Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.
К концу 60-х – началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т.е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.
Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.
В нашей стране регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности правительства и не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития экономики отражения в правительственных документах. Кроме того, сложность проблемы усугубляется еще и тем, что рынок труда в России только формируется: пока еще в полной мере не функционируют ни организационно-правовой, ни социальноэкономический механизмы его регулирования.
Решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий – с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступать гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда.
Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.
Службы занятости. Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.
Государственная служба занятости населения в нашей стране образована на базе органов по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для проведения единой государственной политики занятости населения на всей территории РФ. Государственная служба занятости призвана обеспечить проведение в жизнь государственной политики занятости.
Службы занятости – основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.
Современные службы занятости в нашей стране кроме традиционных посреднических услуг должны выполнять многие другие функции, отвечающие современным требованиям регулирования рынка труда. Это меры материальной поддержки и социальной помощи безработным; организация общественных работ; участие в создании дополнительных рабочих мест; анализ рынка труда и представление предложений по его регулированию; участие в разработке государственных и региональных программ занятости для различных групп населения; оказание содействия по созданию МП и других форм предпринимательской деятельности; стимулирование самозанятости, гибких нетрадиционных форм занятости.
Характеризуя вмешательство
государства в функционирование рынка труда, можно классифицировать осуществляемые меры по разным признакам. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, по способу воздействия – меры прямого и косвенного влияния. К мерам прямого воздействия относятся программы создания рабочих мест, программы в области образования, профессиональной подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве, мероприятия в области региональной политики. К косвенным мерам относятся денежнокредитная и налоговая политика, субсидирование предпринимателей, трудоустраивающих безработных и организующих производственное обучение и переподготовку, а также другие меры общеэкономического характера. Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на отдельные элементы рынка труда: на спрос и предложение, на заработную плату.
Сегодня необходимо, чтобы система государственного регулирования занятости населения и рынка труда была адекватна современным условиям переходной экономики и достаточно эффективно функционировала как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях. Эта система должна обеспечить решение как краткосрочных задач, так и проблем средне- и долгосрочного характера. Основная цель политики занятости в условиях глубочайшего социально-экономического кризиса – предотвращение массовой безработицы и смягчения ее социальных последствий.
Содействие занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости
В настоящее время в рамках общих мероприятий политики занятости разрабатывается и осуществляется комплекс мер, направленных на решение проблем занятости, особенно среди социально уязвимых групп населения. Прежде всего на эти группы безработных ориентированы программы сохранения и создания рабочих мест. На места, сохраняемые и вновь создаваемых с привлечением средств из Фонда занятости, в основном трудоустраиваются женщины и молодежь. Определенную часть этих мест занимают инвалиды. Эти программы предусматривают увеличение занятости как в государственном, так и в негосударственном секторе. При этом создание и сохранение рабочих мест для отдельных групп безработных поощряются различными способами (прямыми и косвенными). Среди них: дотации,
кредиты под льготные проценты, льготы по налогам на прибыль. Финансовой поддержкой пользуются также работодатели, создающие дополнительные рабочие места, предусматривающие гибкий режим работы для женщин.
Создание новых рабочих мест. Значительная часть вновь создаваемых мест, финансируемых центрами занятости, относится к сфере надомного труда. Эти места предназначены для инвалидов и женщин, имеющих детей. Причем поддержку получают разные формы надомного труда. Например, цеха при крупных швейных предприятиях, небольшие индивидуальные предприятия, которые предусматривают работу на дому.
В ряде регионов большинство мест, предназначенных для слабозащищенных групп населения, создается, как правило, либо в отраслях, производящих товары народного потребления, либо в сфере услуг. Такая структура создаваемых рабочих мест отвечает как интересам и профессиональным склонностям социально уязвимых групп, так и задачам структурной перестройки экономики.
Квотирование рабочих мест. С помощью льгот стимулируется и такая форма содействия трудоустройству слабозащищенных категорий, как квотирование рабочих мест. Квоты могут предназначаться для всех категорий слабозащищенных в целом, для выпускников общеобразовательных школ, для инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и одиноких матерей и т.д. Причем в зависимости от регионов и отраслей различаются как размеры квот, их распределение между различными категориями, так и формы стимулирования работодателей. Как показывает практика, большинство квотируемых рабочих мест рассчитано на молодежь, второе место среди адресатов занимают женщины, что свидетельствует об особой остроте уже существующей безработицы для этих категорий рабочей силы. Существуют некоторые различия по регионам и в льготах и налогах, стимулирующих выделение квот.
Трудоустройство слабозащищенных категорий на квотируемые места при отсутствии вакансий может поощряться также и с помощью дотаций. Так, в Карелии работодателям в этих случаях возмещается 30% расходов на заработную плату безработным, принятым по квоте. Оценивая эффективность квотирования в решении проблемы занятости молодежи (на нее приходится большая часть квотируемых мест), нужно отметить, что даже в тех случаях, когда молодые люди и трудоустраиваются на предлагаемые места, появляются новые проблемы. Они связаны с несовпадением предлагаемых рабочих мест (особенно в сфере производства) и профессиональных стремлений трудоустраиваемых, предпочитающих, как показывают опросы, сферу услуг.
Развитие малого бизнеса. Наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства, в том числе и таких его форм, как индивидуальнотрудовая деятельность (ИТД), увеличение числа кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Практика показывает, что только незначительная доля лиц (3-5%) среди всего трудоспособного населения имеет склонность и способности к организации своего дела. Однако и нет необходимости в том, чтобы каждый человек обладал такими способностями и становился предпринимателем. По данным Госкомстата РФ, в среднем на одном МП занят 21 человек, в одном кооперативе – 27 человек. Таким образом, предприниматель, организовавший кооператив или МП, обеспечивает работой в среднем 20 человек.
Так, в Санкт-Петербурге открыт и действует центр по подбору и подготовке кадров под названием «Этика». Этот центр с помощью районных служб занятости отбирает из числа безработных тех, кто готов попробовать себя в малом бизнесе, проводит их тестирование, обучает по курсу предпринимательства и помогает в организации собственного дела. «Этика» выдает начинающим предпринимателям кредиты на покупку оборудования и материалов. Кредиты возвращаются в установленные договором сроки. Служба занятости может также помочь создаваемым предприятиям в подборе работников из числа ищущих работу (особенно безработных женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста). При этом предприниматели в негосударственном секторе, в том числе и начинающие, пользуются поддержкой (финансовой, организационно-методической и пр.) Фонда занятости для трудоустройства слабозащищенных категорий.
Кроме того, иногда в практике центров занятости применяется и такая широко распространенная в промышленно развитых странах форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам, получившим статус безработного, для открытия собственного дела. В основном эта форма содействия самозанятости в большей степени рассчитана на уменьшение безработных среди слабозащищенных категорий.
Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Анализ действительности показывает, что в целом значение системы первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки как инструмента политики на рынке труда выросло. Об этом свидетельствует увеличением числа прошедших через нее с начала регистрации безработных. Высокая доля социально уязвимых групп среди проходящих профобучение незанятых обусловливает соотношение разных форм обучения. При этом наблюдается большой удельный вес переподготовки среди других форм обучения, который обусловлен массовым высвобождением женщин, в том числе специалистов, спрос на профессии которых невелик. Также отмечается значительная доля первоначального обучения, что связано с ростом безработицы среди молодежи, в том числе выпускников школ или тех, кто ее не закончил. По некоторым данным, в России более 4,5 млн. подростков школьного возраста не работают и не учатся.