас убеждает практика, а именно опыт многих интернет-компаний, которые не самым удачным образом пытались использовать столь успешную, казалось бы, и беспроигрышную модель loss-leader.
Не только структура источников дохода, но и способы непосредственного получения денег от клиентов могут быть довольно разными:
- Разовая продажа продукта или услуги (покупка брюк или шампуня в магазине)
- Подписка или членство в организации (плата за пользование кредитной картой или членство в фитнес-клубе)
- Лицензирование или получение роялти (так продают многие программные продукты, а также биотехнологии для фармацевтических компаний)
- Комиссионные (интернет- и просто аукционы, многие услуги на финансовых рынках)
Детальное представление об источниках и способах получения денег (равно как и о затратах) дает возможность создать информативную финансовую модель компании и с ее помощью спрогнозировать финансовые потоки компании в будущем. Здесь важны именно детали: какова задержка между фактом продажи и поступлением денег, как изменятся затраты на материалы в этом месяце, если через два месяца объем продаж увеличится в два раза. Подобная информация поможет более точно оценить потребности во внешнем финансировании и, возможно, позволит вовремя скорректировать бизнес-модель компании в зависимости от конкретного сценария развития продаж и фактически понесенных затрат.
Теперь рассмотрим структуру затрат компании. Структуру затрат полезно анализировать в контексте их отношения к факторам производства – в зависимости от того, к каким факторам производства – постоянным или переменным – относятся затраты (или «издержки» в классической экономической терминологии), они делятся на следующие категории:
- Постоянные – затраты, которые не зависят от объема производимой продукции или оказываемых услуг, они остаются неизменными при любом, в том числе при нулевом объеме выпуска (затраты на НИОКР, патентование, зарплата топ-менеджера);
- Квази-переменные – затраты, которые растут непропорционально объему продаж (зарплата ключевых сотрудников, аренда помещения и расходы на ИТ инфраструктуру);
- Переменные – затраты, которые растут пропорционально объему продаж (затраты на производственное сырье, материалы, электроэнергию для технологических нужд, заработную плату рабочих, комиссионные агентам по продаже).
Подчеркнем, что деление на постоянные и переменные затраты имеет смысл только для краткосрочного периода – в долгосрочном периоде фирма может при необходимости изменять соотношение между типами затрат.
Также необходимо разделять затраты по критерию их типичности для бизнеса компании. В этом смысле можно выделить две группы затрат:
- Повторяющиеся – затраты, которые типичны для этого вида бизнеса и обусловлены особенностями технологического процесса. Такие затраты повторяются регулярно, и, составляя финансовый прогноз (или же планируя смету), мы точно будем знать, что компания понесет эти затраты (и даже можем рассчитать, в каком размере). К таким затратам относятся все затраты на производство, заработную плату рабочим и административно-управленческому персоналу, плата за аренду помещения и т.д.
- Нерегулярные – затраты, которые появляются редко и нерегулярно или вовсе однократно. В качестве примера таких затрат можно привести затраты на судебные разбирательства, оплата услуг приглашенного консультанта. Заметим, что сюда нельзя отнести затраты на аудиторские услуги, поскольку хоть эти затраты и редкие (один раз за отчетный период), но они регулярные (один раз в конце каждого отчетного периода). К этой категории нерегулярных затрат относится и более узкая группа затрат – непредвиденные затраты. В бухучете этот термин применяется к затратам, связанным с наступлением каких-либо чрезвычайных маловероятных происшествий. Т.е. непредвиденными затратами можно назвать затраты на устранение последствий аварии в производственном помещении, или же, к примеру, затраты на восстановление того же производственного помещения, разрушенного ураганом или наводнением. Затраты на судебные разбирательства не являются непредвиденными, поскольку, как известно, наступление этого события вовсе не так уж маловероятно.
Кроме того, затраты удобно подразделять на группы по назначению. Данное деление удобно тем, что группы затрат, образованные по такому критерию, зачастую соответствуют структурным подразделениям типичной, уже развившейся компании:
- Зарплата штатных сотрудников
- Зарплата внештатных сотрудников
- Стоимость сырья, материалов и произведенной продукции
- Административные расходы, включающие в себя аренду, канцелярские принадлежности, расходные материалы
- Реклама и маркетинг, то есть все расходы, связанные с продвижением продукта или услуги на рынок
Анализ затрат по назначению позволяет понять, какое подразделение является «лидером» по затратам. Особенно продуктивно сопоставлять затраты, сгруппированные по назначению, с аналогично сгруппированными доходами – это позволяет оценить эффективность работы этого подразделения или группы людей. В частности, на основе такого деления можно оценить рентабельность производства, а впоследствии управлять соответствующими группами доходов и затрат для достижения желаемой нормы прибыльности. Или, к примеру, можно оценить, насколько эффективно работает маркетинговый отдел, эффективно ли используется рекламный бюджет, насколько разработанные маркетологами меры способствуют стимулированию сбыта продукции.
