Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- исследовательскую: умение диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;
- информационную: обеспечивает обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка;
- организационную: умение организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей в учебное и внеучебное время;
- координирующую: привлечение к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.), направление совместных усилий на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому значимо, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Вопросами для совместного решения с родителями являются:
► мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;
► выявление причин отставания в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива;
► совместная забота о здоровье детей;
► развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов;
► развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
► предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми20.
Перечень вопросов обсуждается и корректируется. Определяя круг вопросов, необходимо разобрать, с какими проблемами обращались родители чаще всего, были ли эти проблемы широкими или их нужно решать в узком кругу только с родителями конкретных учеников. Возвращаясь к прошлогоднему плану, анализируем:
- что было намечено сделать по плану;
- все ли удалось сделать? Что было сделано наиболее удачно?
- какие недостатки были и каковы причины этого?
- какие формы взаимодействия оказались удачными, в чем их педагогический эффект?
- что необходимо сделать в новом учебном году?
Значимую роль играет диагностика на разных этапах работы, которая поможет спланировать воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, полученная педагогом от детей и родителей, оказывает помощь и семье, и ребенку.
Проведя диагностические исследования:
● необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;
● диагностику проводить как с родителями, так и с детьми;
● помнить, что информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.
Предварительная диагностика – позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива. На предварительном этапе эффективной является методика незаконченных предложений: она помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций. Тематическую диагностику проводят при подготовке к родительским собраниям по определенной теме: например, перед собранием организуется проективная методика для учащихся, а для родителей – анкета по этой же проблеме. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Она необходима, чтобы родители отметили работу классного руководителя и чтобы провести коррекционную работу, которая заключается в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций. Цель аналитической обработки полученных данных: создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и одной направленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.
Эта цель долговременная, поэтому конкретизируем ее в задачах, а в соответствии с задачами определяем содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Улучшение работы взаимодействия учителя с семьями обучающихся предполагает нормы:
-
чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность; -
активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь); -
уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения; -
повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности); -
тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (не перекладывать на них свои обязанности); -
терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Таким образом, для результативности методов и форм работы взаимодействия с родителями необходимо учитывать индивидуальные факторы, влияющие на действенность общения учителя с родителями младших школьников: ● ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях; ● разобщенность родителей, консервативность взглядов у них (главная сложность) необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения родителей, включение их в жизнедеятельность детей в школе; ● совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно-ориентированного подхода. Форм продуктивного взаимодействия множество, но важно найти оптимальную для конкретной ситуации. Задача классного руководителя в том, чтобы обеспечить содержательность и результативность каждой встречи с родителями учеников.
Итак, содержание взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся должно соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.
Принципы планирования совместной деятельности:
- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;
- родители должны быть предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
- необходимо овладевать необходимыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку21.
В целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование. Основной формой совместной работы являются родительские собрания, где обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей. Эффективны тематические собрания как творческая совместная работа. Выстраивая сотрудничество с родителями необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально-демографический портрет семьи.
Результативными формами совместной деятельности считаются:
♦ «Круглый стол», куда приглашаются занимательно рассказывающие о своей школьной жизни люди;
♦ совместные открытые уроки, где присутствующие родители – участники действия;
♦ педагогические практикумы, когда родителям предлагаются разнообразные ситуации и необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
♦ дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
♦ коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.
Следует учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.
Необходимость взаимодействия школы и семьи бесспорна. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, а главными задачами педагогов являются:
-
обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи; -
оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями необходима самодиагностика – как попытка посмотреть на себя со стороны. Это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, способствует выработке критериев успешности. Это: повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования; повышение активности, ориентации на сотрудничество. А как следствие – формирование единого пространства взрослых и детей.
Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей.
Таким образом, успешную стратегию работы с родителями можно сформулировать так:
- аналитическая обработка всех этапов диагностики (анкетирование);
- подбор форм совместной деятельности учителя с родителями;
- решение совместных вопросов с родителями;
- вовлечение родителей в жизнь обучающихся;
- сотрудничество с классным руководителем и школой.
Только объединив все составляющие успешной работы классного руководителя с родителями (законными представителями), педагог получит сплоченный класс и детей, и родителей.
Выводы к главе 1.
Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, чтобы обеспечить комфортное пребывание ребенка в школе. Однако существуют противоречия между реализацией построения доверительных отношений между классным руководителем и родителями, недостатки методов и форм, направленных на работу учителя с родителями ученика.
Взаимодействие учителя с семьей учащихся – организация совместной деятельности, в которой достигаются общность в понимании возникающих ситуаций и способов их разрешения, определенная степень солидарности в выработке совместных действий в процессе решения проблем формирования и развития личности учащегося. Это процесс совместных действий по формированию личности ребенка, предполагающий сотрудничество учителя с родителями учащихся, обусловленное потребностью и учителя, и родителей глубже узнать индивидуальные особенности ребенка и скоординировать действия по его обучению и воспитанию. Это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны.
Изученный материал позволяет сделать вывод, что учитель является связующим звеном между школой и семьей, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Взаимодействие учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребенка, на процесс обучения. Школа и семья взаимосвязаны: т.к. в начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель, то совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – важное условие его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.