Файл: кубанский государственный университет (фгбоу во КубГУ) Факультет физикотехнический Кафедра физики и информационных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоции представляют собой реакцию на внешние стимулы. В зависимости от шумовой чувствительности и индивидуальных физиологических и психологических особенностей организма человека, сильно меняется характер и выраженность реакции, вызванной внешними стимулами. В настоящее время в психологии существуют различные методы для оценки видов чувствительности. Самым известным считается тест Вейнштейна, для него важна высокая воспроизводимость.

В современной профилактической медицине имеет место быть такое направление, которое направленно на выделение определенных групп населения и выявление у них наибольшей чувствительности к воздействию шумовой окружающей среды. Благодаря исследованиям ученых, зафиксировано, что из-за яркой эмоциональной реакции, спровоцированной подобными воздействиями, появляются нарушения в здоровье, различные заболевания и функциональные сдвиги, которые связаны с неспецифическим действием шума. Заметно нарушается период сна, который с каждым разом приобретает все более негативные последствия. Если человек склонен к повышенному раздражению, при воздействии звуковых стимулов, то скорее всего он имеет высокую шумовую чувствительность. Эти феномены являются посредниками между шумовой чувствительностью и нарушением здоровья [16].

В гигиене и отечественной экологической физиологии большую роль играет проблема дезадаптации и адаптации. Для оценки и изучения процессов функционального состояния организме человека и его адаптации, существуют некоторые методы изучения ВСР. Выбор таких методов обуславливается интегральным характером функционирования сердечно-сосудистой системы и зависимостью ВСР от большого количества периферических и центральных осцилляторов. Нелинейность, как правило, характерна для множества биологических систем. В физиологии за последние года разработаны новые методы нелинейного анализа ВКР (detrended fluctuation analysis, график Пуанкаре методы вычисления информационной энтропии ApEn и SampEn, wavelet analysis и т.д.).

После воздействия на организм звуковыми стимулами (нейрокогнитивная модель) возникает некая специфичность эффекта, даже если прослушанная мелодия или шум характеризуются низкой интенсивностью.

Сложный звуковой феномен представляет собой белый шум. При прослушивании такого звукового стимула повышается частота дыхательных движений и артериальное давление, а также вызывается понижение относительного тонуса парасимпатической нервной системы. Но можно добиться и обратного эффекта при прослушивании музыкальных композиций или просто звуков, вызывающих положительные эмоции. Такие воздействия лежат в основе музыкальной терапии. В терапевтических целях и для расслабления организма существует большое разнообразие используемых стимулов – от всеми любимой классики и заводящего джаза до дерзкого и агрессивного рока. Из-за большого разнообразия музыкальных стилей возникает вопрос, какую культуру можно считать самой универсальной для получения эффективного результата и достижения релаксации.


Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что все последствия от звуковой терапии и экспозиции, так или иначе влияющие на организм человека, определяются сложнейшим комплексом факторов. Они включают в себя как музыкальные особенности звукового воздействия, так и чувствительность к шуму [17].



3 Дыхание
На протяжении долгих лет человечество совершает дыхательные движения на подсознательном уровне, совсем не замечая этого. Каждый раз, когда человек делает вздох, он, из атмосферного воздуха, запускает в свои легкие кислород, выдыхая, отдает в атмосферу углекислый газ.

Дыхание – отточенный до совершенства механизм, который является важнейшей основой жизни человека. Это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и других веществ.

В организме человека невозможны обменные превращения веществ без кислорода. Природой не предусмотрены запасы кислорода в организме человека и животного. На помощь приходит система органов дыхания, которая обеспечивает поступление кислорода в организм. В результате обмена веществ в значительных количествах накапливается углекислый газ, который очень вреден для организма. Удаление углекислого газа тоже происходит при помощи органов дыхания [18].

Функция дыхательной системы – снабжение крови достаточным количеством кислорода и удалением из нее углекислого газа.

Дыхание принято различать на три этапа:

  1. Тканевое дыхание –биологическое окисление в митохондриях и газообмен в тканях;

  2. Внешнее (легочное) дыхание – обмен газов в легких межу средой и организмом;

  3. Транспорт газов кровью от легких к тканям организма.

Внешнее дыхание осуществляется, благодаря системе органов дыхания, которая состоит из дыхательных (воздухоносных) путей (по ним проходит выдыхаемый и вдыхаемый воздух) и легких (в них, между кровью и вдыхаемым воздухом, совершается газообмен).

Воздухоносные (дыхательные) пути включают в себя такие части органов, как носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи. Воздухоносные пути делятся на верхние и нижние. К верхним путям относятся: гортань, носовая полость и носоглотка, а к нижним – трахея и бронхи. Все это имеет твердый скелет, состоящий из костей и хрящей, изнутри выстланными слизистой оболочкой. Она, в свою очередь, снабжена мерцательным эпителием. Главной функцией дыхательных путей является защита организма от инфекции и пыли, а также обогрев и увлажнение вдыхаемого воздуха.

Полость носа. Она поделена перегородкой на две половины. При помощи ноздрей, носовая полость может сообщаться с наружной средой, а с обратной стороны – с глоткой, при помощи хоан. Слизистая оболочка имеет большое количество кровеносных сосудов. Кровь, которая проходит по этим сосудам, согревает поступающий воздух. Железы слизистой выделяют специальную слизь, которая способствует снижению жизнедеятельности бактерий и увлажнению стенок носовой полости. На поверхности слизистой находятся лейкоциты. Они уничтожают огромной количество бактерий. Благодаря мерцательному эпителию слизистой, происходит задержка пыли и ее вывод из организма. При раздражении ресничек полости носа возникает рефлекс, который принято называть – чихание. Таким образом, поступаемый в организм воздух, через носовую полость, согревается, обеззараживается, увлажняется и отчищается от пыли.