Теперь, чтобы соединить доходную и расходную части и оценить целесообразность и привлекательность бизнес-модели, нужно принять во внимание ключевые факторы успеха (keysuccessfactors). Именно наличие этих факторов и позволяет рассчитывать на успешную реализацию бизнес-модели. Ключевые факторы успеха представляют собой конкурентные преимущества и компетенции (competence) компании, которые обеспечивают новому бизнесу устойчивость и прибыльность.
Теперь можно вернуться к определению бизнес-модели Гарвардской школы бизнеса и вспомнить, что помимо определяющих бизнес-решений, в нее попадают и необходимые компромиссы. Эти компромиссы возникают потому, что для реализации нового бизнеса предпринимательской компании всегда не хватает ресурсов. А если бы все необходимые ресурсы были в наличии, то это уже не было бы предпринимательской компанией.
Для того, чтобы продавать сложный и дорогой программный продукт крупнейшим банкам и транснациональным корпорациям, лучше всего нанять людей, работавших в прошлом в этих компаниях на достаточно высоких позициях. Для начинающей компании — это может оказаться слишком дорого. В таких случаях приходится искать менее хороший, но, тем не менее, приемлемый вариант: пусть это будет бывший менеджер среднего звена, но при этом обязательно вхожий в отдел автоматизации по крайней мере одной крупной компании. Начинающей компании приходится делать немало подобных компромиссов, которые могут иметь отношение к человеческим, технологическим или временным ресурсам.
Однако наиболее частым источником компромиссов являются финансовые ресурсы. Поэтому разрабатывая бизнес-модель, необходимо еще и учитывать размер инвестиций, необходимых для реализации данной бизнес-модели. Это также должна быть реалистичная сумма, то есть привычная для того типа инвесторов, с которым взаимодействует предприниматель, и для той индустрии, в которой работает начинающий бизнес. Для бизнес-ангела типичный размер инвестиций редко превышает нескольких сот тысяч долларов. Для венчурного фонда, напротив, этот размер редко бывает меньше полумиллиона долларов, но и редко превышает десять миллионов.
В сущности, тщательно разработанная бизнес-модель должна обеспечивать ответы на шесть важнейших вопросов. Эти вопросы сформулированы на основе компонентов, наиболее часто встречающихся у различных предпринимателей (см. табл. 1).
К ним относятся:
- основная коммерческая идея компании,
- клиенты,
- внутрифирменные процедуры и квалификация сотрудников,
- процессы, обеспечивающие получение прибыли,
- наличие конкурентоспособной стратегии, которая позволяет претворить базовые преимущества (компетенцию) компании,
- деятельность компании по обеспечению прибыльности.
Практическая схема должна обеспечивать возможность применения в отношении предприятий всех типов — от предприятий, создаваемых в целях поддержания определенного стиля жизни владельца, и компаний с регулируемыми темпами развития до предприятий с большим потенциалом роста и спекулятивных компаний.
Очевидно, модели бизнеса для различных компаний будут разными в зависимости от темпов роста, а также от длительности периодов планирования, но тем не менее модель бизнеса любой компании включает шесть важнейших разделов:
1. Как мы создаем стоимость?
2. Для кого мы создаем стоимость?
3. В чем источник нашего конкурентного преимущества?
4. В чем мы отличаемся от других?
5. Как мы зарабатываем деньги?
6. Какие цели мы ставим перед собой с точки зрения времени, масштаба и размер?
1.3. Типы и виды бизнес-моделей.
Важным звеном в планировании будущего бизнеса является понимание того, кто будет клиентом компании. Ответ на этот вопрос во многом определяет построение организационной структуры проекта. При классификации бизнеса с этой точки зрения выделяют несколько типов бизнес-моделей:
1. В2С (business-to-consumer) - бизнес, ориентированный на конечного физического потребителя; В2С - самая "очевидная" бизнес-модель. Компания (юридическое лицо или частный предприниматель) продает товары или оказывает услуги физическим лицам. К этой категории бизнеса относится весьма значительный круг предприятий электронной коммерции: Интернет-магазины, платные сервисы для физических лиц, электронные казино, многочисленные компании, продающие консультационные и информационные услуги.
2. В2В (business-to-business) - бизнес для бизнеса; Модель В2В является еще одной (вместе с В2С) основной моленью сетевого бизнеса. Она объединяет компании, работающие на межкорпоративном рынке, где одни юридические лица оказывают услуги и продают товары другим юридическим лицам. К этой категории относятся интернет-биржи, компании-производители и продавцы оборудования, сырья, товаров и услуг, необходимых другим компаниям для осуществления их предпринимательской деятельности. В настоящее время, говоря о В2В-рынке, часто делают основной упор на межкорпоративные торговые площадки в Интернете. Действительно, в мире значительную часть оборотов В2В-рынка полают именно они. В России тоже появились свои отраслевые электронные биржи: MetalsRussia.com (металлы), ChemForum (фармацевтика), eMatrix (компьютерная техника), ZernoOnLine (зерно, сахар, подсолнечник), Faktura (универсальная интернет-биржа), eMetex (трубы и комплектующие), Depo.ru (компьютерная техника). Тем не менее, не стоит упускать из виду и иные проявления модели В2В.