Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
нет никаких избранных гражданами выборных органов. Одной из причин такого положения является несоответствие принятых с октября 1993 г. указов президента о местном самоуправлении принятой Конституции.
В июне 1994 г. Государственная дума приняла Постановление
«Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Россий- ской Федерации». В постановлении констатировалось, что указы президента и нормативные акты субъектов Федерации сыграли известную роль в формировании правовой базы местного само- управления, однако не были выполнены указы президента от 24 де- кабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»; от 24 марта 1994 г. «О мерах по обеспечению реформы местного са- моуправления» в части, касающейся приведения актов президента и правительства в соответствие с Конституцией.
Государственная дума предложила президенту как гаран- ту Конституции, прав и свобод человека и гражданина принять меры по устранению нарушений конституционных прав населения на местное самоуправление, исключив практику переноса выборов, назначения глав местного самоуправления, нормативного регули- рования прав местного самоуправления актами исполнительных органов государственной власти.
Совету Федерации предлагалось использовать свои конститу- ционные полномочия для обеспечения прав населения на местное самоуправление, а законодательным органам субъектов привести в соответствие с Конституцией свои нормативные акты.
Новый этап в развитии местного самоуправления начался
с принятием Федерального закона ««Об общих принципах ор
ганизации местного самоуправления в Российской Федерации»
от 12 августа 1995 г. Закон принимался с большим трудом. Госу- дарственная дума принимала его трижды, дважды отклонял Совет
Федерации.
Закон содержал специальную статью «О формировании право- вой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим
Федеральным законом». Правительству РФ предлагалось внести
21
в Думу законопроекты, обеспечивающие правовую защиту органов местного самоуправления, установить ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. Закон устанавливал срок проведения этих выборов: не позднее, чем через 6 месяцев со дня вступления закона в силу, то есть до 1 марта 1996 г., когда истекали сроки пол- номочий глав администраций, назначенных на должность главами исполнительной власти субъектов.
Но 17 сентября 1995 г. президент Ельцин издал Указ «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления», которым выборы в органы местного самоуправления были перенесены на декабрь 1996 г. на том основании, что в ряде субъектов еще не завершилось формирова- ние законодательной базы, необходимой для проведения выборов и функционирования органов местного самоуправления. Этот указ вступил в противоречие с федеральным законом 1995 г., и депутатам пришлось вносить поправки в этот закон.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправ- ления в Российской Федерации» 1995 г. имел 8 глав и 62 статьи:
Глава I. Общие положения (ст. 1–11).
Глава II. Территориальные основы местного самоуправления
(ст. 12–13).
Глава III. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (ст. 14–21).
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления (ст. 22–27).
Глава V. Финансово-экономическая основа местного самоуправ- ления (ст. 28–42).
Глава VI. Гарантии местного самоуправления (ст. 43–46).
Глава VII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их де- ятельностью (ст. 47–52).
Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст. 53–62).
22
В первой главе раскрывались основные понятия и термины, относящиеся к местному самоуправлению, в том числе два новых, введенных этим законом: муниципальное образование и муници- пальная служба.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Муниципальное образование — это городское, сельское посе- ление, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по ис- полнению их полномочий. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодатель- ством о государственной службе.
Закон не содержал исчерпывающего (в отличие от закона 1991 г.)
перечня территориальных единиц, в пределах которых могло осу-
ществляться местное самоуправление. Он гласил, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территори- ях. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсове- тов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Закон допускал возможность действия местного само- управления на территории других муниципальных образований, то есть оставлял этот перечень открытым и не связывал его жестко
с административно-территориальным делением. Субъекты могли сами устанавливать эти территориальные единицы.
Закон 1995 г. гарантировал каждому городскому и сельскому поселению право на самоуправление: «Население городского, сель- ского поселения не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления». Оно могло быть реализовано путем создания самостоятельного муниципального образования или
23
присоединения к какому-нибудь муниципальному образованию.
В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускалось ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.
