ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в учебный курс «история»
2 . Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности
Цивилизации Древнего Востока и Античной цивилизации
3. Проблема места и роли России в мировой истории
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья
1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь
3. Борьба Руси с иноземными захватчиками
Тема 3. Образование Российского государства.
1. Становление Московского централизованного государства.
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
3. Причины и последствия опричнины.
1. Становление Московского централизованного государства
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)
Тема 4. «НОВОЕ ВРЕМЯ». «Смутное время» Московского государства
1. Возникновение капиталистического уклада
2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
3. Московское государство в годы правления первых Романовых
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в.
1. «Петровская революция» и ее значение
3. «Просвещенный абсолютизм» в России
4. Внешняя политика России в XVIII веке
Тема 6. на пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории.
1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?
3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития
1. Начало капиталистической индустриализации и её особенности
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина
3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма
5. Причины революционного кризиса 1917 года
6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии
7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства
8. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма
2. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны.
3. Советское государство. Модели социалистического строительства
Тема 9. кризис международных отношений в первой половине ХХ века
1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века
2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы
3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия
4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг.
5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса
6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия
Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
1. Возникновение и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического процесса
2. НТР и ее социально-экономические последствия
3. НТР: СССР и современная Россия.
4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.)
5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)
2. Реформирование социально-экономической сферы
Современным вариантом этой точки зрения является концепция России как азиатско-европейского государства, то есть изначально восточного общества, стремящегося в периоды ослабления внешних регуляторов поведения в связи с упадком власти освободиться от всего западного как наносного и чуждого широким массам населения страны.
Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России. Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия - это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины – православной религии - другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.
Славянофильская концепция истории России возникла на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. По мнению ее создателей, Россия изначально развивалась самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории, привнеся в Россию европейские формы организации жизни. Вернуться в прошлое нельзя, забыть приобретенное невозможно и теперь уже не нужно. Следует осуществить синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность православию, власть царя, опирающуюся на мнение народа, выражаемое на Земских соборах) и того, что было заимствовано с Запада. Этот синтез будет означать вновь обретенную самобытность страны.
Евразийцы иначе подошли к российской самобытности. Согласно их концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в современном варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных влияний. Специфика Евразии-России, ее роль духовной твердыни, противостоящей «мировому злу», связана, прежде всего, с православием. Именно благодаря православию, а также национальному своеобразию как синтезу культуры Европы и Азии, Евразия-Россия сможет сыграть мессианскую роль в истории, вовлечь Европу в свой Евразийский мир. В условиях кризиса Запада Россия способна, полагали евразийцы, предложить миру альтернативный путь развития и повести его за собой. Эта теория оформилась в 20 – 30 годы XX-го века в среде русских эмигрантов. Когда кризис либерализма на Западе был преодолен, интерес к евразийству упал.
Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена, главным образом, против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный для них факт, что Россия является цивилизационным центром, наряду с другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в
свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство.
Есть мнение, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество, сообщество народов, относящихся к разным типам развития. На крутых поворотах истории она сдвигается то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Поэтому на всем протяжении истории перед Россией особенно остро стояла проблема выбора пути общественного развития.
Вывод: хотя проблема историко-культурной идентификации России сложна, специфика ее исторического пути достаточно хорошо изучена. Она определяется следующими факторами (см. таблицу)
Природный и геополитический составляющие: географический ландшафт, климат, народонаселение, территория государства и его положение среди сопредельных стран. Огромная территория, широкая возможность миграции населения, огромные усилия для освоения новых земель, а государство стремилось по мере своего роста закрепить население на определённых территориях. Естественная открытость границ, их незащищённость приводили к нашествиям, набегам на наши земли, как со стороны Востока, так и Запада. Постоянная угроза военных вторжений требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны, огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. Долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли, и ей пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны, чтобы пробиться к морям. Суровый континентальный климат страны резко сокращал цикл сельскохозяйственных работ. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения. Природно-климатический фактор способствовал экстенсивному характеру земледелия. | ||
Этнонациональный Фактор многонациональности способствовал взаимообогащению культур народов, населяющих Россию, содействовал формированию уникальной формы национального общежития многочисленных народов России | Религиозный Православие заложило основы менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа. | Социогосударственный Утверждение коллективистских форм социальной жизни и коллективистского типа мышления русских людей (это помогало выжить в трудных, порой экстремальных условиях) обусловили огромную роль государства в истории России. В отличие от стран Запада, именно в сильном государстве люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Личность, государство, общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны. |
Ч ерты восточного типа верховной власти: - высокая степень идеологизации (сакральность) верховной власти; - деспотический характер правителя; - мощная бюрократия; - мощная военно-полицейская машина; - гипертрофированная роль аппарата управления; - государство формирует общество; - жестокий контроль власти над всеми сферами жизни общества. | В ласть в России - гипертрофирована - авторитарна; - она определяет все сферы жизни государства и общества; - преобразования проводятся «сверху» (революция «сверху»). |
Тяжелейшие условия приводили к сохранению длительное время общества традиционного типа, для которого характерно:
-
Слабое, чрезвычайно медленное развитие промышленности. -
Малая степень урбанизации страны. -
Ориентация на крайне медленное развитие внутриконтинентальной торговли. -
Экстенсивность земледелия: необходимость захвата новых территорий под пашни -
Дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве сохранялся на протяжении веков (несмотря на значительный прирост населения страны). -
Сохранение долгое время общины, как залога выживания общества, государства.
Периодизация Отечественной истории
Вторая половина IX ─ начало XII вв. | Становление и расцвет Киевской Руси | |
Начало XII ─ начало XIV вв. | Политическая раздробленность Руси | |
Начало XIV – первая четверть XVI в. | Объединение русских княжеств в единое централизованное государство. | |
XVI в. | Становление Московского централизованного государства, утверждение самодержавия, крепостного права, духовной и культурной изоляции от Запада. | |
XVII в. | Россия в начале Нового времени. Переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. Складывание всероссийского рынка. Юридическое оформление крепостного права Соборным Уложением 1649 г. | |
XVIII ─ начало ХХ вв. | Российская империя | |
1917 ─ 1991 гг. | Советское государство (Советская Россия, СССР) | |
1992 ─ по настоящее время | Россия, Российская Федерация |
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья
План
-
Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. -
Развитие русских земель в середине XII- начале XV вв. Удельная Русь. -
Борьба Руси с иноземными захватчиками.
1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
Предпосылки образования государства у восточных славян
Развитие ремесла, торговли (прежде всего, транзитной),
пашенного земледелия;
Формирование племенных союзов, выделение родоплеменной
знати; формирование системы управления, внешняя угроза
Распад родовой общины; зарождение социального и имущественного неравенства
Общая языческая религия, схожие обычаи, общественная психология
Восточных славян в этот период отличало:
-
общинная психология, -
родовые пережитки, -
сильное влияние язычества, -
вечевая организация политической жизни, -
слабое развитие крупного землевладения, -
с уществование так называемого «патриархального рабства»
Эти факторы предопределили особую роль русских городов, специфику системы управления и строительства военной организации, тенденции и характер социально-экономического и политического развития нашей страны в последующие периоды.
Происхождение Древнерусского государства:
спорные вопросы теории
Вопросы, связанные с происхождением терминов «славяне», «Русь», с этнической принадлежностью славян, с образованием государства у восточных славян на протяжении уже почти трех столетий вызывает многочисленные споры среди историков. Зачастую они принимают характер не только научных дискуссий, но политических споров.
Теории возникновения государства у восточных славян
Норманские теории
Старая норманская теория Авторы: немецкие ученые середины XVIII в. (работавшие в России): Миллер, Байер Шлецер | Современная норманская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в. |
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: восточные славяне в силу своей отсталости были не способны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых славяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо они выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманы и варяги - это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманов называли славяне). Русы - одно из норманских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей - скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: теория считается не научной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на «Повесть временных лет» | Основные положения: у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в 860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %. |