Из полости носа воздух поступает в носоглотку, а затем в гортань. Гортань образована следующими хрящами: хрящевой надгортанник и щитовидный хрящ. Первый защищает дыхательные пути при проглатывании пищи, второй защищает гортань спереди. Раздражая реснички гортани, можно появление кашля.

Из гортани воздух поступает в трахею. Трахея образована неполными хрящевыми кольцами, задняя стенка трахеи мягкая и содержит гладкие мышцы. За счет этого по пищеводу, который лежит позади трахеи, с легкостью проходит пища. Далее трахея делится на два главных бронха (левый и правый), проникающие в легкие. После главные бронхи разделяются на бронхи. Так образуется бронхиальное дерево. Далее деление происходит на бронхиолы, альвеолярные мешочки, альвеолы. Обмен газами происходит через стенки капилляров и альвеол: из вдыхаемого воздуха, кислород переходит в кровь, а из крови в альвеолы поступает углекислый газ.

Легкие расположены в грудной клетке. Они представляют собой крупные парные органы овальной формы. Легкие не могут активно сокращаться, потому что в них отсутствует мышечная ткань. Межреберные мышцы и диафрагма играют главную роль в акте вдоха и выдоха. При их сокращении легкие растягиваются, увеличивается объем грудной клетки. При расслаблении объем грудной клетки и легких уменьшается, ребра опускаются и воздух выходит наружу. В среднем человек совершает 15-16 дыхательных движений в минуту.

Регуляция дыхания. У каждого человека, помимо легких, есть еще дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге. Одна часть его клеток связана с вздохом, другая часть связана с выдохом. Во время акта вдоха и выдоха, появившееся импульсы передаются из дыхательного центра к дыхательным мышцам и диафрагме по двигательным нейронам. Это и вызывает бесконечный цикл чередования вдоха и выдоха. Вдох рефлекторно вызывает выдох, и наоборот, выдох рефлекторно вызывает вдох. Большое влияние на дыхательный центр оказывает кора головного мозга: человек может попытаться сбить систему дыхания, задержав дыхание. В таком случае, действительно меняется частота и глубина дыхания.

При накоплении углекислого газа в организме человека, идет незамедлительное возбуждение дыхательного центра, что ведет за собой учащение и углубление дыхания. Именно так и осуществляется гуморальная регуляция дыхания.

Искусственное дыхание. Такое дыхание вынуждены применять при отравлении угарным газом, поражении электрическим током и т. п. Это дыхание может делаться двумя способами; изо рта в рот или изо рта в нос. Таким образом, в выдыхаемом воздухе содержится 16-17 % кислорода, такое количество достаточно для обеспечение газообмена. А гуморальной стимуляции дыхательного центра пострадавшего, способствует большое содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе.


Гигиена дыхания. Чтобы развить и укрепить органы дыхания, очень важно правильно дышать. Вдох обязательно должен быть короче выдоха, любое дыхание должно осуществляться через нос. Необходимо развитие грудной клетки и отказ от вредных привычек (курение) [19,20].


4 Память и внимание, как основные характеристики

трудовой деятельности человека
Внимание – это психологических феномен. Но вплоть до настоящего времени, мнения среди многих ученых и психологов никак не сходятся воедино. Если углубиться в психологическую литературу, то можно сказать следующее: для одних проблема внимания существует как самостоятельное психическое явление, а для других внимание никак не может рассматриваться как самостоятельное явление. Ученые из второй группы считают, что внимание в какой-либо степени обязательно присутствует в любом другом психологическом процессе. А ученные из первой группы считают наоборот. Они убеждены, что внимание самостоятельный процесс в психологической деятельности.

Но отсюда вытекает следующий вопрос: к какому же классу явлений относится внимание, если говорить только о психических процессах. Одни ученые говорят: «Внимание – это познавательный психический процесс». Другие утверждают: «Внимание следует объединить с волей и деятельностью человека, опираясь на то, что всевозможная работа, в том числе и познавательная не возможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий». Но одно остается неизменным, внимание играет огромную роль в трудовой и интеллектуальной деятельности человека. Очень сильно ухудшается работоспособность, если уровень внимания вдруг снизился. Это может привести к большому количеству ошибок в выполнении намеченных планов.

«Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном», – считают многие психологи. Разберем подробно это утверждение.

Направленность несет избирательный характер, если мы говорим о психической деятельности. Например, субъект из своего окружения будет выбирать объекты и явления только определенного рода психической деятельности. Сюда также можно отнести и сохранение деятельности, но только на определенный период времени. А главное – это сохранить, удержать в своей голове выбранную ту или иную деятельность [21].

А теперь перейдем к понятию – сосредоточенность. Сосредоточенность – любая (большая или меньшая) углубленность в деятельность. Она является иной характеристикой внимания. К примеру, решая задачу, с каждым разом все сложнее и сложнее, человек должен напрягать и увеличивать интенсивность своего внимания, соответственно требуется большая углубленность в тему. Но также под сосредоточенностью понимают отстранение от всего постороннего. Если человеку не удается отвлечься от ненужного, то решение поставленных задач осложняется.