Установление и изменение границ муниципального образо- вания, в том числе при образовании, объединении, преобразова- нии или упразднении муниципальных образований, должно было осуществляться с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъекта РФ. Установление
и изменение границ законом 1995 г. было отнесено к полномочиям
органов государственной власти субъектов. Вслед за Конститу-
цией РФ закон провозгласил, что изменение границ муниципального
образования не допускается без учета мнения населения соответ-
ствующих территорий.
Территорию муниципального образования должны были со- ставлять земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необ- ходимые для развития поселений, и другие земли в границах му- ниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
На начало 1997 г. в России было зарегистрировано свыше 13 тыс. муниципальных образований, в том числе 579 городов, 773 по- селка, 14 станиц, 16 538 районов (уездов), 10 315 сельских советов и волостей.
Предметы ведения местного самоуправления для всех муници-
пальных образований (сельских поселений, городов, районов и др.)
устанавливались едиными, без каких-либо различий. Это вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномо- чия, которыми могли наделяться органы местного самоуправления любого муниципального образования.
К вопросам местного значения относились (статья 6):
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
24 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной соб- ственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муници- пального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учре- ждений дошкольного, общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учре- ждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осущест- вление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муни- ципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муници- пального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных иско- паемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учре- ждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
25 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоро- нения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и му- ниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами тор- говли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информацион- ной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой ин- формации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спор- та в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муни- ципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципаль- ном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования имели право принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Наделение органов местного самоуправления отдельными госу- дарственными полномочиями должно было осуществляться только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновремен- ной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству, порядок контроля должен был определяться федеральными зако- нами и законами субъектов.
26
По закону 1995 г. каждое муниципальное образование должно
было иметь свой устав, в котором указывались бы границы и состав его территории; вопросы местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления; их наименование и полномочия; сроки полномочий; виды, порядок принятия и вступ- ления в силу нормативных правовых актов органов местного само- управления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных долж- ностных лиц местного самоуправления и т. д.
Устав муниципального образования должен был разрабаты- ваться муниципальным образованием самостоятельно и мог при-
ниматься двумя способами: представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением на референдуме.
Он вступал в силу после его официального опубликования (обна- родования).
Закон 1995 г. разрешил муниципальным образованиям иметь
собственную символику (гербы, эмблемы, флаги, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Наличие выборных органов местного самоуправления муници- пальных образований объявлялось обязательным. Наименования органов местного самоуправления устанавливались уставами муни- ципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Численный состав депутатов представительного органа должен был определяться уставом муниципального образования. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного само- управления, выборного должностного лица не мог быть меньше
двух лет. Установленный срок полномочий не мог изменяться в те- чение текущего срока полномочий. Депутатам, главе МО, выборным должностным лицам разрешалось работать на постоянной основе.
В отдельных поселениях полномочия представительного ор- гана местного самоуправления могло выполнять собрание (сход) граждан.
27
В уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ могла предусматриваться возможность отзыва населе- нием депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Закон 1995 г. предусматривал следующие формы участия на
селения в местном самоуправлении:
1. Местный референдум по вопросам местного значения, ре- шение о проведении которого принимал представительный орган местного самоуправления по собственной инициативе или по тре- бованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
2. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ- ления. Порядок проведения муниципальных выборов определялся законами субъектов Российской Федерации.
3. В муниципальном образовании для решения вопросов местно- го значения могли созываться собрания (сходы) граждан, правомоч- ные при участии в них более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
4. Народная правотворческая инициатива в вопросах местного
значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежали обязательному рассмотре- нию на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (об- народованию).
5. Обращения граждан, индивидуальные и коллективные, в ор- ганы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Последние обязывались дать ответ по существу в течение одного месяца. Федеральным законом, законом субъек- та РФ могла устанавливаться административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.
6. Территориальное общественное самоуправление — это само- организация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не явля- ющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, квар- талов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного